24 июня 2021 года. Нидерландский фрегат Evertsen торопится на учения НАТО «Морской бриз». Корабль идет в нейтральных водах Черного моря, но вдруг резко меняет курс и на полном ходу мчится в сторону Крымского моста. В небо тут же поднимаются российские бомбардировщики. Потенциальному нарушителю приходится ретироваться, а затем еще пять часов ремонтировать корабельную электронику, вырубленную нашими «глушилками». Голландцы, видимо, пытались повторить подвиг британских моряков с эсминца Defender, которые устроили провокацию недалеко от Севастополя и заставили наш пограничный катер открыть предупредительный огонь.
Спустя два дня после инцидента у крымского побережья Россия пригнала в Средиземное море корабли и авиацию, начав незапланированные учения. И все это рядом с Кипром - в 30 километрах от пришвартованного здесь флагманского британского авианосца Queen Elizabeth. Это самый новый и мощный авианосец Соединенного Королевства. Из-за российских учений у «Королевы Елизаветы» начала отказывать дорогостоящая электроника.
Британский флот сегодня переживает не лучшие времена. То из-за слишком теплой забортной воды ломаются двигатели эсминцев, то атомные подводные лодки устраивают аварии с торговыми судами. Мастерством российские подводники заметно превосходят зарубежных коллег. В Интернете можно найти видеоролик, где наша субмарина совершает маневр на мелководье Финского залива всего в нескольких метрах от эстонских яхтсменов. А в июле 2020 года украшенная двуглавым орлом субмарина всплыла по соседству с прогулочной лодкой недалеко от Швеции. Искреннее удивление у иностранцев быстро сменилось восхищением.
Игра в кошки-мышки
Что мы знаем о жизни подводников? Тяжелая служба, секретные операции и многомесячные походы. Однако в их жизни есть место и профессиональным развлечениям. Российские и американские подводники, например, часто устраивают друг с другом негласные соревнования. Это называется «игрой в кошки-мышки». Правила очень простые: нужно как можно ближе подкрасться к субмарине противника или его военно-морским базам - так, чтобы не обнаружили гидроакустики потенциального противника. Стоит отметить, что наши подводные лодки могут месяцами лежать на дрейфе у побережья Флориды, Калифорнии и Аляски.
«Существует ряд технических решений по снижению шумности механизмов. Это их дополнительная амортизация. Установка механизмов так, чтобы они не соприкасались с корпусом, то есть на особых платформах. Резиновое покрытие снижает уровень шума и защищает подводную лодку от обнаружения активными гидролокационными средствами», - говорит контр-адмирал в отставке Александр Степанов.
Бесшумная «Алроса»
Военно-морской флот РФ располагает технологиями бесшумных подводных лодок с водометными двигателями. Первоначально они были использованы на подлодке «Алроса», служащей и поныне. По словам Александра Степанова, в настоящее время эта технология широко применяется как на дизель-электрических, так и на атомных субмаринах. Наши подлодки первого и второго поколения уступали в дальности обнаружения иностранным подлодкам. Это было связано с технологическими отставаниями в области гидроакустики и с высоким уровнем шумности. Гидроакустические комплексы, стоящие на вооружении современных подлодок, не уступают зарубежным аналогам и в ряде случаев даже их превосходят.
Модельный ряд
Российская дизель-электрическая подлодка проекта «Лада» - лидер по малозаметности. На втором месте - проект «Варшавянка». В НАТО им дали прозвище «Черные дыры». Корабли будто растворяются в океане и становятся невидимыми для радаров противника. Но есть у «Варшавянки» недостаток, свойственный всем дизель-электрическим субмаринам: каждые четыре дня ей нужно всплывать для подзарядки батарей. А вот подводному крейсеру проекта «Борей» заряжаться не нужно. Атомная субмарина четвертого поколения - настоящее инженерное чудо. Она способна погружаться на глубину 480 метров и находиться под водой 90 суток. В первую очередь «Борей» предназначен для уничтожения береговых объектов противника стратегическими ракетами.
Российские субмарины считаются лучшими в мире. Это мы построили самую длинную подлодку на свете - атомоход «Белгород». Его длина - 184 метра, как два футбольных поля. Нам принадлежат самые глубоководные, маневренные и быстрые субмарины.
«Сумасшедший Иван»
Способности российских подводников поражали во все времена. В США даже придумали специальный термин для наших - «Сумасшедший Иван». Он появился в годы холодной войны, когда советские субмарины совершали маневры с частыми и резкими изменениями курсов вплоть до разворота на 180 градусов. Это было необходимо для того, чтобы осмотреть сонарами так называемую мертвую зону позади подводной лодки.
«Это маневр для прослушивания кормовых курсовых углов. Если за подлодкой осуществляется слежение, то оно осуществляется в кормовых курсовых углах, где противник не заметен. Поэтому, чтобы выявить само слежение, периодически делается отворот от прежнего курса. Необходимо сразу определиться с дистанцией и маневрированием. Сделать так, чтобы не было опасного сближения и столкновения», - делится Александр Степанов.