Аппетитный дар подводникам

21 сентября прошлого года первая из новейших субмарин — «Новороссийск» — вошла в Цемесскую бухту и пришвартовалась у постоянного места базирования. На пирсе субмарину ожидало командование Военно-морского флота Российской Федерации, представители Главного управления №4 при Спецстрое России и семьи подводников. Встреча была организована с соблюдением всех флотских традиций. 

К прибытию подлодки были расстелены ковровые дорожки. Военный оркестр на сверкающих инструментах исполнял мелодии, создающие особое праздничное настроение. А на столе посреди причала красовался зажаренный молочный поросенок, украшенный как на сказочных пирах. 

Именно его встречающие преподнесли командиру подводной лодки, прошедшей долгий путь из Санкт-Петербурга в Новороссийск. Такой непохожий на строгие флотские ритуалы обычай уже более полувека неизменно становится важной частью встречи подводных лодок, выполнявших боевые задачи. 

Существует несколько версий его происхождения. И о правдивости каждой из них часами могут спорить даже сами подводники. Одна из таких версий гласит, что эту традицию мы переняли у европейских специалистов, которые в 30-е годы помогали молодому советскому государству в развитии подводного флота. Но в Германии, к примеру, поросят не жарили, а дарили экипажу живыми. Считалось, что они символизируют возвращение к дому, к семье, хозяйству. 

По другой, более любимой подводниками версии, традиция эта зародилась в первые годы Великой Отечественной войны на Северном флоте. Михаил Августинович, бывший капитаном 2-го ранга на советской крейсерской дизель-электрической подводной лодке К-1 (с июля 1941 по март 1943 г.) после одного из удачных походов сказал командиру базы капитану 3-го ранга Григорию Морденко в шутку:«Не вижу со стороны береговой базы ликования по поводу наших побед. Подводники, понимаешь ли, в поте лица корабли топят, салюты в честь этого дают. А вы вроде бы и не замечаете. Поросенка бы, что ли, резали за каждую победу. А то нехорошо получается...» 

Морденко к предложению отнесся по-деловому и договорился с присутствующими подводниками, что для каждой команды, вернувшейся с победой, будут давать обед с жареными поросятами по числу потопленных кораблей. Дал слово — и сдержал его. Новый обычай всем понравился, прижился и стал традицией. 

С тех пор подводные лодки при заходе в гавань стали производить холостые залпы, соответствующие числу потопленных кораблей противника. Это и было сигналом для интендантов, сколько поросят подавать к столу. 

В мирное время поросят преподносить не перестали, но готовили их только для экипажей, выполнявших именно боевые задачи. И только в случае успешного их выполнения. Позже, с сытным угощением стали встречать и надводные корабли. Традиция стала единой для всех формирований Военно-Морского флота России. 

А вот единого рецепта для поросенка не появилось. В каждом регионе, где базируется флот, блюдо готовят в соответствии с местными традициями. На Северном флоте поросенка обычно начиняют гречневой крупой и жарят на вертеле, постоянно смазывая сливочным маслом. А на Юге, к примеру, его предварительно щедро натирают смесью перцев и пряностей. Неизменным лишь остается то, что поросенок должен быть молочным. 

А еще одной действительно красивой традицией при встрече подводной лодки на Юге стало неизменное участие представительниц прекрасного пола в ритуале передачи жареного поросенка экипажу. Именно из рук хрупких девушек, которые украшают это строгое торжество, подводники после долгого похода принимают вкусный дар.

рСпецрепортаж опубликован на сайте http://journal.spetsstroy.ru/reports/48276/

Вернуться к списку Аврора