Рецензия на книгу И.К. Курдина "Курск".20 лет спустя"

Адвокат Борис Кузнецов. О книге И. Курдина "Курск".20 лет спустя"

 

Закончил перечитывать с карандашом книгу Игоря Курдина «Курск» 20 лет спустя. Тайны, скрытые под водой» Издательский дом «Комсомольская правда», М., 2020, 285 стр.

 

 

 

 

 

 

 

Главное и несомненное достоинство книги – память о погибшем экипаже, о тех жутких днях августа 2000 года, которые пережили матери, жены и семьи погибших моряков, а вместе с ними всея страна, и не только наша страна - весь мир.

За прошедшие со дня трагедии в городах России установлены десятки памятников экипажу, написаны книги, сняты фильмы. Самым впечатляющим, как мне кажется, мемориальный комплекс на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Эта книга – еще один памятник. Безусловно ценно в книге - воспоминания родных и близких экипажа, в которых пронизывает горе, никуда не ушедшие за прошедшие десятилетия. Не могу не отметить высокое полиграфическое качество издания, большое количество прекрасных фотографий.

В предисловии автор пишет, что он не участвовал ни в поисково-спасательной операции, ни в операции по подъему, но с первых дней он сам и «…Клуб подводников был вовлечен в дело «Курска» и, самое главное, ни на один день не оставляли и не оставим его». Это правда! Но что, как мне видится, еще важнее это не оставлять без внимание тех, кто в этом нуждался и нуждается сегодня – родные и близкие погибших подводников. Это то, чем занимался и Клуб и его председатель. Собственно говоря, это книга для них.

Важным, как мне представляется, поминутная хронология событий трагического августа, включая действия руководства страны, ВМФ и СФ, а также попытка объяснения автора причин трагедии. Автор пишет, что прежде, чем взяться за книгу, он заручился помощью и поддержку тех, кто проектировал и строил «Курск», кто готовил его к роковому выходу в море, кто расследовал причины гибели корабля.

Не вызывает сомнения, что автор много не договаривает. Это вовсе не означает, что он не знает ответов на вопросы, на которые не отвечает вполне сознательно, видимо полагая, что им не место в этой книге, и что есть и другие люди, которые расскажут всю правду о «Курске». Если посмотреть список использованных источников, то читатель может обнаружить книгу Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск»; Постановление о прекращении уголовного дела от 22.07.2000 г. с ошибочной ссылкой: «Текст приводится с исключением сведений, имеющих гриф секретности». (Ни в уголовном деле, ни в постановлении нет ни одной страницы с таким грифом). Есть в этом списке и первое издание моей книги «Она утонула…», а 2-е издание, вышедшее в 2013 году, в открытом доступе в Интернете. В этих и многих других источниках есть ответы на многие из вопросов, о которых Игорь Курдин умалчивает. Могу предположить, что расчет сделан на читателей, которые не просто читают хронологию событий, а видят то, что за ними скрывается и то, что автор не пожелал раскрыть. Но замечу, что читатель у книги разный и скрывать от него истинные причины гибели корабля и экипажа – это значит, что «работа над ошибками» не сделана.

Перечислять все ответы, о которых умалчивается в книге, не место в короткой рецензии, но не привести хотя бы несколько примеров – риск получить обвинение в бездоказательности.

На странице 19 Игорь Курдин рассказывает историю закладки корабля, указывает даты спуска его на воду, швартовые и заводские ходовые испытания, предъявления его на государственную приемку, однако, ничего нет об испытании перекисно-водородной торпеды или об испытании спасательных средств – АС-32 и АС-34, предназначенных для спасения экипажа. Именно то обстоятельство, что «Курск» никогда не стрелял торпедой 65-76 привело к гибели корабля и экипажа, а невозможность присосаться к комингс-площадке спасательного люка 9-го отсека из-за конструктивных недостатков, не позволило спасти 23 подводника, выживших после трагических взрывов.

Описывая действительное бедственное положение флота в начале 90-х годов, автор с первых страниц намекает неискушенному читателю, что истоки гибели «Курска» надо искать чуть ли не в развале Советского Союза, в политике российского руководства и лично Б.Н.Ельцина.

