Сохранить исторический крейсер «Аврору» в статусе корабля № 1 Военно-морского флота — такую задачу поставил перед собой и подчиненными новый министр обороны РФ Сергей Шойгу. Об этом он говорил в конце минувшей недели в Петербурге, куда прибыл с первым официальным визитом.
На сам крейсер генерал Шойгу, правда, не поднимался. Его визит был насыщен: посещение Военно-медицинской академии, которая, как еще раз заверил министр, «со своего исторического места в центре города переводиться никуда не будет»; встреча с ветеранами армии и флота; инспекция в Кронштадт; встреча с губернатором Северной столицы Георгием Полтавченко.
Там, в Смольном, и зашла речь о многострадальном крейсере. В последние три года предшественник Шойгу в кресле «главного по обороне» господин Сердюков приложил немало усилий, чтобы уничтожить корабль, на сегодня едва ли не главную историческую реликвию российского флота. И дело не только в революционных заслугах «Авроры», чей холостой выстрел (за все годы и выстрелила-то единственный раз!) кардинально изменил судьбу страны. Этот корабль — единственный, дошедший до нынешних времен практически в первоначальном своем виде, таким, каким был спущен на воду 11 мая 1900 года. Сто двенадцать с половиной лет назад!
Поводом для выведения крейсера из состава ВМФ стала для Анатолия Сердюкова, напомним, скандальная ночная вечеринка, венчавшая Петербургский экономический форум 2009 года. Перепившие на ней гости мало того что били бутылки и посуду об орудия, блевали, извините, на палубу, так взялись еще и прыгать за борт, в Неву.
Многочисленные обращения флотской и гражданской общественности, депутатов питерского парламента напрямую к президенту РФ результата не дали. Полгода назад с крейсера была снята последняя флотская команда. Одиннадцать матросов срочной службы, худо-бедно, но все-таки профессионально поддерживавших порядок на палубе, в трюмах, машинном отделении, вернулись в казармы береговой в/ч. С «Авроры» спустили Андреевский морской флаг, корабль стал одним из филиалов Центрального военно-морского музея.
Свое черное дело Сердюков, к сожалению, довел до конца, вывел легендарный крейсер из состава ВМФ, — с горечью говорил тогда корреспонденту «СП» капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. — Мнение профессионалов власть проигнорировала.
После того, как в ноябре только что минувшего года министерство обороны вместо оскандалившегося Сердюкова возглавил генерал Шойгу, моряки, да вообще все военнослужащие России — действующие и вышедшие в запас отставники — воспрянули духом. Новый министр еще на службе в МЧС, которую сам же и создал, доказал свой профессионализм. Может, благодаря ему, улыбнется судьба и «Авроре»?
По неофициальной пока информации из городской администрации, Сергей Шойгу и Георгий Полтавченко «нашли полное взаимопонимание в вопросе по крейсеру „Аврора“. Министр и губернатор договорились, что в самое ближайшее время будет „создана рабочая группа, которой предстоит досконально изучить техническое состояние корабля и выработать предложения по его ремонту и дальнейшему содержанию“. Только после этого будет принято окончательное решение о возвращении или не возвращении кораблю статуса „№ 1“ в ВМФ РФ.
По словам независимых экспертов, возможны три варианта участи сегодняшнего „музейного экспоната“. Первый — возвращение на крейсер военного экипажа и придание ему статуса, которым он обладал до 2010 года, то есть наполовину боевого корабля — наполовину филиала Центрального военно-морского музея. Второй — придать ему статус судна вспомогательного флота ВМФ, эксплуатацию поручить квалифицированному гражданскому экипажу и выделить подразделение морской роты почетного караула для соблюдения военно-морских ритуалов. Третий самый дорогостоящий — постановка его в ремонтный док, установка двигателей, винтов и навигационного оборудования и возвращение в состав флота как учебного корабля для нахимовцев и курсантов морских вузов. Текущее состояние крейсера позволяет поставить его на ход в течение 2 — 3 лет силами „Объединенной судостроительной корпорации“.
Ну, а пока, как говорится, суда дело, корреспондент „СП“, прихватив фотоаппарат и подростка-сына, отправилась на Петровскую набережную города на Неве, где на вечной стоянке не один десяток лет стоит легенда России, символ Октября 1917-го, одна из главных достопримечательностей Северной столицы — „Аврора“.
