А. ДАНИЛИН: Вот. А можно и пользу какую-нибудь принести, сражение выиграть, например. Просто мы, отталкиваясь оттого, что у нас теперь врачам в среднем дают 15 минут, чтобы осмотреть пациентов, у слушателей спрашивали, как они себя сегодня чувствуют и нужно ли им к врачу? Так вот, неутешительный показатель в среднем по нашей больнице, «Радио Балтика». 58 % говорят о том, что к врачу надо всё-таки наведываться, не откладывать.
И. КУРДИН: То, что вы сказали, флота никак не касается, потому что на флоте нет больных и здоровых, есть живые и мёртвые.
СВЕТЛАНА ШКИЛЬ: Серьёзно всё.
А. ДАНИЛИН: Да, служба –– это дело серьёзное. Игорь Кириллович, мы ожидаем «Аврору», которая в ночь на 16 июля должна прийти на место вечного причала, сюда, как раз возле нас, у Петроградской набережной встать. На эту тему мы сегодня и хотим с вами пообщаться. Главный вопрос и главное удивление, помятуя о том, как «Аврору» мы всем городом провожали на эти восстановительные работы в сентябре 14 года: возвращают не с такой же помпой, как провожали на реставрацию.
С. ШКИЛЬ: Праздник какой-то, особенное событие.
А. ДАНИЛИН: Под покровом ночи. Кто это всё увидит? Явно это будет праздник не для всех. Почему такое решение принято?
И. КУРДИН: Во-первых, оно окончательно ещё не принято. А во-вторых, не под покровом ночи. «Аврора» будет проходить первым Благовещенский мост в 4:10 мск. Восход солнца в этот день будет в 4:06 мск. У нас «Аврора» в честь кого названа? В честь богини утренней зари. Вот она и будет ей соответствовать и с первыми лучами солнца начнёт прохождение мостов. Вы можете сказать, за сколько времени «Аврора» пройдёт три моста: Благовещенский, Дворцовый, Троицкий?
С. ШКИЛЬ: Больше двух часов, наверное.
И. КУРДИН: 20 минут.
С. ШКИЛЬ: Быстро.
И. КУРДИН: Это не очень большая скорость буксировки, но это очень короткое расстояние. Поэтому принято решение, что торжественное мероприятие будет, когда она будет уходить из Кронштадта, из Кронштадтского морского завода. Это мероприятие 15 числа, в пятницу, в 15 часов. Это торжественное подписание акта о передачи её от завода флоту, митинги, речи, вручение даже, может быть, каких-то наград тем, кто отличился при ремонте. А дальше начнёт она движение из Кронштадта, отойдёт от пирса в 21 час. В 21.30 мск пройдёт ворота Лесной гавани Кронштадта и начнёт движение по морскому каналу. На это, по опыту прошлой буксировки, уйдёт больше двух часов. Соответственно, в 23.30 мск она окажется у Английской набережной и там временно пришвартуется у плавпричала. Сопровождать её будет четыре буксира. И она будет ждать плановой разводки мостов. Когда у нас разводятся мосты, караваны судов сначала выходят из Невы, потом ––кратковременное сведение мостов, потом они снова разводятся –– и суда входят. Сейчас они не такие большие.
С. ШКИЛЬ: То есть навигацию не отменят.
