НА ЗАПАДЕ ЕГО ДЕТИЩЕ НАЗЫВАЛИ «ЗВЕРЬ ИЗ ГЛУБИН»

Петербург попрощался с Владимиром Николаевичем Пяло­вым. Его смерть прошла почти незамеченной для миллионов горожан, впрочем, как и жизнь, – такова плата за уникальную судьбу российского технического гения, чье имя в стране всегда знал лишь ограниченный круг людей. Потому что всегда будет существовать в секретном мире обороны такая должность – генеральный конструктор. Владимир Николаевич до последнего времени являлся генеральным конструктором сложнейшего подводного корабля – «Ясеня».

Мы можем гордиться тем, что он был нашим земляком. Потому что ушел человек-эпоха, человек-легенда, который стоял у самых истоков советского и российского атомного подводного кораблестроения. При его непосредственном участии СССР, а потом и Россия стала получать уникальные, многоцелевые подводные корабли, аналогов которым нет в мире и сегодня, – грозное оружие, заставившее мировое сообщество говорить с СССР, а потом и с Россией на равных, а не с позиции силы.

Теперь его коллеги и ученики вспоминают, как Пялов пришел в 1959 году работать в КБ «Малахит», как прошел путь от рядового до генерального конструктора. И еще они говорят, что это был умелый руководитель и очень скромный человек. Все, что он ценил в людях, можно охарактеризовать одним словом: профессионализм. Владимир Николаевич был со своим КБ и все годы холодной войны, и в катастрофические для ВМФ 90-е, и после них, когда российский подводный атомный флот начал свое второе рождение.

Он работал над многими проектами КБ «Малахит», которое, вдумайтесь, за время своего существования разработало более 100 проектов подводных лодок, по ним построено 300 кораблей, из них 94 атомных.

«Малахитом» разработана первая советская атомная субмарина проекта 627(А) «Кит» (по терминологии НАТО – November class), из которых К-3 «Ленинский комсомолец» (проект 627) была головной. В 1962 году она впервые в истории советского подводного флота всплыла близ Северного полюса.

Спроектированы и введены в строй уникальные подводные лодки проектов 645 ЖМТ – первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором, подводные лодки проектов 705, 705К «Лира» (по классификации НАТО – Alfa). Их скорость более 41 узла подводного хода позволяла уходить от многих противолодочных торпед, а на циркуляцию с разворотом на 180 градусов ей требовалось 42 секунды. От нее не способен был оторваться ни один корабль НАТО.

Был спроектирован и построен единственный корабль по проекту 661 «Анчар» (по классификации НАТО – Papa) – самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 82 км/ч (44 узла), которую прозвали «Золотая рыбка».

Флот получил подводные лодки проектов 671, 671 РТ, РТМ – «подводных охотников» (по натовской классификации – Victor), которые своей низкой шумностью очень досаждали странам коалиции. За 30 лет эксплуатации на лодках этого проекта не было ни одного случая гибели людей.

Что они значили для нашего флота, для страны? Чем, в конце концов, мог гордиться Владимир Пялов и его коллеги? Можно вспомнить лишь один эпизод. 22 мая 1985 года началась операция «Апорт». Из бухты Западная Лица одновременно вышли пять атомных подводных лодок проекта 671. Их задачей было обнаружение мест дислокации американских стратегических субмарин. Это была демонстрация наших возможностей.

За две недели советские подводные лодки вскрыли десятки мест боевого патрулирования американских ракетоносцев. В реальных боевых условиях это означало бы немедленную гибель кораблей противника. Через шесть месяцев после операции «Апорт», в ноябре 1985 года, в Женеве Рональд Рейган и Михаил Горбачев подписали договор о неприемлемости применения ядерного оружия, ставший первым шагом к окончанию холодной войны.

На смену лодкам проекта 671 пришли корабли проекта 971 (по классификации НАТО – Akula). Построенные в 1983 – 2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте. Дальность обнаружения целей на этих лодках была увеличена в три раза, а уровень собственных шумов снижен в четыре раза. Это были самые бесшумные лодки отечественного флота.

И наконец, КБ «Малахит» приступило к созданию следующего поколения многоцелевых подводных лодок – «Ясень», где Владимир Николаевич был уже генеральным конструктором. Проект шел очень трудно, но КБ справилось, в том числе и благодаря его усилиям. Головная подводная лодка проекта – К-560 «Северодвинск» – 17 июня 2014 года принята в состав ВМФ России.

Теперь Владимира Николаевича не стало. Ушел человек, сохранивший коллектив, традиции научной мысли и отечественного кораблестроения.

…А «Ясень» продолжит охранять Россию. Сегодня на стапелях «Севмаша» находятся еще пять подводных лодок проекта: «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Все они будут построены уже по усовершенствованному проекту – 885М.

Досье

Экипаж атомной многоцелевой субмарины четвертого поколения проекта «Ясень» состоит из 85 – 90 человек, из них 32 офицера.

Корпус подводной лодки имеет максимальную длину 120 (по другим источника – 139,2) метров, ширину – 15 (по другой информации – 13) метров.

Основным видом вооружения являются крылатые ракеты и торпеды. Подводные лодки оснащены восемью вертикальными пусковыми установками. Система управления стрельбой позволяет производить запуск через четыре минуты после поступления команды. Каждая пусковая установка рассчитана на четыре крылатые ракеты. При групповом пуске они формируют «волчью стаю» во главе с «лидером», координирующим действия всей группы. По мнению экспертов, противостоять такому залпу не сможет ни один из существующих американских авианосцев, для уничтожения которых АПЛ «Ясень» и создавались.

Субмарины также имеют десять торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас составляет тридцать торпед. Подлодки могут использовать торпеды УСЭТ-80, а также телеуправляемые торпеды.

Автор – Александр ПОКРОВСКИЙ, писатель, капитан 2-го ранга в отставке. Фото АО «СПМБН « МАЛАХИТ»