Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" стала первой советской субмариной такого типа. Ее проектирование, а потом и строительство, не было простым. Но историческая ценность этого подводного крейсера несомненна. Один из основоположников отечественной ядерной энергетики академик Анатолий Александров писал по этому поводу главному конструктору Владимиру Перегудову: "Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым". Об истории первого советского атомохода – в материале РЕН ТВ.
Как проектировали первый советский атомоход
Официальный старт разработке "объекта 627" – так в целях секретности назвали первую советскую атомную подлодку, был дан 9 сентября 1952 года. Проектировалась она как носитель единственной торпеды гигантского калибра.
Такая идея выглядела логичной. К началу 1950-х, когда работы над первыми атомными подлодками и в СССР, и в США вышли из стадии предварительных проектов, Советский Союз не имел подходящих средств доставки ядерного оружия на территорию своего главного противника – Америки. Бомбардировщик Ту-16 только начали испытывать, межконтинентальных ракет просто не существовало. А тратить лодку с уникальными возможностями для установки на ней обыкновенных торпед инициатору проекта – Первому главному управлению при Совете Министров СССР, не хотелось.
Неожиданная для Советского Союза ситуация, когда проект и тактико-технические характеристики, также как и предназначение корабля, определяли совсем не моряки, привел к ожидаемому результату: работы над проектом едва не были прекращены. Это произошло в 1954 году, когда атомщики, оценив, что их собственных знаний для завершения работы не хватает, все-таки пригласили экспертов Военно-морского флота.
Вердикт группы специалистов, которой руководил контр-адмирал Александр Орел, был однозначен: в варианте с вооружением лодки торпедой Т-15, имевшей диаметр в полтора метра, длину более 23 метров и вес около 40 тонн, проект бесполезен. Прежде всего потому, что стартовать к цели она могла лишь на расстоянии до 50 километров от нее, а линия противолодочной обороны США в те годы начиналась за 100 миль, то есть почти за 200 километров от берега.
Было еще одно обстоятельство, превращавшее лодку в легкую мишень для противника. После пуска гигантской торпеды длиной почти в четверть общей длины лодки корабль приобретал колоссальную положительную плавучесть и большой дифферент на корму. Другими словами, едва выпустив торпеду, лодка почти наверняка выскакивала на поверхность моря и не имела возможности сразу погрузиться. А для обороны у нее были всего два обычных торпедных аппарата с двумя торпедами.
Высокоскоростной "Кит"
Проект срочно переработали: лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в два десятка торпед. Среди них должны были быть и атомные: к тому времени их боевые части уже начали проходить испытания. А главным оружием лодки, как и планировалось, стала скорость. В Советском Союзе уже знали, что американцы поместили новую энергетическую установку в корпус лодки, мало чем отличающийся от классических корпусов субмарин Второй мировой войны. Это существенно ограничивало их подводную скорость: у первой в мире атомной лодки, "Наутилуса", она составляла 23 узла, у второй, "Сивулфа" – 20 узлов.
Советские конструкторы начали искать наиболее обтекаемую форму подлодки нового типа. И нашли оригинальное решение: идеальной формой для движения под водой они сочли форму морских млекопитающих, в том числе китов. На них-то и стала похожа первая советская атомная субмарина, на испытаниях развившая подводную скорость в 28 узлов даже не на полном ходу. За свою форму, которую унаследовали и все последующие подлодки, первый атомный крейсер получил прозвище "Кит".
Строительство в условиях повышенной секретности
Первая отечественная АПЛ была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе №402 (сейчас "Севмаш"). Строительство шло ускоренными темпами и было строжайше засекречено. Нельзя было даже выносить чертежи в цех, где строился атомоход. Перед рабочей сменой корабелы заходили в специально отведенное помещение, читали чертежи и запоминали их. С полученной информацией шли трудиться.
Сегодня практически невозможно представить, как с помощью одной логарифмической линейки так оперативно просчитывались многочисленные варианты параметров отдельных систем и компоновка отсеков в целом. К концу 1954 года завод №402 располагал основной массой рабочей документации: было разработано 5 500 из намеченных к выпуску 7 400 чертежей.
Для АПЛ все создавалось с нуля: сам корабль и его начинка – приборы, механизмы, навигационное оборудование, производственная база, материалы, вооружение. С целью сохранения секретности работы по изготовлению деталей корпуса в заготовительных цехах производились по 12 другим заказам, где заказчиками значились самые различные предприятия различных ведомств. Например, детали для АПЛ делались якобы для торгового флота и должны были отправляться в Архангельск. И те, кто был связан с заготовкой корпусных деталей, не имели полного представления о том, что делали в самом засекреченном цехе №42.
