Аварийная тревога!

Подводная лодка стояла в базе у причала.

Его сбросил с койки сигнал аварийной тревоги – резкие короткие звонки. Динамик корабельной трансляции прокричал голосом дежурного по кораблю:
- Аварийная тревога! Пожар в третьем отсеке!

И он побежал. Пролетел из второго отсека в третий, туда, где горело. Влетев на ГКП (главный командный пункт, он же центральный пост), увидел дым, который быстро сгущался и заползал во все углы. В корме отсека мерцало зарево, доносились гул и матерная брань дежурного по лодке.

«Надо включиться в ПДА (портативный дыхательный аппарат, служит для защиты органов дыхания от продуктов горения)», — первая мысль, посетившая его после увиденного.

 
 
Из свободного источника. Прислал Борис Иванов перед публикацией. ПДА - Портативный дыхательный аппарат, работа 30 минут. Открыть коробку, надеть маску и подключится. Не путать с ПДУ-2 - портативное дыхательное устройство с очками и загубником, работа 10 минут, к чему привыкло ранние поколения подводников.
 

«ПДА в руках: открыть коробку, надеть аппарат, маску, повернуть рычажок.… Всё, аппарат заработал, можно дышать! Теперь отсек: надо его загерметизировать». Увидев матроса, крикнул:

- Наверх! Задраить верхний рубочный люк!

Матрос как ждал этой команды и пулей вылетел наверх.

Про себя отметил: «Закрыл люк! Задраил с внешней стороны, собака! Ну и чёрт с ним, пусть катится».

Сейчас звонить оперативному. В голове эхом опять: «Звонить оперативному. Подводной лодке нужна помощь, и нам всем она нужна тоже».

- Говорит командир БЧ-5 (электро-механическая боевая часть). Большой пожар в третьем отсеке. Очаг пожара на нижней палубе в корме, сильная задымлённость, в отсеке есть люди, количество уточняется… — трубу телефона не положил, бросил на стол, чтобы оперативный мог слышать, что творится на корабле.

С нижней палубы вперемежку с бранью кричали:
- Вэпээлом (ВПЛ – система воздушно-пенного пожаротушения) не потушить. Давайте ЛОХ скорее (лодочная объёмная химическая система пожаротушения), сгорим тут к чёртовой матери!

«Надо давать ЛОХ, другого выхода нет! Надо давать ЛОХ, другого выхода нет! Надо…», — приговаривал механик то ли про себя, то ли вслух. И в следующую секунду проорал по корабельной трансляции, предупреждая людей о том, что собирался сделать:

- Даётся ЛОХ в третий отсек! Даётся ЛОХ в третий отсек! Даётся ЛОХ в третий отсек! Всем включиться в ПДА, кто ещё не сделал этого, задохнётесь, медь её!

Подбежал к пульту и повернул два ключа: «выбор отсека» и «подача команды». Ключи поворачивал на ощупь, по памяти – в отсеке от дыма уже ничего видно не было. Всё сделал правильно и в следующую секунду ощутил капли жидкости, падающие за шиворот.

- Внимание по кораблю! Произошло возгорание в третьем отсеке. В руководство борьбой за живучесть вступил командир БЧ-5. Дан ЛОХ в третий отсек. Устанавливаю рубежи обороны: носовая переборка четвёртого отсека и кормовая переборка второго. Своим заместителем назначаю старшего лейтенанта Матвеева. Повторяю, мой заместитель – старший лейтенант Матвеев.

«Внутренним мехом» механик чувствовал, что огонь гаснет. Гул прекратился, исчезло зарево. Лихорадочное состояние начало понемногу отступать. Вдруг заболела нога – подагра. Плюс возраст, все болезни от нервов…

«Теперь собрать людей, посчитать их, посчитать средства защиты, лишних вывести. После этого ждать 30 минут, меняя ПДА. Всё, что можно сделать – сделано».
Поднёс к уху трубу телефона и, услышав голос оперативного, перебивая, доложил:
- Дал ЛОХ в третий отсек. Открытого огня не наблюдаю. Личный состав включён в ПДА.

А затем по трансляции:
- Всему личному составу третьего отсека собраться на верхней палубе.

Через минуту проявились силуэты трёх человек, тех, кого пожар застал в отсеке.
- Ставлю задачу! Ты (сильно ткнул пальцем в силуэт) – ведёшь разведку на верхней палубе — осмотреть все рубки и боевые посты, искать людей и средства защиты. Вы двое — осмотреть среднюю и нижнюю палубы, вам тоже искать людей и средства защиты, между собой иметь визуальный контакт, связь со мной голосом каждую минуту, — после инструктажа у каждого проверил изолирующий аппарат и каждого благословил, отведя на выполнение задачи десять минут. Сам истово молился, как умел, о том, чтобы в отсеке больше никого не оказалось.

После получасовой выдержки отсек провентилировали. Всё обошлось: никто не пострадал, больших разрушений огонь нанести не успел. На остатках сил и здравого смысла командир БЧ-5 тяжело поднялся наверх на мостик, поручив дежурному по кораблю описать борьбу с огнём в журнале вахтенного центрального поста. На пирсе уже поджидало начальство. «Сейчас начнётся разбирательство», — подумал он, затянулся сигаретой и потерял сознание...

Вовремя. Уже потом стало ясно, что борьба за живучесть велась правильно. Более того, если бы ЛОХ не дали вовремя, то, скорее всего, в третьем отсеке никто бы не выжил. Этого, вкупе с отсутствием жертв и небольшим ущербом от пожара, хватило как раз на то, чтобы никого не наказали.

Механик же наорался так, что потерял голос и молчал целую неделю. А инфаркт был потом. Гораздо позже. Не в этот раз.

Из неопубликованного контр-адмирала Владимира Коржавина.

Если интересно, читайте также Подводники в окопе.

Поздравляю всех механиков с прошедшим Днём кораблестроителя! Низкий вам поклон, друзья, механоиды!

 
 
Аварийный буй подводной лодки. Из свободного источника
 

--------------------------------------------------------

https://zen.yandex.ru/media/borisedykh/avariinaia-trevoga-62bdc300511dec55f243ba9f?&utm_campaign=dbr&

Вернуться к списку новостей