Зачем от петербуржцев спрячут возвращение "Авроры"

Крейсер «Аврора» отправится в свой новый поход поздно вечером 15 июля. Ровно в 21 час экипаж крейсера отдаст швартовы у причала Кронштадтского морского завода, и четыре буксира поведут легендарный корабль в Санкт-Петербург.

Прохождение мостов штабом буксировки намечено в так называемую «первую разводку мостов», в полвторого ночи 16 июля, а уже к двум часам экипаж намерен окончательно пришвартоваться на месте вечной стоянки. По прогнозам синоптиков, буксировку будет сопровождать пасмурная погода с дождем и ветром, что с учетом захода солнца в 23 часа позволит «Авроре», окрашенной темно-серой «шаровой» краской, проникнуть к Петроградской набережной практически незаметной для горожан.

Два года назад «Аврора» уходила в Кронштадт воскресным сентябрьским утром в ясную солнечную погоду. Внеплановую разводку мостов и дневной проход по Неве и морскому каналу (на котором администрацией порта было остановлено движение судов) штаб операции тогда объяснял требованиями безопасности уникальной буксировочной операции. Свидетелями «Большого похода "Авроры"» стали десятки тысяч петербуржцев и гостей города, многие из которых вышли проводить «Аврору» на лодках, яхтах и катерах. На перекрытие движения по фарватеру и дневную разводку тогда никто не жаловался, даже наоборот, петербуржцы благодарили моряков и администрацию города.

В этот раз аргументы военных и чиновников поменялись. На совещании 1 июля в Смольном главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев сообщил, что проход «Авроры» под мостами ночью – самый удобный вариант для моряков и города. Мнение военных поддержал и Георгий Полтавченко, заявив журналистам:

«Я надеюсь, мы все с вами встретимся на красивом, я думаю, действии постановки на место стоянки крейсера. Белые ночи еще не закончатся. Красиво».

Как уже известно, рассвета военные ждать не будут. По плану Ленинградской военно-морской базы, которой сегодня подчиняется экипаж крейсера, буксировочный караван «Авроры» должен пройти по Неве в самое темное время суток.

Любопытно, что заместитель директора «Волго-Балта» по судоходству Александр Федоров днем 11 июля сказал «Фонтанке», что предприятие по-прежнему не посвящено в детали буксировочной операции.

«План проводки с нами не обсуждался. Мы не знаем, пойдет ли «Аврора» первой или после всех судов. Окончательное решение за ЛенВМБ, и мы под него подстроимся. Проблем, полагаю, возникнуть не должно. Крейсер должен вписаться в график разводки. Ориентировочно дополнительного времени не потребуется».

По данным «Фонтанки», компанией-буксировщиком в планах военных указано ООО «Нева-чартер». Оно, как предполагается, зафрахтует для проводки «Авроры» четыре рейдовых буксира. Основные – «Леонид Бочков» и «Петергоф» – имеют двигатели мощностью 3500 лошадиных сил каждый. Эти же буксиры два года назад вели "Аврору" в Кронштадт. Вспомогательные – «Галерный» и «Бельцов», которые будут сопровождать крейсер по бортам, – мощностью по 2700 «лошадей» каждый. Они потребуются для поворота буксировочного каравана при перемене курсов. Предусмотрены также два резервных буксира от ЛенВМБ. Таким образом, «затащат» корабль в Большую Невку шесть буксиров совокупной мощностью 16400 «лошадей».

Однако представитель «Невы-чартер» удивился звонку «Фонтанки»:

«Да, мы провожали «Аврору» на завод, но участие в возвращении – большой сюрприз. С нами консультации не проводили, с планом буксировки не знакомили, договор на проводку не заключен».

Здравый смысл подсказывает, что буксировать большой неуправляемый объект (у «Авроры» отсутствуют винты и руль) днем намного безопаснее. Ночью, особенно в дождливую погоду, можно ненароком и мост зацепить, и лодку с туристами не заметить. Инженер-судоводитель с 52-летним стажем, завкафедрой судоходства на внутренних водных путях госуниверситета морречфлота профессор Владимир Дмитриев поделился с «Фонтанкой»:

«Нужно как минимум четыре буксира. Основную сложность представляют мосты. Насколько я помню, ширина «Авроры» свыше 16 метров, а ширина пролета Благовещенского моста – порядка 40 метров (43,2 между опорами. – Ред.). Нужно мост проходить очень внимательно и осторожно. Лучше, конечно, в светлое время суток и без сильного ветра. Нельзя не учитывать и течение. Но меня больше удивляет другое. Оказывается, эта операция по буксировке стоит больших денег. Мы в свое время за буксировку ничего не получали – только зарплату».