И. КУРДИН: Навигация будет. Потому что при задержке судна кто будет платить за его простой? Они войдут, и «Аврора» в гордом одиночестве с первыми лучами солнца начнёт прохождение. Если вы, не дай бог, будете на работе, около пяти утра вы увидите, как «Аврора» подойдёт сюда. А дальше начнётся сложная с морской точки зрения постановка «Авроры» на швартовые бочки. Это кажется, что её развернут кормой к вашему мосту и дальше заведут. Это сложно. Поэтому военные берут большой запас, до пяти часов, предварительное время окончания –– 10 утра. Поэтому, согласитесь, не ВИП-персоны, не горожане не будут стоять на набережной и ждать, пока её раскантуют. Мою позицию о том, что это праздник для города, я докладывал и губернатору, и на попечительском совете. Город должен увидеть. Но позиция такая, что, кто захочет увидеть, тот и в четыре утра придёт и посмотрит. Есть один нюанс –– дети. Попробуйте разбудить ребёнка, которому совсем мало лет, и привести. Вы его приведёте, но он у вас на плече заснёт. А такие события, как буксировка «Авроры», происходят раз в 25-30 лет. Не все даже доживут до следующей. Но это решение неокончательное. Возможно, что-то будет изменено. Я думаю, город за два-три дня должен обязательно узнать поминутное время прохождения «Авроры», потому что эта информация не секретная. Город ждёт «Аврору», и город должен знать, когда.
А. ДАНИЛИН: Сразу же уточнение от нашего слушателя Сергея Юрьевича: «А своим ходом «Аврора» не может идти? Зачем буксировщики?»
И. КУРДИН: У «Авроры» нет винтов. Тот, кто внимательно смотрел на картинку «Авроры» в доке, а она прошла два докования, видел, что у неё есть свой руль. Это исторический руль из морёного дуба, обитый медью. А винтов просто нет. У неё есть историческая машина, когда-то отреставрированная. Но это макет машины, к сожалению, не действующий. Да, был такой, скажем, прожект постановки «Авроры» на ход, но от него отказались –– на мой взгляд, правильно сделали.
А. ДАНИЛИН: Здесь уже комментировал возвращение «Авроры» глава управления культуры Минобороны Антон Губанков. Он заявил, что стремились при работах, чтобы корабль предстал практически в первозданном виде. Однако, говорят, что изменена палуба на более прочную и удобную.
И. КУРДИН: Не совсем так. Я вам хочу сказать, что «Аврора» –– это в хорошем смысле, двуликий Янус. Есть корабль №1 российского ВМФ крейсер 1 ранга «Аврора» с военным экипажем. 1 июля военный экипаж восстановлен полностью. До этого было четыре офицера, четыре мичмана и вольнонаёмные, получавшие семь-восемь тысяч рублей. Теперь там появилось 18 матросов из тех, кто проходит военную службу по призыву. Их отобрали из тех, кто был призван весной. Дальше –– я надеюсь, что и попечительский совет, и мы примем в этом самое активное участие –– лучшие призывники города Санкт-Петербурга, или города-героя Ленинграда, кому как нравится, будут служить на «Авроре». То есть полностью военный экипаж. Он отвечает за безопасность корабля: безопасность его стоянки, за то, чтобы работали механизмы, чтобы посторонние не проникали на корабль. А второе её лицо –– филиал Центрального военно-морского музея, это обновлённая экспозиция, было шесть залов, стало девять. Раритеты, артефакты, которые были на «Авроре», конечно, все останутся. Но появятся новые. Идеология этого музея –– это история страны, история флота, история судостроения. Безусловно, есть зал, где освещаются события её участия в Октябрьской революции. Поэтому «Аврора» –– военный корабль, на котором расположен музей. А о палубе: на «Авроре» уникальная тиковая палуба. Когда «Аврора» только встала на ремонт, было предложение полностью заменить тиковую палубу, но когда узнали стоимость этого тика, была проведена дефектация, и заменили только повреждённые участки. Это не так много оказалось. Говорят, на ледоколе «Красин» тоже тиковая палуба, но денег на неё нет.
С. ШКИЛЬ: Тиком заменили?
И. КУРДИН: Тиком. Я забыл: то ли из Бангладеша, то ли из Зимбабве выписали. Сделана специальная пропитка, расшивка швов. И эта тиковая палуба, как была, так и есть, и будет уникальной.
С. ШКИЛЬ: Когда «Аврора» встанет на вечную стоянку, этот музей сразу начнёт работать?
