Гибель подлодки, на борту которой находились 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота. Погибшие моряки были похоронены в Петербурге.
Трагедия произошла в 11 часов 28 минут по московскому времени. По официальной версии, причиной гибели субмарины стал взрыв торпеды и последующая детонация боезапаса.
«Гибель «Курска» и 118 моряков-подводников – это урок всем нам, из которого мы должны сделать выводы, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась», – подчеркнул председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игорь Курдин.
БЫЛ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ
Атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» был спроектирован в Санкт-Петербурге одним из ведущих российских конструкторских бюро морской техники «Рубин». На момент гибели был одним из самых современных АПРК. «Курск» считался одним из лучших подводных кораблей Северного флота.
12 августа подлодка должна была выполнить учебные торпедные стрельбы, но на сеанс связи не вышла. На ее поиски отправили группу кораблей во главе с командующим Северным флотом Вячеславом Поповым. Подводный крейсер был обнаружен в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. Первые спускаемые аппараты показали, что субмарина уткнулась в морское дно. Планировалось применить автономные спасательные снаряды для экипажа, но работы осложняло волнение на море, погода улучшилась только к 16 августа.
Были предприняты попытки использовать глубоководный спасательный аппарат «Приз», но они не увенчались успехом. Только к 21 августа удалось попасть внутрь, норвежские водолазы вскрыли верхний спасательный люк и исследовали один из внутренних отсеков, который оказался полностью затоплен. Там же было обнаружено первое тело. Вечером начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил, что весь экипаж подлодки погиб.
РАЗНЫЕ ВЕРСИИ
«Подлодка должна была провести учебные стрельбы так называемыми толстыми торпедами. У них было больше горючего, за счет чего они имели ход до 50 километров. Изначально такие торпеды несли ядерные боеголовки и предназначались для уничтожения авианесущих групп кораблей противника. Потом заряды заменили на обычную начинку. «Курск» должен был запустить торпеду без заряда, – рассказал Игорь Курдин. – Из-за дефекта в торпеде произошел взрыв топлива, и сдетонировал весь боекомплект».
Контр-адмирал (в отставке) Виктор Самсон отметил, что после трагедии было выдвинуто множество версий по поводу причин случившегося.
«Учения проходили на мелководье, между тем, акустика подлодок плохо работает в таких условиях. Бытовало мнение, что находящаяся в этом же районе американская подлодка не слышала «Курск», как и наша подлодка не знала о соседе, – приводит одну из версий Виктор Самсон. – Как у наших подводников, так и у американских есть неофициальное правило: если услышал шум торпеды – немедленно выпускай две торпеды в ее направлении, для защиты. Это заложено в крови подводников. Могло быть и так, что они услышали торпеду, выпущенную «Курском», и выпустили свои».
Существовала еще одна версия – что взорвавшаяся на «Курске» торпеда была повреждена в результате столкновения с другой подлодкой.
Для подъема «Курска» со дна было задействовано несколько тысяч отечественных и зарубежных специалистов. К операции привлекли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Адмирал Чабаненко», спасательные суда, танкер и т. д. Операция завершилась к октябрю 2001 года. Впервые в мировой практике со дна был поднят корабль водоизмещением более 25 тысяч тонн.
СУДА-СПАСАТЕЛИ
Герой России Анатолий Храмов, работавший на месте гибели «Курска», вспоминает: благодаря работе водолазов выяснилось, что экипаж в кормовых отсеках погиб не сразу. Люди оставались живы около суток. Водолазы подняли тела погибших моряков.
«Если бы спасательное судно «Игорь Белоусов» и подобные ему существовали тогда и если бы было кого спасать спустя несколько дней подготовки, то сегодня моряков бы спасли», – считает Анатолий Храмов.
После трагедии стало очевидно, что флот имел нехватку спасательных средств и специалистов. Началось проектирование новых спасательных судов для ВМФ.
Например, в Петербурге на Адмиралтейских верфях было построено и в 2012 году спущено на воду судно-спасатель «Игорь Белоусов».
ПАМЯТИ ГЕРОЕВ
На Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга покоятся останки 32 моряков из экипажа «Курска». Родные погибших подводников после трагедии по желанию смогли получить квартиры и прописку в Санкт-Петербурге, чтобы иметь возможность посещать могилы своих близких.
12 августа родственники погибших собираются в Николо-Богоявленском Морском кафедральном соборе и на Серафимовском кладбище, чтобы почтить память героев АПРК «Курск». За 21 год мемориальные доски, памятники, напоминающие о жертвенном подвиге подводников, появились в разных уголках России: в Санкт-Петербурге, Мурманске, Воронеже, Севастополе, Волгограде, Северодвинске, Курске.