Отправились мы в этот своеобразный „турпоход выходного дня“ в воскресенье, когда не было ещё и полудня. Я помню, очереди у трапа всегда были немаленькие, а долго стоять на январском морозе (градусник показывал „минус 13“) с пронзительным ветром не хотелось. По прибытии на место, однако, оказалось, что очереди-то никакой и нет. Заметила это ещё на подходе к трапу. Там вдоль набережной — с десяток сувенирных палаток. Обычно около них не протолкнуться. А тут — ни одного покупателя!..
Поднимаемся по трапу. Сын несется по нему, несмотря на мою просьбу „аккуратней, скользко!“, так не терпится ему коснуться старинных орудий, глянуть с высоты палубы на красоты родного Петербурга. Едва успеваю озвучить просьбу, как он… кубарем катится вниз. Поскользнулся-таки! Хорошо, ничего себе не сломал.
Чуть позже, на палубе, его „подвиг“ повторяю и я. Ушиблась основательно. Проходившая мимо женщина с ребенком лет шести, сочувственно заметила: „Как же вы так, тут ведь, видно, давно не чищено“…
Разговорились с ней. Зовут Наталья Викторовна, приехала из белорусского города Гродно. У неё в Петербурге близкие родственники, бывает здесь регулярно. Но вот внука привела впервые.
Немножко разочарована, — признается женщина. — Когда в советское время водила сюда сына, тут было несколько иначе. Моряки встречали у трапа, помогали подняться и спуститься с палубы, пройти в музей. Орудия сияли натертым до блеска металлом. Чувствовалась, извините за пафос, морская твердыня. Теперь что-то не то, не так.
А среди моряков, дополняю я её, прежде можно было встретить и нахимовцев. Они проходили тут своеобразный курс молодого бойца, несли по праздникам вахту, принимали присягу и получали выпускные свидетельства.
— Какие нахимовцы, что им тут делать? — Фыркает на мой вопрос о юных воспитанниках Военно-морского училища им. Адмирала Нахимова, расположенного на той же Петровской набережной, в пяти минутах ходьбы от крейсера, мужчина в ватнике сотрудника МВД.
-Нет, я не полицейский, давно отслужил свое, подрабатываю тут в охране, — объясняет он. — Ребята из Нахимовского бывают на „Авроре“ теперь очень редко. Осенью, помню, приводили на экскурсию первокурсников. И правильно, уничтожили учебный крейсер, чего сюда теперь ходить? Довели до того, что гражданские сотрудники сшили Андреевский флаг чуть ли не своими руками. Вон он болтается на корме, видите?
Признаюсь, заметила не сразу. На корму проход не членам команды, то есть, не сотрудникам, закрыт. То, что нынче здесь называют флагом, свисает помятой тряпицей с флагштока, не сразу и разглядишь на нём характерный голубой крест…
Пока общалась с охранником, мой шустрый ребенок поднялся на верхнюю палубу, к рубке. Кричит мне оттуда: „Ма, иди скорей, тут такой классный фотоснимок можно сделать, город как на ладони!“. Я оглядываюсь, пытаясь понять, по какому трапу он поднимался, но не успеваю сделать и шага. Кто-то хватает меня за рукав дубленки: „Ку-у-да?“. Невысокий сухопарый мужчина без шапки и с расстегнутым воротом куртки (в такой-то холод!) начинает грозно выговаривать: „Ваш ребенок? Немедленно пусть спускается. Там место не для посторонних“.
„Сухопарый“ оказался офицером ВМФ в отставке Мортиросяном. Из профессиональных моряков он на „Авроре“ единственный. Не считая начальника музея контр-адмирала Льва Чернавина. Последний часто в последнее время болеет. Сказались волнения, связанные с „отставкой“ крейсера. Вот и в этот день экскурсию по музею проводил один из его добровольных помощников.
Кстати, экскурсии теперь платные: 100 рублей стоимость билета для взрослых, 50 — для школьников, студентов, пенсионеров. Проводятся они только в музее и в машинном отделении. Желающих заплатить и прогуляться вдоль стендов я насчитала в воскресный день не более десятка человек. Всего же за тот час, что мы пробыли на „Авроре“ поднялось на него от силы пятьдесят любопытствующих.
