Дорогие друзья, товарищи! Примите мои поздравления с Днем моряка-подводника!

Дорогие друзья, товарищи!

 

Примите мои поздравления с Днем моряка-подводника!

Будьте здоровы, сильны Духом, верьте в перспективу!

С уважением,

Ваш Смирнов Валентин Георгиевич,

доктор исторических наук,

директор Федерального казенного учреждения

"Российский государственный архив

Военно-Морского Флота" (Санкт-Петербург),

 

В.Г.Смирнов

Трубадур Российского флота

 

19 марта 2006 г. Подводным силам России исполнилось 100 лет. Первый век их существования был наполнен героическими и трагическими событиями. У всех на слуху «атака века» А.И.Маринеско, гибель атомных субмарин «Комсомолец» и «Курск»… Но представляется уместным вспомнить о событиях и героях более раннего времени…

Шла Первая мировая война. Русская армия, неся большие потери, отступала все дальше и дальше на восток. Чтобы облегчить своим войскам взятие Риги, германское командование направило эскадру кораблей в Рижский залив. 21 мая (3 июня) 1915 г. подводная лодка русского флота «Окунь» встретила германскую эскадру (10 линейных кораблей), шедшую в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из вражеских кораблей, который, обнаружив лодку, попытался ее таранить. «Окунь» успел произвести торпедный залп и погрузиться; при этом был сильно помят корпусом германского корабля (позднее согнутый под прямым углом перископ «Окуня» был выставлен Морским музеем на выставке «Трофеи войны» в Петрограде).

…Атака «Окуня» вынудила корабли противника уйти из опасного района. За эту атаку команда подводной лодки была удостоена Георгиевских крестов 4-й степени, помощник командира мичман З.А.Лисс – ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», а командир, лейтенант Василий Александрович Меркушов, награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Он стал первым георгиевским кавалером из числа офицеров Балтийского флота, получивших эту  боевую награду во время Первой мировой войны…

В роду Меркушовых все мужчины служили «Царю и Отечеству». Дед Василия в годы Крымской войны 1853-1856 гг. являлся защитником Севастополя, был награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость», получил права потомственного дворянина и ушел в отставку в чине капитана по Адмиралтейству. Отец, выпускник Военно-медицинской академии, в конце XIX века служил младшим врачом Сухумского отряда Черноморской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи, имел чин надворного советника.

Василий Меркушов решил стать военным моряком. 1 сентября 1898 г. он был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге – своем родном городе (он родился 8 декабря 1884 г., в период учебы отца). В Морском корпусе Василий воспитывался шесть с половиной лет и, еще будучи гардемарином, в 1904 г., опубликовал свою первую статью в петербургском журнале «Море и жизнь»…

28 апреля 1905 г. мичман Меркушов был назначен на подводную лодку «Сиг», находившуюся в Либаве, «для обучения подводному плаванию», а через три месяца стал помощником командира этой лодки. 19 марта 1906 г., когда в Либаве был официально учрежден Учебный отряд подводного плавания, Меркушов стал слушателем офицерского класса. В период учебы он был подвергнут домашнему аресту «с исполнением служебных обязанностей на неделю» за … литературную деятельность, так как “позволил себе отправить в «Вестник Либавы» заметку, не испросив разрешения командира” и нарушив своими действиями статью 17 Морского устава.

Через месяц после окончания учебы, в октябре 1907 г., Меркушов был уже на другом конце страны – во Владивостоке, где стал командовать подводной лодкой «Кефаль». 7 декабря он в числе 68 чинов морского ведомства получил звание офицера подводного плавания, введенное на флоте. В декабре 1908 г. Меркушов участвовал в погружении подводной лодки под лед Амурского залива – эксперименте, уникальном для того времени.

…После трех лет службы на Дальнем Востоке Меркушов был переведен на Балтику, где в 1911–1912 гг. являлся старшим помощником командира подводной лодки «Аллигатор». 19 ноября 1912 г. его назначили командиром подводной лодки «Окунь», на которой он служил до апреля 1916 г. В эти годы Меркушов продолжал «сочинительствовать» и печатался в «Известиях по подводному плаванию», «Ежемесячнике подводного плавания», «Военном вестнике». 

…Через три недели после атаки германской эскадры, 15 июня 1915 г., «Окунь» близ Виндавы атаковал немецкий крейсер «Аугсбург». За это лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона. 26 ноября того же года за отличие его произвели в старшие лейтенанты…

При таране «Окуня» Меркушов получил травму позвоночника, которая его беспокоила, и потому 9 апреля 1916 г. он «на законном основании» сдал командование подводной лодкой.

Меркушов был назначен старшим офицером эскадренного миноносца «Гавриил». В первые дни Февральской революции по требованию команды он, как приверженец «старого режима», был отстранен от должности. Возможно, это спасло ему жизнь, поскольку в октябре 1919 г. «Гавриил» погиб на минном заграждении в Копорской губе…

Первая мировая война закончилась для Меркушова – офицера Службы связи Балтийского моря – в Ревеле, сданном немцам 25 февраля 1918 г. После заключения Брестского мира он перебрался в Одессу, где состоял в резерве чинов флота, затем, в сентябре 1918 г., находясь в «белом» Севастополе, был назначен начальником 2-го отдельного отряда средств высадки Черного моря. В ноябре того же года он участвовал в освобождении Одессы от петлюровцев в составе добровольческих частей генерала А.Н.Гришина-Алмазова, затем, с начала 1919 г., некоторое время являлся начальником дивизиона бронекатеров, после передачи которых в состав Кубанской речной флотилии вновь оказался в резерве чинов флота.

В августе 1919 г. Меркушов участвовал в десанте у Сухого лимана и занятии  Одессы Вооруженными Силами Юга России, являясь начальником отряда высадки. Затем он два месяца командовал вспомогательным крейсером «Цесаревич Георгий», участвовал в разгроме махновцев на побережье Азовского моря, занятии Бердянска. 30 ноября 1919 г. Меркушов был произведен в капитаны 2-го ранга.

С января 1920 г. он состоял при штабе Главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России, в марте был назначен комендантом парохода «Харакс», 19 мая стал капитаном 1-го ранга. В ноябре 1920 г. на «Хараксе» Меркушов эвакуировал из Керчи донских казаков. В марте 1921 г., в Константинополе, служба 36-летнего Меркушова в русском военном флоте закончилась.

…Первое время вместе с женой Меркушов жил на Принцевых островах (Мраморное море), затем – в Константинополе, где служил в управлении русского транспортного флота. В ноябре 1922 г. он командовал буксиром «Скиф», который перегнал в Марсель в числе русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством.

В середине 1920-х годов Меркушов проживал в местечке Пон-де-Шерун близ Лиона, где работал на заводе, выпускавшем электрические кабели. Потом он перебрался в Париж…

В эмиграции Меркушов, борясь с прогрессирующей болезнью (в конце жизни он с трудом передвигался и ослеп на один глаз), написал две книги – «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905–1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах этой работы говорит следующее: машинопись трех томов “Дневника подводника” насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. А была еще и третья рукопись – “Агония Ревеля” (о событиях февраля 1918 г.). Но ни одна из этих книг не была издана за рубежом…

С 1927 г. статьи Меркушова печатались в парижских газетах “Русский инвалид”, “Возрождение”, “Россия и славянство”, с 1947 г. – в “Русской мысли”. Кроме того, с 1929 г. Меркушов, сотрудничал с журналом “Часовой” (издававшемся в Париже), в котором опубликовано более 40 его работ.  Скончался В.А.Меркушов 4 декабря 1949 г. и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На сером надгробии выбиты слова: “Командир подводной лодки «Окунь», Георгиевский кавалер капитан 1 ранга В.А.Меркушов 1884–1949”. Здесь же похонена и его жена М.И.Меркушова (урожденная Воронцова– Вельяминова).

…Ныне собрание литературно-исторических произведений и документов В.А.Меркушова находится в нашем городе – хранится в Российском государственном архиве ВМФ. Их возвращению на родину мы обязаны члену парижского Морского собрания священнику о. Николаю (Н.В.Солдатёнкову) и председателю правления Всероссийской общественной организации “Традиции и реликвии отечественного флота” адмиралу В.И.Панину. В 2004 г. книга В.А.Меркушова “Записки подводника. 1905–1915” (объемом 623 страницы) была издана московским издательством “Согласие” (отв. ред. В.В.Лобыцын).

После смерти своего друга В.А.Меркушова издатель “Часового” В.В.Орехов написал следующее: «Вся его жизнь была посвящена России и ее флоту. Он не переставал все время эмиграции быть его трубадуром. Одиннадцать лет подводного плавания поставили его имя на одно из самых уважаемых мест среди наших моряков.

Человек смелого, независимого и рыцарского характера, Василий Александрович был любим, ценим и уважаем всеми его начальниками, друзьями и сотрудниками».

Очевидно, такая характеристика В.А.Меркушова является справедливой.

 

/Files/file/1647681741trubadurrossiiskogoflota.pdf
 

Вернуться к списку новостей