Камчатка 5 августа: подготовка к обороне Петропавловска и новое имя субмарины

Этот день в истории — листок памятных дат от ИА KamchatkaMedia Оборона Петропавловска: сооружение батарей

5 августа (24 июля по старому стилю) 1854 года военный транспорт (бригантина) "Двина" доставил в Петропавловск из залива Де-Кастри 350 солдат Сибирского линейного батальона, 2 двухпудовые мортиры и 14 пушек 36-го калибра. На "Двине" прибыл на Камчатку и остался там военный инженер поручик Константин Мровинский, возглавивший строительство береговых батарей в Петропавловском порту. К исходу июля гарнизон порта вместе с экипажами кораблей насчитывал, согласно позднее поданному В. С. Завойко рапорту о исходе боя, 988 человек (349 человек на кораблях, 368 на батареях и 271 человек — в стрелковых партиях).

В подготовку к обороне включилось и всё население города и его окрестностей (около 1600 человек, включая женщин, детей и стариков). Работы по сооружению семи береговых батарей и установке орудий велись почти два месяца круглые сутки, днём и ночью. Защитники Петропавловска возводили укрепления, в скалах вырубали площадки для батарей, неприступные для морского десанта, снимали с кораблей орудия, вручную перетаскивали их по крутым склонам сопок и устанавливали на берегу.

Фрегат "Аврора" под командованием И. Н. Изыльметьева и транспорт "Двина" были поставлены на якоря левыми бортами к выходу из гавани. Орудия правых бортов сняли с кораблей для усиления береговых батарей. Вход в гавань загородили боном (плавучее заграждение).

Артиллерийские батареи охватывали Петропавловский порт подковой. На правом её конце, в скалах мыса Сигнальный, была расположена батарея № 1. "Сигнальная" батарея вход на внутренний рейд и была вооружена тремя 36-фунтовыми орудиями, двумя бомбическими пушками, её гарнизон составлял 64 человека. Также с правой стороны, на перешейке между Сигнальной сопкой и Никольской сопкой расположили ещё одну батарею. "Перешеечная" батарея (№ 3) была вооружена пятью 24-фунтовым орудиями, её гарнизон составлял 51 человек.

У северного конца Никольской сопки, на самом берегу поставили батарею № 7. Она была предназначена для предотвращения высадки вражеского десанта в тыл и попытки захватить порт с северного направления. Батарея была вооружена пятью 24-фунтовыми орудиями, её защищало 49 человек. Ещё одна батарея располагалась на сгибе воображаемой подковы, у Култушного озера. "Озёрная" батарея (№ 6) имела на вооружении шесть 6-фунтовых орудий, четыре 18-фунтовых орудия, её гарнизон составлял 34 человека. "Озёрная" батарея подкрепляла оборону батареи № 7 и должна была держать под огнём дефиле и дорогу между Никольской сопкой и Култушным озером. Затем шли "Портовая" и "Кладбищенская" батареи (батареи № 5 и № 4). Батарея № 5 была вооружена пятью практически негодными к бою 3-фунтовыми орудиями. Батарея № 4 была вооружена тремя 24-фунтовыми орудиями и имела гарнизон в 24 человека. На песчаной косе Кошка находилась основная батарея № 2. "Кошечная" батарея была вооружена девятью 36-фунтовыми орудиями, одним 24-фунтовым орудием, её гарнизон составлял 127 человек.

 

К-211 "Петропавловск-Камчатский". Фото: ru.wikipedia.org

Новое имя субмарины

К-211 "Петропавловск-Камчатский" — атомная ракетная подводная лодка (РПКСН) проекта 667БДР "Кальмар", входившая в состав Северного, а затем — Тихоокеанского флота ВС Союза ССР и России.

16 марта 1976 года корабль зачислен в списки кораблей ВМФ Вооружённых Сил Союза как К-211. Заложен на стапелях МП "Севмаш" в Северодвинске 19 августа 1976 года, заводской номер 394. Крейсер входил в состав 331-й отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота ВМФ ВС СССР. 23 мая 1981 года К-211, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с подводной лодкой, опознанной по фрагментам корпуса, оставшимся в месте столкновения, как американская АПЛ класса "Стёджен". Столкновение произошло по вине командира американской субмарины, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за советским ракетоносцем. В англоязычных источниках единственное столкновение в этот период произошло у британской HMS Sceptre (S104) класса "Суифтшюр".

После этого происшествия К-211 был поставлен в ДОК в посёлке Чалмпушка, где был произведён ремонт горизонтального кормового стабилизатора и замена повреждённого правого винта. В июне 1982 года во время выполнения автономной боевой службы (БС) со вторым экипажем (командир капитан 1-го ранга Ковалев И. Е.) на РПКСН К-496 из-за конструктивного недостатка парогенераторов типа ПГ-4т, произошла течь первого контура на неотключаемом участке.

В октябре-декабре 1982 года РПКСН К-211 (командир капитан 2-го ранга А. А. Берзин, старший похода капитан 1-го ранга В. М. Бусырев) совершил длительное подводное плавание по периметру Северного Ледовитого океана.

В сентябре 1982 года находящуюся на боевом дежурстве подводную лодку с проверкой посетил НГШ ВС СССР генерал армии Ахромеев С. Ф..

В сентябре-ноябре 1984 года совершил подлёдный, трансарктический переход по маршруту Оленья Губа — Камчатка — бухта Крашенинникова (командир капитан 1-го ранга Захаров Л. В., старший на борту контр-адмирал Агафонов В. П.), вошел в состав 25-й дивизии ПЛ 2-й флотилии ПЛ ТОФ, город Вилючинск.

В 1989-1993 прошёл плановый средний ремонт и модернизацию на ДВЗ "Звезда" (г. Большой Камень, 72 обрСРПЛ ТОФ). В 1996 году совместно с РПКСН К-223 и К-530 произвел групповую стрельбу баллистическими ракетами (БР) по береговой цели.

5 августа 1997 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) "К-211" получил наименование Петропавловск-Камчатский. Находился в составе 25-й дивизии ПЛ 16-й эскадры ПЛ ТОФ. 7 августа 2007 года АПЛ произвела успешный пуск баллистической ракеты. Головная часть ракеты поразила полигон Чижа на севере России в расчётное время. 16 ноября 2010 года, в 18:20, лодка вышла в последний путь, убыла в Приморье.

Специалисты госкорпорации "Росатом" в 2019 году выгрузили отработавшее ядерное топливо из реакторов и подготовили к содержанию на плаву подлежащую утилизации атомную подлодку К-211 или "Петропавловск-Камчатский", более 30 лет входившую в состав советского, а затем российского Военно-морского флота. Утилизировать подлодку должны были в 2021 году. Имя корабля унаследовала новая подводная лодка Б-274, спущенная на воду 28 марта 2019 года.

 

https://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.com/listnews/podgotovka-k-oborone-petropavlovska/134846076/

Вернуться к списку новостей