По официальной версии причиной, согласно которой «Курск» потерпел аварию, стал взрыв экспериментальной торпеды из-за утечки топлива. Так это или иначе, не самое важное. Важно, что как минимум часть экипажа можно было спасти с международной помощью. Но люди этой помощи не получили.
Напомним, подлодка К-141 «Курск» вышла в очередной поход 11 августа 2000 года, а вечером 12 августа затонула на 100-метровой глубине в 175-ти километрах от Североморска. 23 моряка подводной лодки еще в течение двух суток ожидали помощи, собравшись в кормовом отсеке. Помощь так и не пришла. Спасательные работы стали проводиться слишком поздно, а помощь, предложенная Великобританией, была отвергнута. Приняли ее только 16 августа, когда в живых уже не осталось никого из экипажа.
По мнению капитана 1 ранга, в прошлом командира атомной подлодки, а ныне председателя петербургского клуба подводников Игоря Курдина, Россия сумела извлечь урок из трагедии на Баренцевом море. В беседе с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ накануне очередной годовщины со дня гибели подводного судна он напомнил о событиях 2005-го года. Тогда аварию потерпело другое российское судно – батискаф АФ-28. Помощь, предложенную англичанами, Россия приняла сразу – и люди были спасены.
«Мне кажется, что в мирное время не важна принадлежность лодки к какой-то стране, а важно, что все смогут прийти друг к другу на помощь, – убежден Игорь Курдин. – Именно «Курск» подтолкнул к этому. Потому что долго тогда решали вопрос о привлечении иностранных специалистов, иностранных кораблей, к спасательной операции. А уже спустя несколько лет была авария батискафа на Тихоокеанском флоте, где решение о принятии помощи со стороны Великобритании было принято сразу. И благодаря их спасательным средствам – у нас, к сожалению, их на тот момент не было – экипаж этого батискафа был спасен».
На настоящий момент, по словам Курдина, ситуация в плане безопасности улучшилась. «Сейчас строится специальный корабль «Игорь Белоусов», судно, предназначенное для спасения экипажей подводных лодок. Таких «спасателей» будет четыре, по одному на каждый флот, в первую очередь, для Северного флота, – рассказал Игорь Курдин. – Также изменена система по отработке и спасению подводных лодок, по их поиску и обнаружению. Каждый год проводятся учения на всех флотах, в том числе на Балтийском. Также проходят совместные учения, в том числе, с привлечением иностранных флотов, кораблей НАТО. Система, если не кардинально, то, я думаю, все-таки изменилась в лучшую сторону».
Охлаждение в международных отношениях, которое наблюдается в последнее время между Россией и США, а также рядом других стран, представляются специалисту тревожным знаком. Разрыв налаженного сотрудничества в сфере безопасности, по мнению Курдина, станет шагом назад. На вопрос, вероятно ли прекращение совместных учений между США и Россией в плане спасения судов и экипажей в чрезвычайных ситуациях, Курдин ответил: «Я думаю, что было бы величайшей глупостью с обеих сторон свернуть такие программы. Если мы сейчас свернем эти программы, тогда получается, что в определенном смысле экипаж «Курска» погиб зря, потому что правильных выводов не сделали».
В Петербурге завтра пройдет траурная церемония возложения венков и цветов к мемориалу погибших офицеров АПРК «Курск» на Серафимовском мемориальном кладбище, где находится самое большое захоронение экипажа в Российской Федерации. До этого в Николо-Богоявленском морском соборе отслужат панихиду у мемориальной доски, где увековечены имена всех 118 подводников.
Подробнее: http://nevnov.ru/city/region/ekspert-glavnyij-urok-kurska-ne-dolzhen-byit-zabyit/