Битва за Атлантику. Операция советского ВМФ «Апорт»
1 июля 1985 г. была завершена операция «Апорт». В результате были вскрыты два района патрулирования американских ПЛАРБ типа «James Madison», два района действий многоцелевых ПЛА США, а также выявлены тактические приемы американской противолодочной авиации при поиске развернутых в море атомоходов. Все наши корабли благополучно возвратились в базы.
ЗАМЫСЕЛ
Растущая мощь ВМС США во время президенства Р.Рейгана не могла не беспокоить советских флотоводцев. Увеличение количества боевых надводных кораблей и подводных лодок, как многоцелевых, так и ракетных, модернизация системы SOSUS, появление первого корабля системы SURTASS — USNS «Stalwart» — и в дальнейшем других подобных кораблей могли серьезно затруднить выполнение Северным флотом его боевых задач. Кроме этого, с насыщением авиации ВМС США тяжелыми истребителями- перехватчиками F-14 «Tomcat» с ракетами «воздух-воздух» большой дальности AIM- 54 «Phoenix» и весьма совершенной системой управления оружием AWG-9, обеспечивающей применение одновременно шести ракет по шести различным целям, возможности советской морской авиации уже не обеспечивали ни борьбу с авианосными соединениями или крупными флотскими конвоями, ни выполнение противолодочных задач с заданной высокой эффективностью.
Это означало, что хотя цель операций нашей авиации, скорее всего, будет достигнута, в ходе их выполнения морские ракетоносцы и противолодочники столкнутся с серьезными трудностями и могут понести неоправданно высокие потери. «Центр тяжести» боевых средств нашего флота вновь стал смещаться на его подводную компоненту.
Кроме этого, с течением времени в результате проведения жесткого курса Рейгана ВМС США стали вести себя все более и более агрессивно, провоцируя различные конфликты и инциденты. Надо сказать, что к тому времени, как у командования советского ВМФ созрела идея проведения операций «Апорт» и «Атрина», наглость, постоянно проявляемая американским флотом на просторах Мирового океана, уже порядком надоела Москве. Нужно было что-то делать — и громко, с размахом, поскольку «янки» всегда понимали только язык силы, которую они если не боялись, то уж точно уважали.
Еще одним фактором, обращавшим внимание высшего военно-политического руководства СССР (как тогда говорилось — «Партии и правительства») на подводные силы, был перенос районов боевого патрулирования ПЛАРБ США в зоны с более развитой противолодочной обороной — к берегам континентальной части США. Никакие иные средства — надводные корабли, противолодочная авиация — в этих условиях не могли обеспечить недопущение пусков баллистических ракет американскими лодками. А это — одна из основных задач Северного флота.
За предыдущие 10-15 лет Советский Военно-Морской Флот получил более трех десятков отличных ПЛА проекта 671 (в различных вариантах). На этих и других кораблях выросло целое поколение подводников, привыкших на равных взаимодействовать с вероятным противником, его хвалеными «бесшумными» подводными лодками, разрекламированной гидроакустикой. В таких условиях естественным являлся определенный рост активности, рассмотрение (как будет сказано ниже — и реализация) более смелых, отчасти даже — более рискованных планов.
И вот по предложению командования ВМФ СССР было решено провести операцию, которой присвоили кодовое имя «Апорт». Задача ее была одновременно и простой, и архисложной. Предстояло в реальных условиях, «в бою», так сказать, проверить систему развертывания собственных многоцелевых атомных подводных лодок, вскрыть районы патрулирования стратегических атомных подводных ракетоносцев (ПЛАРБ) вероятного противника (коим тогда являлись Соединенные Штаты Америки и блок НАТО), «попробовать на зуб» существующую систему противолодочной обороны (ПЛО) и выявить тактические приемы сил, ее составляющих. Районом проведения поисковой операции была выбрана Ньюфаундлендская банка, которая находится в северозападной Атлантике, несколько южнее Гренландии.
Почему это было настолько важно? Попробуем разобраться по-порядку. Начнем же с системы развертывания наших ПЛА. Как мы могли видеть, наш вероятный противник выстроил весьма серьезную систему противолодочной обороны для предотвращения действий наших лодок в Атлантическом океане, который был критически важен для обеспечения действий его войск в Европе.