"Что фактически строится, что создается – никто не знал! Весь корабль был разбит на такие ячейки, на такие составные части, что трудно было представить! Это потом уже, впоследствии узнали весь монолит этого корабля, как он состоит, из чего, когда он уже был построен и спущен на воду. А до этого эти режимы секретности настолько четко выполнялись, так была продумана система, что сейчас просто приходится удивляться", – вспоминал главный инженер Севмашпредприятия (с 1988 по 1994 год) Федор Шушарин.
Всего в создании атомохода участвовало 135 предприятий со всей страны. 17 декабря 1958 года первую советскую атомную подлодку передали Военно-морскому флоту.
Подготовка экипажа
Секретность сохранялась и для экипажа. Его в ноябре 1954-го направили для обучения управлению реактором на первую в мире атомную электростанцию в Обнинске. Моряки получили указание: носить гражданскую одежду, называть друг друга только по имени, никому не говорить, что они подводники. Нельзя было произносить слово "реактор". Даже на занятиях преподаватели называли его "кристаллизатором" или "аппаратом".
Чтобы моряки могли заранее изучить свой корабль, в их распоряжение предоставили не только атомную электростанцию, но и специально построенный неподалеку от нее рабочий стенд с таким же реактором, как на подлодке. Кроме этого, морякам приходилось проверять на себе и многие конструктивные и дизайнерские решения новой лодки, для чего были построены в натуральную величину макеты всех ее отсеков. Их сооружали из фанеры и деревянных чурбаков, а трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковым веревками с соответствующей маркировкой.
Таким образом и конструкторы, и экипаж могли видеть всю лодку как на ладони, что позволило не только грамотно обустроить первую советскую субмарину, но и избежать многих проблем.
"Подледный" поход на Северный полюс
Первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний технических нововведений для атомного флота. Ей довелось "лично" проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом.
В июле 1962 года впервые в истории отечественного ВМФ атомоход К-3 совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Вместе с экипажем командир Лев Жильцов вел подлодку прямо к "макушке" Земли. Прежде всего морякам предстояло подтвердить, что К-3, как и подобные ей корабли, способны на длительные походы подо льдами. Кроме этого, экипажу "Ленинского комсомола" предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе.
В то время не было подробной карты с отметками глубин и подводных вершин. АПЛ передвигалась фактически вслепую и вглухую. Работать приходилось в тяжелейших условиях: толща льда отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии.
В какой-то момент акустики заметили: глубина под килем резко снизилась. Специалисты изучили эхограмму. Так был обнаружен подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана – это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века. Обнаруженный хребет позже назвали в честь известного океанографа Якова Гаккеля, а вклад первой советской атомной подлодки в открытие отметили, назвав в ее честь одну из вершин подводного хребта.
Трагедия в Норвежском море
Одними успехами служба К-3 "Ленинский комсомол", конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям.
Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках произошел пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении.
Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную уплотнительную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком). Со временем уплотняющее поле раскисло и порвалось при очередном скачке давления.
Судьба первого советского атомохода
Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 "Ленинский комсомол" оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия. За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору.
После того, как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол "Ленин", но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка "Ленинский комсомол" перейдет на вечный прикол на "Острове Фортов", где станет главным экспонатом будущего Музея военно-морской славы.
В доки "Кронштадтского морского завода" легендарную субмарину завели еще зимой 2022-го. За это время "Ленинский комсомол" преобразился. В первую очередь внешне: рабочие заменили почти тысячу квадратных метров металлической обшивки. Установили 8 блоков – будущие опоры для экспоната. Удалось сохранить и некоторые детали внутри подводной лодки.
27 августа 2022 года лодка К-3 "Ленинский комсомол" покинула Кронштадт – начался первый этап ее транспортировки в Музей военно-морской славы. Субмарина пройдет путь до акватории Выборгского судостроительного завода, где ее погрузят на баржу вместимостью более десяти тысяч тонн, а затем направят в порт Кронштадта. Там подводную лодку распилят на две части и установят на самоходные оси. И уже по земле субмарину отправят к месту постоянной дислокации на "Остров Фортов".
Основные характеристики подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол"
- Скорость (надводная/подводная): 15,5/30 узлов.
- Рабочая глубина погружения: 300 метров.
- Автономность плавания: 50–60 суток.
- Экипаж: 104 человека.
- Водоизмещение (надводное/подводное): 3065/4750 тонн.
- Длина: 107,4 метра.
- Ширина корпуса: 7,96 метра.
- Вооружение: 8 носовых торпедных аппаратов 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации – 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн.