В связи с этим я, как ветеран Аварийно-спасательной службы (АСС) Военно-морского флота, хотел бы отразить в этой статье его большой вклад в развитие судоподъёмного дела.
После окончания в 1944 году ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского Н. П. Муру пять с лишним лет служил в АСС КБФ, занимаясь преимущественно судоподъёмом, расчищая порты и фарватеры от затонувших кораблей
и судов. В частности, он участвовал в подъёме турбоэлектрохода «Иосиф Сталин», парохода «Эстиранд», землечерпалки «Норд» и других судов. Наиболее значительной работой в этот период службы стало его участие в подъёме германского лайнера «Hanse» («Ганза») водоизмещением 31200 т, затонувшего с креном на левый борт около 90° на глубине 17 м
в девяти милях севернее Варнемюнде. Поднятый лайнер после ремонта переименовали в «Советский Союз», и он затем долгое время эксплуатировался на Дальнем Востоке.
В 1950 году Н. П. Муру стал адъюнктом кафедры теории корабля ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского, и с этого момента основным делом его жизни стала подготовка курсантов по теории корабля и развитие этой науки.
Однако когда 29 октября 1955 года в Севастополе взорвался, опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск», то для его подъёма потребовались опыт и знания Николая Петровича. В связи с этим он временно оставил училище и приступил к выполнению обязанностей заместителя начальника — главного инженера Экспедиции особого назначения (ЭОН-35), возглавляемой капитаном 1 ранга Н. П. Чикером.
По прибытии в Севастополь в начале лета 1956 года Н. П. Муру сразу приступил к изучению технического проекта подъёма линкора, разработанного проектно-судоподъёмным бюро АСС ВМФ. Как специалист по статике корабля, он обнаружил ошибку проектантов
в определении остойчивости корабля при всплытии.
Эта ошибка могла привести к тому, что из-за недостаточной остойчивости всплывающий корабль мог накрениться, выпустить воздух и лечь на грунт бортом, что значительно осложнило бы его подъём. Командование АСС ВМФ согласилось с Н. П. Муру, и мы (инженер-капитан В. Д. Казменко, старший инженер-лейтенант А. И. Никитинский и инженер-лейтенант
А. А. Цукшвердт) под его руководством откорректировали проект подъёма линейного корабля.
4 мая 1957 года линкор подняли кверху днищем, и 28 мая он был отбуксирован в бухту Казачья Севастополя для выгрузки оставшегося боезапаса и сдачи корабля в металлолом. Позднее события, связанные
с гибелью и подъёмом линкора «Новороссийск», Н. П. Муру прекрасно осветил в своих монографиях «Гибель и подъём линкора "Новороссийск"» и «Катастрофа на внутреннем рейде».
Следующая его интересная работа оказалась связанной с недостроенным тяжёлым крейсером «Сталинград» проекта 82, точнее его цитаделью, водоизмещением 15 000 т, выброшенной ночью 23 мая 1955 года сильным штормом на камни у входа в Карантинную бухту Севастополя. Мы снимали её с камней различными известными и неизвестными методами (взрывами шнуровых зарядов и др.), но снять удалось только в июле следующего года новым методом — «с использованием искусственной бетонной опоры».
Узнав про эту необычную работу, Н. П. Муру написал замечательную статью «"Сталинград" на камнях», опубликованную в 21-м выпуске сборника «Гангут» за 1999 год.
18 января 1980 года произошла авария большой дизельной подводной лодки Б-82. При всплытии лодки в доке её заклинило между килевой дорожкой и стенкой дока с креном 32°. Командир ЛенВМБ вице-адмирал В. И. Касьянов попросил Николая Петровича Муру возглавить группу специалистов для анализа аварийной ситуации и выработки решения
по её ликвидации. К 6 часам 19 января были выполнены расчёты
и выработано решение, а в 13 ч того же дня спрямление Б-82 было завершено.
Будучи доктором технических наук и видным специалистом АСС ВМФ,
Н. П. Муру внёс значительный вклад в развитие методов аварийно-спасательных и судоподъёмных работ, о чём свидетельствуют его фундаментальные труды: Справочник специалиста АСС ВМФ. Часть 1. Методы аварийно-спасательных и судоподъёмных работ
(М.: Воениздат, 1963) и Справочник специалиста АСС ВМФ. Часть 2. Расчёты аварийно-спасательных и судоподъёмных работ (в подготовке этих справочников Н. П. Муру руководил авторскими коллективами); Технический отчёт. Разворот (спрямление на грунте) лайнера «Ганза» (1950 г.); Кандидатская диссертация. Некоторые вопросы теории судоподъёма (1953); Технический проект подъёма линкора «Новороссийск» (в/ч 20295, 1956; соавторы: В. Д. Казменко,
А. А. Цукшвердт, А. И. Никитинский и другие); Технический отчёт
о подъёме линкора «Новороссийск» (в/ч 20295, 1957; соавторы:
Н. П. Чикер, А. И. Никитинский, Э. Е. Лейбович и др.); Гибель и подъем линкора «Новороссийск» // Судостроение, 1998; Катастрофа
на внутреннем рейде (СПб.: Элмор, 1999).
После подъёма линкора «Новороссийск» наши служебные пути разошлись. Николай Петрович вернулся на кафедру, а я, закончив Военно-морскую академию, стал в НИИ АСС заниматься спасательной подводной лодкой, спасательными и рабочим подводными аппаратами.
Пути разошлись, а тёплые отношения остались. Звонили, встречались (чаще на защите диссертаций), отдыхали (на турбазе в Севастополе), помогали друг другу. С той поры я храню три письма Николая Петровича
и его рукопись «Подъём линейного корабля "Новороссийск"».
Николай Петрович Муру был очень корректным человеком. К адресату всегда обращался «на Вы» с добавлением «уважаемый», «дорогой»
в зависимости от отношений между ними. Так же он обращался в письмах и ко мне. Но в этом письме он обращается ко мне «на ты», как к близкому человеку. И я рад этому, потому что обращается мой старший товарищ — дорогой Николай Петрович Муру.
В этом письме ярко выражен стиль общения Николая Петровича
с людьми. Его характеризуют признательность людям, чёткость формулировок, энергия и добродушная ирония.
В заключение выражаю глубокую благодарность людям, создавшим плавающий памятник этому выдающемуся человеку — им стало спасательное буксирное судно проекта 22870 «Профессор Николай Муру», вступившее в состав ВМФ 28 декабря 2014 года.
Николай Петрович Муру был и остается Почетным членом "Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ" с даты его вступления в наши ряды (1996 год).
Во время работ на поднятом кверху днищем линкоре «Новороссийск»
Н. П. Муру и автор статьи А. И. Никитинский за расчётами проекта подъема линейного корабля «Новороссийск»
А. Никитинский, Н. Муру, Э. Лейбович, А. Меняйло, П. Никольский и М. Безжанов (слева направо) на днище линкора «Новороссийск» во время его буксировки из Севастопольской бухты