Движение в акваториях Финского залива, Большой Невы и Большой Невки перекрывать не будут. Как пояснили «Фонтанке» в ГУ МЧС по Петербургу, от Кронштадта «Аврору» сопроводят три катера ГИМС – один спереди, два по бортам.

«Основная задача – обеспечить беспрепятственный проход крейсера. Будем следить, чтобы маломерные суда не пересекали судовой ход и не приближались на опасное расстояние», – отметили в ГУ МЧС.

Как стало известно "Фонтанке", главной причиной ночных маневров стало желание военных моряков провести завершающий этап буксировки крейсера во время максимального подъема воды. От этого зависит благополучное возвращение «Авроры». При уровне воды «ноль от ординара» глубина под килем крейсера на фарватере Большой Невки у Петроградской набережной составит всего 10 сантиметров, а рядом с фарватером, за который «Аврора» выйдет кормой при постановке, и того меньше. В этом случае буксирам придется фактически тащить крейсер с осадкой почти 6 метров волоком по песку и илу. Подобная ситуация произошла два года назад, когда «Аврору» уводили в Кронштадт. Многочисленные зрители и журналисты обратили внимание, что корабль после отхода от набережной сильно накренился на левый борт. Тогда два мощных буксира с трудом стащили «Аврору» на большую воду, а экипаж пережил 20 неприятных минут.

Проблему с мелью запланировали решить за время ремонта крейсера. Однако за два года вопрос дноуглубительных работ в Большой Невке так и не сдвинулся с места. Сначала искали источник финансирования, потом подрядчика. Уже весной этого года работы на фарватере заинтересовали экологов, а межведомственная комиссия города и ВМФ приняла решение копать фарватер за счет спонсора, которого, впрочем, так и не нашли

В итоге главкому ВМФ и губернатору доложили, что копать необязательно, мол, «и так пройдет». Более точные промеры, выполненные в мае 2016 года независимыми инженерами одной из петербургских морских компаний, заставили военных моряков более внимательно подойти к завершающему этапу буксировки. Гидрографы Ленинградской ВМБ наметили извилистый маршрут по Большой Невке, провести по которому крейсер сродни «продеванию верблюда в игольное ушко». Этот маршрут, обозначенный желтыми предупредительными буйками, сегодня можно увидеть с Петроградской набережной. При этом безопасность постановки крейсера гарантируется только при +70 сантиметрах воды от ординара в Неве, что в это время года бывает крайне редко. Ожидаемый уровень воды во второй декаде июля – 33-43 сантиметра.

Поговаривают, на предварительных совещаниях рассматривались даже такие фантастические варианты подъема воды в Неве, как закрытие на время судопропускных ворот и водопропускных сооружений на дамбе, на что администрация КЗС «покрутила пальцем у виска».

Отметим, что на прямой вопрос корреспондента "Фонтанки" главком ВМФ Владимир Королев категорически отверг предположение о том, что ночная буксировка связана с отсутствием дноуглубительных работ на месте вечной стоянки.

"Это никак не связано", – заявил адмирал, добавив, что необходимости в котловане нет, а в прошлый раз "Аврора" оказалась на мели из-за неумелых действий тех, кто отводил крейсер на ремонт.

"Теперь мы знаем, как действовать, чтобы все получилось", – сказал Королев.

«Чтобы все получилось», штабу буксировки придется в ближайшую пятницу уподобиться античным морякам и положиться на природные стихии. Согласно многолетним исследованиям изменений уровня воды в Неве, в ночное время он немного повышается. Но главная надежда военных моряков – на ветер со стороны Финского залива и дождь, которые должны поднять уровень невской воды до безопасного для «Авроры» значения.

Предусмотрен и запасной вариант. Если во время буксировки уровень воды начнет падать, «Аврора» встанет на временную стоянку у Благовещенского моста со стороны Английской набережной. По легенде, именно с этой точки в 1917 году экипаж крейсера сделал тот самый сигнальный выстрел, благодаря которому крейсер «Аврора» навсегда вошел в историю.

Александр Ермаков, "Фонтанка.ру" http://www.fontanka.ru/mm/items/2016/7/12/0263/aurora_way.jpg

Вернуться к списку новостей