И. КУРДИН: 16 июля с утра город увидит, что «Аврора» стоит на своём месте. До дня Военно-морского флота 31 июля остаётся две недели, и эти две недели потребны на то, чтобы подсоединить «Аврору» к городским коммуникациям. Все знают широкий трап-мост. Это сложное инженерное сооружение, которым «Аврора» питается с берегом. Но если у вас погаснет свет, наступит на Петроградке блэкаут, вы будете работать?
С. ШКИЛЬ: Мы всегда будем работать.
И. КУРДИН: У вас есть резервные источники питания. А на «Авроре» свои два дизель-генератора, запас топлива, воды, продовольствия. Поэтому «Аврора» способна простоять так. Я не думаю, что вы 15 суток способны просидеть без города.
А. ДАНИЛИН: Кто знает. Наступит блэкаут –– померяемся. Я понял, что на Петроградской набережной во время блэкаута будет работать «Аврора» и «Радио Балтика», это 100 %. А вот как долго –– это покажет история.
И. КУРДИН: Не дай бог нам с вами это проверять. В общем, это подсоединяется. Во-вторых, идёт окончательная установка экспозиции. Согласитесь, привозить во время ремонта экспонаты бессмысленно. Поэтому в течение двух недель «Аврора» будет наводить последний лоск, размещаться, подключать системы оповещения, сигнализации, видеонаблюдения. И ко Дню флота она будет готова. Я думаю, формально музей на крейсере «Аврора» будет открыт именно в День флота. Это будет официальное открытие. Думаю, что в ближайшее время после этого он будет открыт для посещения экспозиции.
А. ДАНИЛИН: Мы, журналисты, всегда какие-то проценты ищем. Что можно сказать о процентной готовности «Авроры» после реставрации?
И. КУРДИН: Я был на «Авроре», я видел. Если мы пойдём туда с журналистами, у них сложится впечатление, что там ремонт находится в самом разгаре. На самом деле это не так. Есть почасовой график. И если один человек монтирует какую-то систему трубопроводов, то другой никогда не начнёт её красить, пока она не смонтирована. Всё по технологиям. И директор завода Анатолий Владимирович Белоев сказал, что готовность «Авроры» 97-98 %, и я не вижу оснований с ним не соглашаться.
А. ДАНИЛИН: Мы продолжаем разговор о возвращении «Авроры» на место вечного причала у Петроградской набережной. Это знаменательное событие намечено на 16 июля. Отправится она из доков вечером 15 числа.
И. КУРДИН: Ещё раз скажу, что не рискну называть точное время. Есть определённые планы. Посмотрите в окно, посмотрите, что происходит с погодой. На Неве сейчас нагонная волна, и уровень воды в реке поднялся на 80 см выше ординара, который расположен у Горного института. Скорость ветра в районе дамбы 22 м/с. По-флотски это ветер-2. Никто в такую погоду «Аврору» не поведёт. Но нас устраивает уровень воды. По маршруту перехода есть и отмели, они будут все обвехованы, поставлены буи, но запас воды под килем ещё никому не мешал. Поэтому давайте дождёмся, когда будет точный график перехода «Авроры». Я думаю, что «Радио Балтика» должно об этом узнать одним из первых.
А. ДАНИЛИН: Главное, сообщить об этом и слушателям тоже. А действительно всё так зависит от погоды? Нет разнарядки –– при любой погоде?
И. КУРДИН: Нет, в данном случае нет. Флот должен функционировать при любой погоде, но рисковать «Авророй» никто не будет.
А. ДАНИЛИН: Возвращаюсь к музейной начинке «Авроры». Говорят, там какие-то технологические новшества, в том числе голографический театр.
И. КУРДИН: Я видел, там уже размещаются большие голографические панели. Мне, видимо, как старому человеку, это не нравится. Я считаю, что «Аврора» сама по себе музей. И чем больше там будет настоящего железа, пушек, рукояток, которые можно будет покрутить, потрогать, тем лучше. Вы знаете, какой самый посещаемый музей в «Ночь музеев»?
