25 мая 2021 года Михаилу Золотарёву, юнге ПЛ «С-13», исполняется 90 лет! Сердечно поздравляем ветерана!

Михаил Золотарев - последний из ныне здравствующих членов экипажа подводной лодки С-13 Александра Маринеско. Будучи юнгой, он ходил в четвертый боевой поход «С-13», завершившийся уже после Победы.

Обычный ленинградский мальчишка Миша Золотарёв родился в Ленинграде в мае 1931 г.

На лето родители отправили его к родственникам в Белоруссию, к старой границе с Польшей. Началась война и выехать обратно домой оказалось практически невозможно. Его сумели посадить в эшелон с ранеными солдатами, и под бомбёжками только через неделю поезд пришёл в Москву.

Папа ушёл добровольцем на фронт в первые же дни и встретился с сыном только в 1945 г. Миша вместе с мамой выезжали на рытьё окопов, оставляя младшего ребёнка на попечение соседей.

Вся Мишина семья с 25 ноября получала три пайка по 125 г на человека, и неудивительно, что его мама слегла уже в декабре. Все заботы о маме и брате выпали Михаилу: отоварить карточки в булочной, принести воду из Невы, найти топливо, дежурить на крыше. С учёбой получалось не очень. Надо было выжить. Осенью Миша снова пошёл в 4-й класс. Именно эта активная работа в школе стала основанием для представления двенадцатилетнего Михаила  Золотарёва осенью 1943 г. к медали «За оборону Ленинграда» .

Но перед этим была вторая блокадная зима и снова надо было выживать. Случайно, в начале весны 1943 Миша встретил морского офицера и обратился к нему за помощью. Военный моряк, выслушавший его историю, привёл мальчика к себе домой, переодел и пообещал устроить Мишу на корабль по его выбору: гражданский или военный. Михаил выбрал военный. Так он оказался на Васильевском острове в бригаде строящихся и ремонтирующихся кораблей в экипаже катера «Морской охотник». Его выучили на рулевого сигнальщика.

Осенью 1944 г. многие корабли перебазировались в Турку, Хельсинки и на Ханко. В одном из боевых походов на его глазах взорвался и пошёл на дно минный заградитель. Мишин катер спас 12 человек. Вскоре после этого катер получил повреждения и перешёл на Ханко для ремонта.

На Ханко с осени 1944 г. базировался 1-й дивизион бригады подводных лодок КБФ, которым командовал капитан 1 ранга А.Е. Орёл. В этом дивизионе были разнотипные лодки: «С-4» и С-13», «Лембит», «Д-2», «Л-3».

Тральшик (БТЩ) и катера всегда сопровождали подлодки при выходе их в боевой поход и при возвращении в базу. Здесь-то и познакомился юнга-катерник с подводниками. Морякам чем-то приглянулся мальчишка из Ленинграда, хотя многие из них были ненамного старше его.

Михаила отвели к командиру. Тот спросил, что ты умеешь? Ответ: «Я - сигнальщик» решил вопрос. Лодка была «С-13», а командиром капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско. Так Михаил в тринадцать лет стал единственным на Балтике подводником-юнгой.

Михаил рассказал нам, что в своей взрослой жизни он всегда старался быть хладнокровным и выдержанным как Александр Иванович Маринеско. Память об экипаже и своём командире он хранит в своём сердце.

В январе «С-13» вышла в свой третий боевой поход в Данцигскую бухту, а Михаил остался ждать их на берегу. Лодка Маринеско вернулась, её экипаж продемонстрировал блестящее мастерство: во время похода были уничтожены 2 крупных корабля (25 и 14 тысяч тонн), в результате этой боевой операции был уничтожен считавшийся непотопляемым символ нацизма, визитная карточка «Третьего рейха»  - лайнер «Вильгельм Густлофф».

После непродолжительного ремонта был назначен новый выход, война шла к завершению, и Миша совершил отчаянный поступок: зная, что его не возьмут, он незаметно пробрался на корабль и спрятался в укромном местечке верхней надстройки. Всё получилось, его не заметили, подлодка в сопровождении кораблей охранения вышла в четвёртый боевой поход 20 апреля. Катера ушли, и лодка стала готовиться к погружению. У Маринеско все чётко выполняли свои обязанности, и поэтому верхняя надстройка перед погружением была тщательно осмотрена. Михаила привели в центральный пост и вопрос «что делать?» надо было решать немедленно. Боевой поход – не шутка, возвращаться нельзя, да и примета плохая. Решено – юнгу загрузить работой и не спускать с него глаз.

В боевом походе находиться было совсем не просто. В надводном положении лодку несколько раз атаковали самолёты, атаковали «волки Деница»: всего они выпустили в неё 14 торпед, но ни разу не попали, благодаря умелому маневрированию.

Поход длился 35 дней и 23 мая лодка вернулась в базу. 25 мая Мише Золотарёву исполнилось 14 лет, 26 мая А.И. Маринеско представил его к медали Нахимова и заполнил наградной лист: «За время боевого похода с 20 апреля по 23 мая показал себя смелым, исполни тельным и способным юнгой… Проявил исключительное желание к занятиям по специальности рулевого-сигнальщика. В подводном положении научился стоять вахту на вертикальном руле, которую впоследствии нёс с максимальной точностью самостоятельно… За хорошую работу и смелость, проявленные в боевом походе в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками представляю юнгу ЗОЛОТАРЕВА Михаила Геннадиевича к правительственной награде медалью Нахимова. КОМАНДИР ПЛ «С-13» 1 ДПЛ БПЛ КБФ. Капитан 3 ранга МАРИНЕСКО.».

В этот же день последовала резолюция: «Достоин правительственной награды медалью НАХИМОВА. КОМАНДИР 1-го ДПЛ БПЛ КБФ. Капитан 1 ранга А. ОРЕЛ». М.Г. Золотарёв был награжден в соответствии с приказом командира бригады ПЛ № 12-н от 30.07.1945 г.

В середине лета лодка ушла в Либаву (Лиепая), а Михаила вскоре отпустили домой, и он поступил в ремесленное училище при заводе «Судомех». Потом работал в цеху № 13 на Балтийском заводе, получил 5 разряд и стал бригадиром. Участвовал в сдаче крейсеров «Чапаев» и «Чкалов», перешёл на завод гидромеханического оборудования, продолжал учиться. В 1967 г. был откомандирован в монтажное управление Красноярскгидромонтаж, оттуда командирован на строительство Хантайской ГЭС. Строил ТЭЦ в Заполярном монтажном управлении треста Востокэнергомонтаж, работал зам. начальника, в Монголии работал нач. отдела оборудования. Через 3 года вернулся в Норильск. Оформил пенсию и ещё три года продолжал работать. Всего проработал на Крайнем Севере 20 лет.

Вернулся в Ленинград.  Работал 7 лет на заводе Гидромехоборудование мастером и старшим мастером.

В 1990 г. в связи с болезнью жены репатриировался в Израиль и живёт в городе Цур - Игаль. Работал ещё 17 лет. Стал активным членом движения «Союз ветеранов Второй мировой войны – борцов против нацизма» и возглавляет городскую организацию. Создал комнату Памяти.

Материалы предоставлены Сергеем Телешовым.

Вернуться к списку новостей