Если подводные лодки Северного флота имели возможность пройти в большом количестве через все рубежи обнаружения и защиты, расположенные на пути в Атлантику — то они так же вполне могли в результате этого успешно действовать в Атлантике. Например, группировке многоцелевых ПЛА было вполне по силам сорвать все перевозки войск и грузов в Европу и, как следствие этого, сделать возможным захват советскими сухопутными войсками Европы. Если же такой возможности не было — то и свои задачи они, по сути, выполнить не могли и существенно ограничивались в своих действиях.
Но важнейшей признавалась операция по уничтожению подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами. Это была самая скоротечная операция, близкая по своему характеру к ракетно-ядерному удару. Критерием достижения цели операции считалось не количество уничтоженных ракетных подводных лодок, а доля предотвращенного ущерба от них или количество невыпущенных ими ракет.
Признавалось, что уничтожением ракетных подводных лодок после выпуска ими всего боекомплекта цели операции достичь невозможно. Для выполнения этого требования необходимо было за ракетными подводными лодками вероятного противника в мирное время установить скрытное слежение, а с началом войны их уничтожить. Согласно существовавшим оперативным нормативам, на их уничтожение нашим противолодочным силам отводилось всего 15 минут. Ну а многоцелевые подводные лодки были важнейшим их компонентом.
А как же найти эти самые ракетные подводные лодки в океане? В теории — просто. Для выполнения пуска баллистической ракеты лодка-ракетоносец должна, во-первых, находиться в определенном пусковом районе, координаты которого заранее вводятся в систему управления ракеты, и при этом точно знать свои координаты, а во-вторых, следовать на определенной глубине (ориентировочно около 50 м) и с определенной скоростью (около 5 узлов — 8-9 км/ч). В мирное время «стратеги» после выхода из базы следуют в эти районы и патрулируют в них, находясь в постоянной готовности к пуску ракет. Именно эти районы и предстояло найти в ходе операции, а после этого «взять на прицел» ракетоносцы вероятного противника.
Естественно, в ходе выполнения своих задач советские подводные лодки должны были столкнуться с ожесточенным противодействием противолодочных сил США. А для того, чтобы научиться им противодействовать — выполнять атаки в сложных условиях, уклоняться от обнаружения и срывать его, уходить от преследования и так далее — и необходимо было изучить типовые варианты действий всех оппонентов — и базовой патрульной авиации США и стран НАТО, и противолодочных кораблей, и многоцелевых лодок вероятного противника. А лучше сделать это именно в мирное время — когда угроза уничтожения подводной лодки является почти нулевой. Таким образом, операция «Апорт» была необходима для успешного решения целого ряда задач — как военных, так и политических. Именно поэтому проведение этой операции было вполне закономерным ответом и полностью оправданным шагом в сложившейся обстановке.
«АПОРТ». КАРУСЕЛЬ У НЬЮФАУНДЛЕНДА
План операции «Апорт» разрабатывал штаб 33-й дивизии во главе с комдивом — молодым, энергичным и для своих лет весьма опытным подводником капитаном 1 ранга Анатолием Ивановичем Шевченко. Хорошо понимая, что успех любой боевой операции в ее внезапности, а гарантия внезапности — это скрытность подготовки, Шевченко ограничил круг посвященных лиц и провел ряд мер по дезинформации. Даже начальник особого отдела дивизии, профессиональный контрразведчик, и тот не заподозрил, что дивизия готовится к крупномасштабной операции. За сутки до выхода кораблей в море Шевченко предложил начальнику особого отдела расписаться под датой своего письменного сообщения о начале операции. «Где же я вам за один день найду столько уполномоченных?» — изумился тот.
Однако нашел, и 29 мая 1985 г. дивизия начала развертывание. Из Западной Лицы вышли четыре многоцелевые подводные лодки: К-488 (пр. 671РТ), К-502, К-299 и К-324 (пр. 671РТМ). Пятая, К-147 (пр.671), оборудованная новой системой обнаружения кильватерного следа — СОКС — по следоподобной аномалии, вышла из Гремихи. Походный штаб во главе с капитаном 1 ранга Шевченко прибыл в свой район операции (Карибское море) раньше — на борту БРЗК «Лира». Восточнее Кубы Шевченко и его офицеры перешли на ГИСУ «Колгуев», с борта которого через космическую связь и вели потом управление атомоходами. К операции были привлечены и другие суда советского флота. В Северной Атлантике были развернуты несколько кораблей радиоразведки, курсировавших в океане под видом рыболовных судов. Активно применялись и средства космической разведки. Были задействованы спутники системы «Легенда», отслеживавшие перемещения американских судов, а также спутники радиотехнической разведки системы «Целина-2». Работала и наша агентура в США.