А. ДАНИЛИН: Какой?
И. КУРДИН: Музей артиллерии и инженерных войск. И никто с ним не сравнится: ни Эрмитаж, ни Русский музей, потому что людям интересно. То же самое «Аврора». Я слышал вы сказали, что слушатель задаёт вопрос: пушки на «Авроре» настоящие? –– нет, к сожалению, они не настоящие, в том смысле, что это не родные пушки «Авроры». Родные были использованы на Воронцовской горе в период защиты Ленинграда. А там стоят пушки Канэ того же периода, что и «Аврора», а ей уже более 115 лет. Не уверен, что они стреляют. Кто-то из журналистов допустил небольшой ляп. На кормовой надстройке «Авроры» расположены две салютные пушки. Была идея заменить их современной салютной пушкой, потому что, например, при прибытии верховного главнокомандующего положен салют из 21 выстрела. Но от этой идеи отказались, пушки останутся старые, стрелять они, скорее всего, не будут. Если они выстрелят, то стёкла у вас, в гостинице «Санкт-Петербург», Нахимовском училище просто вылетят.
А. ДАНИЛИН: Очень эффектно. Очень кинематографичная была бы картинка. Слушатель пишет: «Я в Петербурге оказался благодаря другу, который служил на «Авроре», и уже семь лет здесь живу». А вот Антон критически немножко отвечает на ваше заявление по поводу того, кого наберут в команду «Авроры»: «Называйте вещи своими именами. В таких местах, как «Аврора», будут служить не лучшие призывники, а «мазанные». Я служил на флоте, как и множество моих знакомых. К сожалению, качества человека не так ценятся, как его знакомые и родственники».
И. КУРДИН: Я не буду ничего обещать. Я на флоте тоже служил, не так много –– 25 лет. Да, блатные там были, но были и из рабочих и крестьян.
А. ДАНИЛИН: Вы говорили о кастинге в эту команду. А когда и кто его будет проводить? Насколько он будет публичен, прозрачен?
И. КУРДИН: Знаете, у меня много должностей, к сожалению, все без зарплаты. Одна из них –– это ответственный секретарь попечительского совета. Это мы его придумали, долго пробивали, а теперь он реально существует постановлением правительства Санкт-Петербурга. И на последнем совете было высказано, что именно попечительский совет должен заниматься этим. Если хотите, я могу сказать: да, я буду конкретно этим заниматься. Да, у меня есть свои знакомые, но я понимаю, что если мы на «Аврору» будем отбирать блатных, по родственным связям, кто-то бутылку поставит, то это будет неправильно. Всё-таки «Аврора» для каждого своя. Для кого-то это символ революции, для кого-то символ истории страны. Мы все когда-то уйдём, а «Аврора» должна остаться. И когда её через 25-30 лет будут снова ремонтировать, будут новые технологии, значит, её отремонтируют ещё лучше. И, я думаю, она будет сохраняться долго и долго. Поэтому нельзя на «Авроре» даже вот так, как слушатель предположил, набирать экипаж, просто нельзя.
А. ДАНИЛИН: «Аврора», как мы уже обсуждали, это и музей. Музею нужна инфраструктура, а не только палуба. На причале кассы какие-то будут, сколько стоит билет?
И. КУРДИН: Мы с вами все прекрасно видели, что вид на «Аврору» закрывали палаточные ряды. Была поставлена задача –– договор с ними расторгнут. Им предложено подвинуться ближе к вам. Сувениры –– пожалуйста, но не напротив «Авроры». Они сдвинуться к мосту, или им предложат другое место. Раз. Перед входом на трап «Авроры» будет установлен павильон. Город нашёл возможность изыскать средства, чуть больше 4 млн: будет создана временная конструкция, которая допускается КГИОП, потому что это охранная зона. Внутри будет рассчётно-кассовый центр –– всё-таки билеты на «Аврору» будут продавать. Там будут места для инвалидов. Когда идёт дождь, люди смогут там укрыться. Аналог вы можете увидеть у Исаакиевского собора. Насыщение, металлоискатели Военно-морской флот взял на себя. Это, конечно, не появится ко Дню флота, так же как и не появится медицинский кабинет на «Авроре». На «Авроре» впервые на флоте был использован рентгеновский аппарат, поэтому по просьбе общественников было принято решение восстановить медицинский блок. Там, конечно, не настоящий рентгеновский аппарат, но его макет по историческим чертежам. Его просто не успевали сделать. Помещение готово, но сам он будет сделан в срок до 30 сентября. Далее –– реставрация будет продолжаться. На флоте есть такое выражение: дальние вещи. Например, у нескольких пушек нет прицелов, нет моховиков, их надо изготовить. И вот члены попечительского совета –– это и «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Средне-Невский судостроительный завод», «Пелла» –– готовы сделать это. Для посетителей это будет незаметно, но работа будет продолжаться постоянно.
А. ДАНИЛИН: А стоимость билетов уже обсуждалась?
И. КУРДИН: Насколько я слышал, порядка 100 рублей.
А. ДАНИЛИН: А начинка, которая по мелочи будет изготавливаться на заводах, уложена в сумму, выделенную на реставрацию?
И. КУРДИН: Нет. 824 млн было выделено на текущий ремонт и реставрацию. Это корабль ВМФ, в него заложены суммы на сервисное обслуживание: механизмы, дизель-генераторы, система пожаротушения, электроснабжения. На счету, который открыт для крейсера «Аврора», на сегодня 260 тысяч рублей. Мы сейчас ждём заявки от экипажа, от командира корабля, что нам надо. Например, это мелочи, но есть корабельная мастерская, там есть набор штатных инструментов. А инструментов должно быть больше. Люди, у которых руки растут оттуда, откуда надо, понимают: у меня в гараже есть то-то и то-то. Вот на «Авроре» тоже. Когда они нам скажут: «Нам нужен набор инструментов», может быть, мы его купим, а может быть, появится кто-то из спонсоров. А потом, появляется 18 матросов –– их ещё и кормить надо. Потом они, конечно, перейдут на береговое питание, пища будет доставляться из Нахимовского училища. Но пищу надо разогревать, значит, нужна микроволновка, а по штату она на «Авроре» не положена. Я говорю о мелочах этого попечительского совета. На совете было высказано пожелание: что там за счёт, что за Курдин, давайте сделаем серьёзный фонд помощи «Авроре», но чтобы там деньги не разворовывались, как обычно. Понимаете, я не думаю, что «Авроре» нужен такой специальный фонд. Пусть меня простят, но я знаю буквально пару фондов, в которых деньги не разворовывают, например, фонд Чулпан Хаматовой. Но большинство фондов создаются для отмывания денег. Я не хочу, чтобы имя «Авроры» в этом участвовало. И не нужен огромный миллионный счёт, потому что она на обслуживании у ВМФ, вполне достаточное финансирование Центрального военно-морского музея. А вот есть такое предложение –– может быть, кто-то отзовётся. Матросов не много, всего 18 человек, но они не могут бесплатно проходить в музеи, посещать театры. Может быть, комитет по культуре, руководства театров, музеев сделают исключение для матросов революционной «Авроры»? Потому что, если вы их так не пустите, они ведь могут пройти и по-другому.
С. ШКИЛЬ: Пушки-то не боевые –– вы ведь сами сказали.
И. КУРДИН: А винтовки!
А. ДАНИЛИН: А кортик!
И. КУРДИН: Кортиков у нас уже нет.
А. ДАНИЛИН: А жаль. Кстати, к слову о революционности. Следующий год –– столетие Революции. На «Авроре» специально по этому поводу что-то предполагается?
