Крейсер «Аврора» вновь в центре внимания. Вот-вот должен начаться его ремонт, о котором заговорили сразу после того, как поздней осенью 2012 года новый министр обороны РФ Сергей Шойгу отменил приказ своего предшественника Анатолия Сердюкова о списании корабля из состава ВМФ России.
Это решение Шойгу, к слову, было у него одним из первых на посту военного министра. И вызвало практически единодушное одобрение как у действующих военнослужащих, прежде всего моряков, так и у отставников, и у людей гражданских. Что ни говори, а корабль-то легендарный. Отмечает в нынешнем году свой 110-й день рождения (со времени итоговых ходовых испытаний). Другого такого в нашей стране, да и на всем пространстве бывшего СССР, во всей Европе, нет.
Много копий было сломано с той осени на тему, какой именно ремонт нужен крейсеру. И нужен ли вообще. Скажем, некоторые сотрудники Центрального военно-морского музея (ЦВММ), к «экспонатам» которого приравнял «Аврору» экс-министр Сердюков, и сейчас уверены, что «достаточно просто покрасить корабль, и пусть он себе дальше стоит, радует туристов».
Но большинство специалистов склонялось к тому, что капитальный ремонт обязательно нужен. А вот какой — чтобы восстановить его плавучесть, вернув возможность ходить по морям, с воссозданием исторических деталей, полностью заменив историческое оборудование на современное или «простой, косметический», - обсуждается до сих пор.
— Ни на какую реконструкцию отправлять «Аврору» не надо, — категоричен Георгий Мамзиков, капитан первого ранга в отставке, ныне лектор ЦВММ ВМФ РФ. — Знаем мы эти «реконструкции»: поставят в док, разберут до основания, да и бросят, деньги, мол, кончились! За последнее время столько тут уже всего «напридумывали», хватит! Наш крейсер и в нынешнем своем виде интересен людям. Чего городить?..
— Лично я ратовал за то, чтобы не просто вернуть «Аврору» в строй, а поставить её на ход, пусть плавает, хотя бы по Неве, помогает начинающим морякам обрести опыт, в том числе, нравственный. Никакие «правильные» слова о любви к Родине не воспитывают так, как сам факт пребывания на историческом судне, — сказал «СП» писатель Александр Покровский. — А так будет стоять у причала как какая-то баржа. А баржа — не корабль!
Подготовка «Авроры» к реконструкции, между тем, идет полным ходом. В начале июня группа водолазов обследовала подводную часть крейсера. Сам факт их погружения вызвал немалый интерес у горожан. За минувшие десятилетия о старушке — «Авроре» чего только не говорили, какие только слухи не будоражили водную гладь вокруг неё!.. Один из самых устойчивых — что стоит она бетонном постаменте, возможности двигаться самостоятельно была лишена ещё в конце 1980- годов, во время последнего на сегодня капитального ремонта. Хотя ленинградцы-петербуржцы должны бы помнить, что и в док, на ремонт, и из дока на свое место у Петроградской набережной шел крейсер на буксире, но все-таки — шел.
Первое же погружение водолазов в Неву нынешним июнем развеяло миф о «бетонке»: «Аврора» находится на плаву! Расстояние от её днища до речного дна колеблется от 1,5 до 3 метров. Удерживают же её у причала мощные якоря, а тех — четыре цепи, идущие по периметру корабля, которые в свою очередь вмонтированы в плавучие железные бочки.
По итогам подводного обследования установлено, что обшивка корпуса корабля в удовлетворительном состоянии, вмятин и пробоин там не обнаружено. А, значит, и до ремонтных доков крейсер вполне способен дойти самостоятельно.
В истории с водолазами особо греет сердца моряков тот факт, что за свою работу они не стали просить денег. Как рассказали корреспонденту «СП» люди знающие, с просьбой помочь обращался к специалистам Игорь Курдин, руководитель известного на всю страну петербургского клуба моряков-подводников, а с осени прошлого года также руководитель комиссии «по «Авроре». Откликнулись водолазы частной коммерческой компании «Фертоинг», которую возглавляет морской офицер-отставник. Он посчитал кощунством зарабатывать на любимом миллионами сограждан разных поколений корабле.