Операция началась 18 июня западнее Ньюфаундлендской банки (северозападная Атлантика, несколько южнее Гренлан - дии). Два атомохода двинулись друг за другом по часовой стрелке, а два навстречу им. В эту двойную карусель включились и четыре противолодочных самолета морской авиации Ту -142М, взлетавшие с кубинского аэродрома Сан-Антонио. Они входили в состав 76-го отдельного противолодочного полка дальнего действия (ОПЛАП ДД) Северного флота, который базировался на аэродроме Кипелово под Вологдой, а в Сан-Антонио для самолетов этого полка была организована стоянка на восемь самолетов и пункт технико-эксплуатационной службы.
Следует отметить, что к 1985 году экипажи вполне освоили эти новые по тем временам машины и совершали трансатлантические перелеты на регулярной основе, выполняя при этом поиск ПЛ вероятного противника на большой площади. Для примера, площадь типового тактического района, который мог быть тщательно обследован с применением всех средств поиска, составляла 1 440 000 кв. км. (1200х1200 км), а ведь кроме этого поиск выполнялся и по маршруту следования. Вылеты противолодочников проводились для того, чтобы «привлечь» внимание американцев и заставить их принять «ответные меры», тем самым «раскрыв свои карты». Что, по сути дела, и являлось одной из целей операции «Апорт».
Американцы всполошились. В воздух поднялись противолодочные самолеты базовой патрульной авиации (БПА) с авиабаз Брансвик (Бермудский сектор), Лагенс (Азорский сектор) и Грин - вуд (Канадский сектор), охватывая зоной поиска практически всю Западную Атлантику. Они вели поиск наших лодок денно и нощно, совершая по 3-4 самолето-вылета в сутки. Но вот что интересно. Поиски подлодок, а американцы не сомневались, что советские самолеты сопровождают именно их, были начаты только после того, как в небо поднялась морская авиация.
До этого все мероприятия военно-морского флота США были обыденными. Обнаружили только К-488, и то в Исландском секторе, на обратном переходе. Наш «улов» был более весом: К-324 имела три контакта с американскими ПЛАРБ и ПЛА, суммарное время слежения за ними составило 28 ч. Отличилась К-147, командиром которой на то время был В. Никитин. Экипаж этого атомохода в течение ПЯТИ СУТОК вел слежение за американской ПЛАРБ SSBN-641 «Simon Bolivar» типа «Benjamin Franklin», идя за ней по кильватерному следу с помощью СОКС. Затем, по приказанию Главкома, К-147 подошла ближе и, вступив в гидроакустический контакт, вела слежение еще СУТКИ, используя пассивный тракт гидроакустического комплекса «Рубикон».
Такой результат означал три вещи. Во- первых, целых ПЯТЬ лодок сумели незамеченными проскользнуть через все противолодочные рубежи, развернутые на пути в Атлантику, и выйти на оперативный простор, получив свободу действий. Во-вторых, наши подводные лодки того времени вовсе не были ни «глухими», ни «шумными» — иначе командир американской ПЛАРБ легко ушел бы от нашей К-147, либо вообще не позволив себя засечь, либо быстро оторвавшись. А ведь это была лодка еще первого поколения кораблей 671-го проекта (см. далее). В-третьих, в случае начала войны американская подлодка была бы очень быстро уничтожена — и 16 ракет (а значит, около сотни ядерных боевых блоков) были бы похоронены в морской пучине, а не ударили по городам в Советском Союзе — на Украине, в Белоруссии и европейской части России.
1 июля 1985 г. операция «Апорт» была завершена. В результате были вскрыты два района патрулирования американских ПЛАРБ типа «James Madison», два района действий многоцелевых ПЛА США, а также выявлены тактические приемы американской противолодочной авиации при поиске развернутых в море атомоходов.
Все наши корабли благополучно возвратились в базы. Еще одним итогом операции стало то, что сотни тысяч американских обывателей оказались так напуганы, что были вынуждены изменить и перенести свой летний отдых с Восточного побережья США в глубь страны. Не понимая, что происходит в Атлантике, американское военное командование в течение трех недель было вынуждено держать войска береговой охраны в готовности «красная» — высшей степени боеготовности.
Авторы статьи Ефименко Я.В. и Скулин А.В.
Журнал "Наука и Техника":