И. КУРДИН: Я слышал, что есть специальная государственная программа. Мы не можем сказать, что не было Революции. Революция –– это наша история. Кому-то это не нравится, кто-то говорит, что это Октябрьский переворот, кто-то говорит, что это революция, которая изменила мир. Пуст каждый сам воспринимает. Меня больше всего волнует молодое поколение: как оно «Аврору» воспринимает, как Революцию. Почему изменился музей? Потому что это не только символ. Между прочим, на корме «Авроры» должен быть герб Советского Союза. Это принадлежность к флоту СССР. Соответственно, в ремонтную ведомость была вложена замена этого герба на герб Российской Федерации, потому что это корабль флота. И что тут началось! Меня обещали повесить на рее «Авроры», только не могли выбрать на какой. И было принято решение оставить герб Советского Союза. Но кроме этого есть ещё две красные звезды, которые как были на «Авроре», так они с левого и правого борта по носу «Авроры» остаются. И вообще, о чём я говорю, с чего мы начали?
А. ДАНИЛИН: Вы говорили о том, что у молодого поколения должен быть пиетет к этому музею. И что в 17-м году в связи со столетием Революции на «Авроре» планируется?
И. КУРДИН: Когда было 50-летие Революции, «Аврора» была отбуксирована на место той самой стоянки у Николаевского (ныне Благовещенского) моста, откуда был произведён исторически выстрел. На самом деле выстрел был произведён в 21 час, это был холостой выстрел. Мне вчера в интернете один человек написал, что [ядро] якобы вылетело, перелетело два моста, проломило две стены Эрмитажа, и даже кого-то там ранило, и всем потом эту дырку 10 лет показывали. Видимо, человек тоже ходил туда, тоже видел эту дырку. Не думаю, что «Аврору» туда поставят. Сигнальный выстрел, да, был. Штурм начался гораздо позже. Было воззвание экипажа «Авроры» к жителям Петрограда: «Граждане, «Аврора» не участвовала, не обстреливала Зимний, не давала сигнал». И это воззвание было опубликовано в тогдашних газетах, и подписал его комиссар «Авроры» товарищ Белышев. То есть мы не хотим историю искажать. Вся история «Авроры» в Революции –– это замечательный советский режиссер Сергей Эйзенштейн: ворота, выстрел «Авроры». Но мне хотелось бы, чтобы и не искажали, и не умаляли. Пускай будет правда. Да, революционные матросы участвовали в штурме Зимнего и его разграблении, извините. И не надо идеализировать. Я сам много лет был членом Коммунистической партии. И был даже секретарём партийной организации от одной подводной лодки, ничего плохого в этом не вижу.
А. ДАНИЛИН: В общем, ждать выстрела «Авроры», пусть и холостого, в год столетия Октябрьской революции, насколько я понимаю, нам не приходится.
И. КУРДИН: А что, очень хочется?
С. ШКИЛЬ: Почему нет.
А. ДАНИЛИН: Если честно, нутро, конечно, просит.
И. КУРДИН: Читайте Михаила Веллера «Гонец из Пизы» о походе «Авроры». Это, конечно, фантастика: как «Аврора» по каналам, по Москва-реке пришла в Москву и чем это кончилось.
А. ДАНИЛИН: Игорь Кириллович, спасибо вам. Мы желаем вам удачного завершения всей этой эпопеи с «Авророй» –– возвращения крейсера на место вечного причала.
И. КУРДИН: Вы ошиблись: эпопея с «Авророй» не закончится никогда.
А. ДАНИЛИН: Во всяком случае, очередного этапа этой эпопеи.
И. КУРДИН: Четыре года назад никто не мог предположить, что так всё обернётся. «Аврору» тогда окончательно списали. Оказывается, можно добиться того, чего хотим мы все, во всяком случае, нормальное большинство жителей нашего города.
А. ДАНИЛИН: Спасибо за визит к нам. Игорь Курдин, советник губернатора Петербурга, капитан 1 ранга.
С. ШКИЛЬ: Спасибо.
Полная версия https://baltika.fm/news/97243