Много шума наделало недавнее решение Австралии начать строительство атомных подводных лодок. Не без помощи англо-саксонских собратьев из-за океанов. В принципе, шум-то скорее не из-за типа этих лодок, а потому, что при этом были расторгнуты договорённости с французами. Увели жирный кусок прямо из-под носа.
Меж тем, есть страна, которая уже давно реализует проект строительства таких лодок, без лишнего ажиотажа и опять же в сотрудничестве с французами. Речь идёт о Бразилии.
Знаете, что говорил по этому поводу бразильский президент Мишел Тремер? «Бразилия призвана к миру и строит свою подводную лодку, чтобы никому не угрожать и не нарушать спокойствие международных вод».
Само собой, - а для чего же ещё строят атомные подводные лодки? Кстати, бразильцы утверждают, что они будут первой страной, обладающей атомной подводной лодкой, но не имеющей атомного оружия. Все шесть других обладателей АПЛ: США, Британия, Россия, Франция, Китай, Индия - такое оружие имеют.
Правда, насчёт первенства есть сомнения, мнится мне, что Австралия, тоже не имеющая ЯО, построит свою первую лодку раньше. Дело в том, что работы над бразильской субмариной, имеющей теперь и название: ÁLVARO ALBERTO - ведутся уже достаточно долго. Вся эта история началась ещё в 2008 году. К 2013 построили специальную верфь. Этап непосредственного проектирования начался в феврале 2019 года и, как ожидается, будет завершен в феврале 2022 года. Сроки всё время сдвигаются вправо из-за проблем с финансированием. На данный момент ввод её в строй планируется в 2033 году. Атомная установка будет чисто бразильская, как и топливо для реактора.
Две нынешние бразильские гражданские установки используют уран с обогащением от 3,2 до 4%, а корабельный реактор бразильской атомной подводной лодки будет использовать уран с обогащением 7%. Лодка должна иметь эксплуатационную циклическую потребность в полной замене ядерных тепловыделяющих элементов каждые четыре года. Макет бразильского лодочного реактора:
Лодка будет иметь длину около 100 метров, водоизмещение 6000 тонн, экипаж порядка 100 человек.
Лодка не будет нести баллистических ракет.
Построят, конечно, ведь дизельные они клепают вполне успешно. Одна из последних - "Риачуэло" перед спуском:
Президент страны Жаир Болсонару в её торпедном отсеке:
А помните, выше написано - все страны, имеющие АПЛ, имеют и ядерное оружие. Как тут не вспомнить Пакистан, который такое оружие имеет, а лодки - нет. Непорядок. Поэтому уже с 2012 года в Пакистане ведутся работы по созданию атомного реактора для подводных лодок. Я думаю, китайцы подсобят, как и с созданием атомной бомбы. Им потенциальный союзник против Индии вполне ко двору.
В том же 2012 году о начале работ над лодочным реактором объявил и Иран. Поскольку обогащение урана для него требуется более низкое, чем для оружейного, формальных преград со стороны пресловутого МАГАТЭ быть не должно.
А намедни о собственных атомных подводных лодках заговорили политики Японии. Как там с этим будет, пока неясно, хотя технически это для японцев вряд ли составит проблему. И тут же, помня, что такое Япония, зашевелились южнокорейцы. А мы чем хуже?
Что там у северных корейцев - как обычно покрыто мраком, но ядерными технологиями они обладают.
Такими же технологиями обладают и шведы. В 80-е годы они были вторыми после Франции по производству электроэнергии на АЭС в Европе. На данный момент часть энергоблоков остановлена, как дань "зелёному" беснованию, но часть продолжает работать.
Между 1957 и 1962 годом были разработаны детальные проекты трёх типов атомных подводных лодок. Вот эскиз одной из этих красавиц:
Надводное водоизмещение 965 тонн.
Длина: 48,5м. Диаметр: 6,4 м.
Экипаж 20 человек. Скорость 25+ узлов.
Шведы вообще славятся необычными техническими решениями. Важной конструктивной особенностью носовой части лодок проекта А-11 стал вращающийся в балластной цистерне магазин на 20 штук 400 мм электрических противолодочных торпед Tp41 'Harold' с пассивным самонаведением "выстрелил-и-забыл". Для стрельбы прямо по курсу предназначались два люка, по одному с каждого борта. Далее в нос по оси магазина стояли шесть неподвижных 533 мм торпедных аппаратов (ТА) для тяжелых керосиновых торпед Tp27, которые позднее заменили перекисно-водородными Tp61. Эти торпеды управлялись по проводам – тоже совершенно новая технология для того времени.
Хотя загрузка торпед в 533 мм ТА производилась из носового отсека подводной лодки, перезарядка их после стрельбы в море не предусматривалась. Это позволяло отказаться от торпедозаместительных
цистерн и вообще от торпедного отсека, что существенно экономило внутреннее пространство, уменьшало водоизмещение и сокращало экипаж.
Лодка, если вы обратили внимание - совершенно миниатюрная для атомных ПЛ. Это означало, что радиационная защита реактора должна была быть сведена к минимуму, определявшемуся только безопасностью экипажа в других отсеках. Поэтому реактор не мог безопасно эксплуатироваться при маневрирования в порту. Для этого предполагалось использовать дизельный генератор.
А в море, чтобы добраться до кормового машинного отделения на прохождение через служебный туннель над реактором членам экипажа отводилось не более 3-5 секунд (!), иначе они могли получить недопустимую дозу радиации. И даже максимально допустимое время нахождения в турбинном отсеке составляло всего 3,5 часа в сутки. Такие безопасные нормы устанавливались стандартами 1960-х годов, а сегодня они стали бы еще короче.
Параллельно шведы нарабатывали оружейный уран и плутоний, времена-то простые были, какие там МАГАТЭ?
Однако до воплощения всего этого в металл дело не дошло. По политическим причинам и из-за сомнений в безопасности ядерных технологий эти проекты были прикрыты. Наработанные оружейные ядерные материалы были переданы США, проекты постройки атомных ПЛ были свёрнуты. Часть технологий и конструктивных находок были применены при создании обычных подводных лодок.
Позже шведы компенсировали этот отказ созданием лодок типа "Готланд" с воздухонезависимыми двигателями Стирлинга (опять же, впервые в мире), позволявшие им находиться под водой до 30 суток, что уже сравнимо с атомными. Но это совсем другая история.