На палубе привлекла внимание троица юношей лет 15−17. Знакомимся: петербуржцы Егор, Антон и Михаил. Живут в Купчино (отдаленный от центра города спальный район).
Пошли с пацанами гулять, замерзли, вот и решили зайти погреться, заодно узнать, что за корабль такой стоит на Неве, — объяснил Егор.
„СП“: — А ты разве не знаешь, что это за корабль?
Что-то слышал, но точно не помню. А вы не знаете, что за решающий выстрел он сделал? Прочитал на табличке, привинченной к орудию.
„СП“: — Да ты в школе учился ли, Егор? Разве не рассказывали вам?!
Парнишку моё замечание не смущает — „Подумаешь, история!“. Он соглашается позировать мне для фоторепортажа.
У этого орудия ствол поднимается и опускается. Мы ручку покрутили, она как новенькая, класс! Не знаете, почему все другие орудия зачехлены? А корабль этот вообще плавает?
„СП“: — Корабли обычно ходят, плавают люди в бассейне и рыбы в речке. „Аврора“ давно на приколе, музей.
— Жалко. Мне здесь нравится. Мощный крейсер!
Я не теряю надежды найти хоть кого-то из членов нынешней гражданской команды. В рынду, что ли, ударить, чтобы прибежали? Её мы с сыном обнаружили в неком закутке между трапами. Глянули, а языка-то у неё и нет. Вырван.
Что вы здесь все ходите, высматриваете? — За моей спиной раздаётся резкий женский голос (ага, значит, кто-то всё-таки бдит!). Я уже внизу, собираюсь спуститься в машинное отделение. — Стоять! Без экскурсовода нельзя. Билет купили?
Женщина средних лет — сотрудница Центрального Военно-морского музея. На „Авроре“ продает экскурсионные билеты. Зовут, как сказала, Мария Павловна. Кое-как наладили с ней разговор, и она перешла с командного на общепринятый тон. Поведала мне, что экскурсантов сейчас немного не потому что зима, а из-за того, что „людям давно объяснили по радио и телевидению, что крейсер выведен из состава флота, вот они и решили, что делать здесь больше нечего“.
В среднем посещает корабль от 100 до 300 человек в день (прежде — от тысячи до трех-пяти тысяч). Очень мало иностранцев, ещё недавно так любивших прогуливаться здесь, фотографироваться. За порядком следят сотрудники „Славянки“.
"СП»: — Той самой, входившей в состав «Оборонсервиса», чьи руководители подозреваются сейчас в масштабной коррупции?
— Да, той самой. Но что и как они делают, я не знаю, мы их не касаемся.
То есть, как я поняла, на крейсере сейчас как минимум две разные команды: одна представляет Центральный музей ВМФ и обеспечивает экскурсии; другая от «Славянки» отвечает за хозяйство, порядок, состояние техники.
В общем, любопытная получилась у меня «морская прогулка». Было что вспомнить, с чем сравнить. Сравнение оказалось, увы, не в пользу нынешней разжалованной до статуса музейного филиала «Авроры».
Но, может быть, не все еще для нее потеряно? И удастся вернуть легендарному кораблю прежний лоск, морскую удаль и крейсерскую честь?
Фото автора
Справка «СП»
Военный экипаж покинул крейсер 1-го ранга «Аврора» 1 декабря 2010 года. В октябре 2011 года активисты анарходвижения прошли на корабль под видом туристов, забрались на мачту и развернули флаг «Веселый Роджер». Проведенная проверка показала, что с уходом военного экипажа «Аврора» осталась фактически беззащитной перед вандалами и хулиганами. Тогда из числа военнослужащих ЛенВМБ был сформирован наряд прикомандированных матросов, который стал нести круглосуточное дежурство.
В декабре 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков подписал документ, согласно которому корабль боевой славы переводится в статус полноценного музейного объекта, а «экипаж» должен быть укомплектован из гражданского персонала. Срок исключения «Авроры» из списочной численности ВМФ России был положен до 1 августа 2012 года.
16 октября 2012 года крейсер покинул последний матрос.