Конец военной биографии «Авроры»

Символ и памятник Октябрьской революции, легендарный крейсер «Аврора» сегодня переживает свою революцию. Корабль, по распоряжению главнокомандующего ВМФ, выходит из состава Балтийского флота.

Экипаж уступит места гражданскому персоналу. Завершается почти 100-летняя военного биография «Авроры», и начинается уже совсем другая история.

Корреспондент НТВ Илья Федосов поднялся на борт.

Те, кто ожидал сегодня увидеть моряков «Авроры» строем под оркестр покидающих свой корабль, испытали горькое разочарование. Да, приказом главкома с этого дня экипаж корабля, состоящий из военнослужащих, расформировывается и заменяется гражданскими специалистами. Но ожидать, что это произойдет мгновенно, значит не знать флотских традиций.

Андрей Лялин, директор Центрального военно-морского музея: «Мы должны провести экспертизу, посмотреть все ресурсы, и это вопрос будет плановый. Здесь не требуется спешки. Здесь будет плавный переход. Но, я думаю, что это не меньше 2–3 месяцев».

Смена экипажа «Авроры» вызвала бурную полемику. Рядом с кораблем проходили митинги, но, как выяснилось, приказ главкома людьми, не относящимися к флоту, в большинстве своем был понят неправильно.

«Аврора» не переходит в частную собственность. Более того, она остается на балансе Балтийского флота. Просто юридически переводится в музейное подразделение Министерства обороны.

Фёдор Смуглин, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом РФ по воспитательной работе: «Андреевский флаг как поднимался, так и будет подниматься на крейсере „Аврора“. Только теперь даже он будет подниматься еще с большим воспитательным аспектом, потому что поднимать флаг ежедневно предписано подразделению Нахимовского училища вместе с тем экипажем, который будет».

В акциях против перевода «Авроры» в гражданский режим несения службы участвовали представители разных политических движений. Оказалось, что и роль «Авроры» как корабля-музея тоже многие понимают неправильно. На 60% тот крейсер, что стоит у Нахимовского училища, новодел: заменена подводная часть, полностью перепланированы помещения.

Самая знаменитая носовая пушка крейсера «Авроры», или, как более грамотно, баковое орудие, на самом деле, не имеет никакого отношения ни к Цусимскому сражению, ни к Октябрьской революции. Оригинальных пушек на крейсере «Аврора» не осталось, артиллерия здесь менялась трижды.

А когда было решено сделать из крейсера символ революции, без носового орудия было не обойтись. Поэтому в Кронштадте нашли эту пушку, примерно соответствующую той артиллерии, которая стояла на крейсере изначально, и установили здесь, на баке. Но любой специалист сразу заметит, что укреплена она на береговом станке.

В 40-е годы было принято политическое решение поднять полузатопленный крейсер и сделать из него памятник участию моряков в революции 1917 года. Силуэт корабля стал одним из советских брендов. Но даже в то время символ революции был совершенно небоеспособен.

Поэтому моряки говорят, что выражение «боевая единица флота» по отношении к «Авроре» некорректна. Так нельзя называть крейсер, который хотели списать еще в 1936 году. Тем не менее это все-таки корабль, то есть сложнейшее инженерное сооружение, и усилиями музейных старушек-смотрительниц на плаву его не удержать.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ: «Посмотрите, медяшка. Простая уборщица может драить медь? Меня этому три года учили, пока я научился, как это делать».

Поэтому новый музейный экипаж будут набирать из моряков, офицеров и старшин запаса. Желательно тех, кто проходил службу на «Авроре» или на боевых кораблях. При этом командиром крейсера останется действующий офицер Военно-морского флота. Наемные работники будут получать зарплату. Ее примерный размер уже определен.

Андрей Лялин, директор Центрального военно-морского музея: «Ну, от 15 тысяч и выше. Здесь нет предела совершенству, и поэтому это все зависит от тех обязанностей, которые будут лежать на специалистах».

Вероятно, кто-то из военного экипажа крейсера не захочет переводиться на действующие корабли. После музейной службы настоящая флотская работа может показаться слишком тяжелой. Но есть и другая точка зрения: разве может настоящий моряк служить на корабле и ни разу в море не выйти?

Подробнее на НТВ.Ru: http://www.ntv.ru/novosti/212080/?fb#ixzz3hq2nDyVg

 

Вернуться к списку новостей