Бедственное положение с экономикой в непосредственной причинной связью с гибелью корабля и экипажа не находятся. Преступная халатность, безответственность конкретных лиц на своих должностях - непосредственная причина. И тут же автор на 72 странице пишет: «В августе 2000 года планировался сбор-поход кораблей Северного флота под руководством командующего. Однако исходя их реальной обстановки, …было спланировано проведение комплексной боевой подготовки в Баренцевом море в период с 10 по 13 августа». Но кто принял решение на изменение формы учения, не предусмотренную ни одним руководящим документом ВМФ России, которая, в свою очередь, вызвала изменение порядка и нормативы подготовки учений и проверки готовности к ним кораблей и экипажей, автор не указывает.

Не забыл Курдин продемонстрировать фотографию президента Путина на борту К-18 «Карелия» (стр. 65) в рабочей форме подводника в апреле 2000 года, за столом с членами экипажа и выражает недоумение, что об августовских масштабных учениях Северного флота не доложили Верховному главнокомандующему (стр. 74). Все дело в том, что для президента устроили своеобразный «концерт художественной самодеятельности» Северного флота: приспустили в позиционное положение или, в лучшем случае, погрузились на перископную глубину, «посвятили президента в подводники» - налили кружку подсоленной водички, постреляли холостыми, устроили небольшой фейерверк, как в Новый год на Рублевке, а когда проводятся нечто похожее на учения, да еще и самые крупные в новейшей истории России, то знать главнокомандующему об этом вовсе не обязательно, а то, не дай Бог, спросит про какие-нибудь спасательные средства.

Хронометрируя события 12 августа, Игорь Курдин пишет (стр. 83) о взрыве по пеленгу 96 градусов, который зафиксировал командир гидроакустической группы крейсера «Петр Великий» старший лейтенант Андрей Лавренюк и о котором доложил на мостик, но указывая просчет командира крейсера В.Л.Касатонова и адмирала В.А.Попова. Но он не делает вывода, что руководители учений не дали команду классифицировать взрыв, не разложили карту учений, на провели пеленг, к коридору, по которому «Курск» входил в район БД-1, не пишет о том, что это привело к задержке на 12 часов объявления лодки аварийной. Не пишет Курдин и о том, как сложилась судьба Касатонова, который последовательно повышался в должностях и званиях, был после этих событий награжден двумя орденами, а с 2019 года уже в звании вице-адмирала является заместителем Главкома ВМФ. Не бедствовал и главный виновник в гибели корабля и экипажа – адмирал Попов, который отправлен в отставку за «общие недостатки», до сих пор, спасая свою адмиральскую задницу, обвиняет в гибели корабля и экипажа иностранную подводную лодку.

На странице 191 Игорь Курдин пишет: «Загруженная торпеда (перекисно-водородная торпеда 65-76) подключена к автоматической системе контроля окислителя», только «забыл» указать, что подключена она была офицером с другой подводной лодки, а в экипаже специалистов, обученных ее эксплуатации не было, документы о подготовке экипажа – поддельные.

Нет в книге ни слова о «спасательной операции», которую весьма успешно провел президент России, вторгаясь в деятельность правоохранительных органов, вопреки Конституции, спасая руководство ВМФ и Северного флота от скамьи подсудимых.

И все-таки пусть не прямо, пускай намеками, Игорь Кудрин в книге говорит, что главный урок «Курска» не выучен. Одна из причин трагедии - отсутствие средств спасения. Что же изменилось за 20 лет? НИЧЕГО. АСС по-прежнему отстает от самого подводного флота и это в года, когда на страну вылились триллионы нефтедолларов. Спасательное судно «Игорь Белоусов» на ТОФ - единственный современный спасатель, а это означает, что для власти «железо» важнее человека, а на ЧФ до сих пор в строю СС «Коммуна», спущенное на воду в 1913 году.

Скажу еще вещь не популярную. Самое важное - перестать врать, и иметь гражданское мужество возражать начальству, если речь идет о рисках для жизни людей. Если бы командир «Курска» Геннадий Лячин, отказался брать на борт торпеду, которую личный состав ранее никогда не эксплуатировал и не обучался работы с ней, то был бы жив сам и оставались бы в живых еще 117 моряков. Наверно, на получил бы он Героя, но что важнее?

Адвокат Борис Кузнецов. 

Вернуться к списку новостей