24 февраля умер Генеральный конструктор проекта 885 "Ясень" Пялов В.Н.

Отпевание генерального конструктора АО "СПМБМ "Малахит" Пялова В.Н. завтра 28.02.17 в 12.00 в Никольском соборе, похороны с 14.00 на центральной аллее Южного кладбища.

На 82 году не дожив 4 дня до своего 83-летия ушёл из жизни Пялов В.Н. - генеральный конструктор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии 2000 г., кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" 4, 3 и 2 степени. Владимир Николаевич был Почетным членом «Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ»

24 февраля в Петербурге, не дожив 3 дня до своего восьмидесяти трехлетия, скончался Владимир Николаевич Пялов. С 1959 года он работал в КБ «Малахит» (ГУП СПМБМ «Малахит»). Прошел путь от рядового до генерального конструктора.

До последнего времени он являлся генеральным конструктором сложнейшего подводного корабля - «Ясеня».

Владимир Николаевич был со своим КБ и все годы «холодной войны», и в трудные 90-е, и уже после них, когда российский подводный атомный флот начал своё второе рождение.

Это был умелый руководитель и очень скромный человек. Всё, что он ценил в людях, можно охарактеризовать одним словом: профессионализм.

Проект «Ясень» шел очень трудно, очень многое приходилось доделывать на ходу, сроки поджимали, но КБ справилось, в том числе и благодаря его усилиям.

Ушел человек-эпоха, человек-легенда, который стоял у самых истоков советского и российского атомного подводного кораблестроения. При его непосредственном участии СССР, а потом и Россия стала получать уникальные, многоцелевые подводные корабли, аналогов которым нет в мире и сегодня – грозное оружие, заставившее мировое сообщество говорить с СССР, а потом и с Россией на равных, а не с позиции силы.

Он работал над многими проектами КБ «Малахит», которое за время своего существования разработало более 100 проектов подводных лодок, по ним построено 300 кораблей, из них 94 атомных.

КБ «Малахитом» разработана первая советская атомная субмарина проекта 627(А) «Кит» (по терминологии НАТО - November class), из которых К-3 «Ленинский комсомолец» (проект 627) была головной. В 1962 году она впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.

Спроектированы и введены в строй уникальные подводные лодки проектов  645 ЖМТ - первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором, подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО — «Alfa»). Их скорость более 41 узла подводного хода позволяла уходить от многих противолодочных торпед, а на циркуляцию с разворотом на 180 градусов ей требовалась 42 секунды. Ни один корабль НАТО не способен был от нее оторваться.

Был спроектирован и построен единственный корабль по проекту 661 «Анчар» (по классификации НАТО - «Papa») - самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла), которую прозвали «Золотая рыбка».

Флот получил подводные лодки проектов 671, 671 РТ, РТМ – «подводных охотников» (по натовской классификации - «Victor»), которые своей низкой шумностью очень досаждали странам НАТО. За 30 лет эксплуатации на лодках этого проекта не было ни одного случая гибели людей.

22 мая 1985 года началась операция «Апорт». Из бухты Западная Лица одновременно вышли пять атомных подводных лодок проекта 671. Их задачей было обнаружение мест дислокации американских стратегических субмарин. Нужно было показать США свои возможности. За две недели советские подводные лодки вскрыли десятки мест боевого патрулирования американских ракетоносцев. В реальных боевых условиях это означало бы немедленную гибель кораблей противника. Через шесть месяцев после операции «Апорт» 20 ноября 1985 года в Женеве Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о неприемлемости применения ядерного оружия, ставший первым шагом к окончанию «холодной войны».

На смену лодкам проекта 671 пришли корабли проекта 971 (по классификации НАТО — «Akula»). Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте. Дальность обнаружения целей на этих лодках была увеличена в три раза, а уровень собственных шумов снижен в четыре раза. Это были самые бесшумные лодки отечественного флота. 

И, наконец, КБ «Малахит» приступил к созданию следующего поколения – многоцелевых подводных лодок «Ясень», где Владимир Николаевич был уже генеральным конструктором.  Головная подводная лодка проекта — К-560 «Северодвинск» 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.

Теперь Владимира Николаевича не стало. Ушел человек, сохранивший коллектив, традиции научной мысли и отечественного кораблестроения.

Это большая потеря, не только для родных и близких, но и для всего российского атомного флота.