Водолазные работы стали, в сущности, последним этапом перед непосредственно самой реконструкцией. Вопрос о проведении которой, как сказал «СП» Игорь Курдин, «решен министром обороны России окончательно и бесповоротно». Подготовлен, как выяснилось, и план ремонта, утвержденный главкомом ВМФ РФ Виктором Чирковым.
Осталось узнать детали предстоящих работ. О них специально для нашего издания рассказал Сергей Овсянников.
В 1983—1989 годах, во время предыдущего капитального ремонта он работал ведущим конструктором КБ Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Ныне это завод «Северная верфь». В настоящее время Сергей Иванович — сотрудник ЦВММ ВМФ РФ и консультант в том самом КБ, где работал много лет, которое, как предполагается, и будет вести нынешний ремонт старого корабля.
«СП»: — Прежде всего, Сергей Иванович, откуда появился миф о бетонном основании «Авроры»?
— В его основе — досужие разговоры горожан конца сороковых годов. В 1946 году «Аврору» действительно «залили бетоном», чтобы не допустить поступления в трюмы воды. Сказывались раны, полученные кораблем в Великую Отечественную войну. Он ведь всю блокаду был в городе. Но позже его поставили на ход, привели на Петроградскую набережную. А миф остался. Как и тот, согласно которому, холостой выстрел с данного крейсера послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца в октябре 1917 года. Не было этого. У нас в стране мифы любят…
«СП»: - Как случилось, что именно вашему КБ, вам лично поручили реконструкцию конца 1980-х?
— Лично для меня это было большой удачей, профессиональным счастьем. Я всегда с трепетом относился к нашему историческому крейсеру. Из-за его богатой истории в первую очередь. На «Авроре» до сего дня сохранилось около 70 процентов её родного оборудования, поставленного при спуске на воду, в начале ХХ-го века! От обушка до паровой машины, корпуса, артиллерийского оборудования. А всего деталей на корабле — 2,5 тысячи. Ну, и, конечно, потому, что в мире подобных «Авроре» осталось всего два корабля. Это «Олимпия» (США) и «Микассо» (Япония). Уникальные суда, раритеты. Они, кстати, на ходу, служат своим флотам, подрастающему поколению.
А почему нашему КБ поручили ремонт? Оно одно из ведущих в стране — было и остается.
«СП»: — Уже известно, что предполагает нынешняя реконструкция?
— В основном да, известно. Главное — восстановить непотопляемость, функциональность всех систем «Авроры». Основные из них — система пожаротушения, водоотлива. Требуется также ремонт электрокабелей. Ведь максимальный срок их службы 25 лет. А со времени окончания последнего ремонта прошло двадцать четыре. Кроме того, будет проведен косметический ремонт всех помещений и кардинально преобразована экспозиция музея. Последняя не менялась с советских времен и повествует в основном о жизни крейсера в революционную и постреволюционную эпоху. А про первые 14 лет жизни и последние двадцать почему-то забыли.
«СП»: — Некоторые моряки считают, что лучше всего было бы для «Авроры» и её «воспитательной роли» отправиться в плавание «по морям, по волнам»…
— Не нужно. Это очень хлопотно с организационной точки зрения (одна регистрация в речном и морском регистре чего стоит!), и весьма затратно. Ведь для плавания потребуется оснастить корабль самыми современными навигационными приборами, набрать высокопрофессиональный экипаж, содержать его.
«СП»: — К слову, уже известно, какова финансовая составляющая предстоящего ремонта, когда он начнется и сколько времени может занять?
— Начаться должен уже нынешней осенью — как только будет подготовлено и утверждено Техническое задание. Продлиться может около двух лет. А что касается финансирования, то это никак не меньше миллиарда рублей.
Справка «СП»
Бронепалубный крейсер «Аврора» - крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Заложен в 1896 году. Спущен на воду в мае 1900 года. Водоизмещение на момент спуска составило 6731 тонну. Участвовал в Цусимском сражении Русско-японской войны. В годы СССР — учебный корабль Военно-морского флота.