Каковы ближайшие и перспективные планы пополнения флота Соединенных Штатов Америки, почему несмотря на щедрое финансирование сроки сдачи новых кораблей и судов неумолимо сдвигаются вправо и какие выводы из происходящего стоит сделать корабелам России?
Авианосец типа на стапеле верфи Neport News Shipuilding / Фото: Neport News Shipuilding
Еще в начале лета руководство российского Минпромторга (в лице его тогдашнего статс-секретаря В. Евтухова) уверенно заявило, что в текущем году Военно-морской флот получит "порядка" 50 новых единиц – как боевых кораблей, так и судов обеспечения.
Для сравнения, по итогам 2023-го в состав российского ВМФ было передано чуть более трех десятков кораблей и судов. При этом особо подчеркивалось, что России в кратчайшие сроки удалось добиться полного импортозамещения в области военного кораблестроения – чего (к глубокому сожалению) пока нельзя сказать о судостроении гражданском.
Вынося за скобки обеспечивающие и вспомогательные суда, зарубежные отраслевые эксперты в свою очередь прогнозируют, что по итогам 2024-го российские корабелы передадут флоту как минимум четыре подводные лодки и до дюжины надводных боевых кораблей различных типов.
Ожидаемые успехи России в области кораблестроения представляются достаточно значительными, что вызывает вполне естественный интерес к аналогичным показателям наших основных "непартнеров" и естественных конкурентов по части развития оборонно-промышленного комплекса – Соединенных Штатов Америки. Итак…
Деньги есть, причем немало
Об этом наглядно свидетельствует официальная статистика Управления Конгресса США по бюджету (Congressional Budget Office – CBO):
Динамика бюджетных расходов на кораблестроительную программу США, $млрд / Данные: Управление Конгресса США по бюджету (CBO)
*запрошенные президентом ассигнованные Конгрессом
Как видим, на протяжении последнего десятилетия, Конгресс практически всегда выделял средства на пополнение флота с заметной надбавкой относительно запросов президента США, причем увеличение этого бонуса от законодателей до рекордных $2,5-3 млрд в год началась еще в 2021 г, т.е. задолго до обострения украинского кризиса.
Что же касается 2024-го, то несмотря на предвыборный ажиотаж, законодатели снова удовлетворили ожидаемые расходы на кораблестроение пусть с более скромным чем обычно, но все же запасом – на уровне $33,7 млрд, что почти на $1,5 млрд. превысило запрошенную главой государства сумму.
Одновременно был принят и очередной пятилетний (!) план строительства флота, с предварительным распределением ассигнованных бюджетных средств по основным типам кораблей и судов. При этом более половины всего государственного финансирования в течении ближайших пяти лет США предполагают выделить на развитие своего подводного флота, с приблизительно равными долями на пополнение численности авианосцев и других надводных боевых кораблей, а также десантного и вспомогательного флотов, в состав которых включены и перспективные безэкипажные платформы:
Распределение бюджетных средств на кораблестроительные программы США по основным типам кораблей, 2024-2028 гг / Данные: Управление Конгресса США по бюджету (CBO)
Сколько же и каких именно плавединиц планируют американские корабелы построить в столь сжатые сроки на уже выделенные миллиарды долларов?
Огласите весь список!
Согласно одобренных Конгрессом запросов министерства военно-морского флота США (Department of the Navy – DON), за ближайшую пятилетку в строй планируется ввести 55 боевых кораблей и специализированных судов обеспечения, сооружение которых обойдется американским налогоплательщикам почти в $150 млрд. (в ценах 2023 г):
Заметим, что по экспертным оценкам профильных подкомитетов Конгресса США, внутренняя (доллар к доллару из года в год) девальвация американской валюты в рассматриваемый период достигнет весьма значительных значений. В частности ожидается, что через пять лет доллар потеряет почти одну пятую часть своей нынешней номинальной стоимости:
Таким образом, устойчивое финансирование кораблестроительной (и не только) программ в значительной мере будет зависеть от работы печатного станка Федеральной резервной системы (ФРС – аналог Центробанка) страны. Это создает дополнительные риски как для экономики США в целом, так и для благополучия кораблестроителей (от владельцев и директоров компаний до уборщиков на стапеле и сторожей) в частности – ввиду снижения их реальных доходов даже на фоне видимого повышения заработной платы.
В результате можно ожидать дальнейшего ускорение оттока со всех уровней и звеньев производственной цепочки отрасли квалифицированных кадров – которых, кстати, американскому кораблестроению болезненно не хватает уже сегодня.
Возвращаясь к ожидаемому ассортименту кораблестроительной продукции, стоит отметить, что свыше четверти ее приходится на атомные подводные лодки нового поколения с баллистическими (Columbia), а также крылатыми (Virginia Block IV) ракетами.
Поскольку подробный анализ тактико-технических характеристик этих субмарин выходит за рамки данного материала, отметим, что при планомерной и равномерной сдаче (в среднем, по одному стратегическому крейсеру и по две многоцелевых подлодки в год), Пентагон рассчитывает на существенное и достаточно оперативное обновление своих подводных сил "ядерного сдерживания".
До трети всего будущего новостроя должны составить крупные (водоизмещением свыше 6 тыс. тонн) надводные корабли с управляемым ракетным оружием – современные модификации известного эсминца Arleigh Burke (в серийной постройке с конца 1980-х) и "принципиально новый" фрегат Сonstellation (концепция 2020 г).
Их поставки также предполагается осуществлять равномерно (по 1-2 корабля в год), с тем чтобы к началу 2030-х увеличить потенциал ракетного надводного флота дальней морской зоны почти на два десятка кораблей.
На этом фоне ожидания в отношении новых авианосцев с ЯЭУ (типа Gerald R. Ford) представляются довольно скромными – только один к 2028 году. Однако не стоит забывать, что эти весьма дорогие (порядка $12 млрд.за единицу в нынешних ценах) корабли, похоже, оказались чрезмерно сложными даже для американской судостроительной промышленности.
Если между закладкой и вступлением в строй головного авианосца (собственно CVN 78 Gerald R. Ford) прошло менее восьми лет, то последовавший за ним CVN 79 John F. Kennedy (заложен в августе 2015-го) до сих пор проходит испытания, так что его ввод в состав ВМФ пока перенесен как минимум на 2025 год.
В сложившихся условиях, запланированный к сдаче в 2028-м третий корабль серии (CVN 80 Enterprise) рискует превратиться в хорошо нам знакомый по отечественной практике дорогостоящий долгострой – в том числе из-за нехватки… необходимого количества комплектующих и рабочих рук, о чем мы подробнее расскажем ниже.
Среди прочего содержимого портфеля военного новостроя США, стоит обратить особое внимание на специализированные корабли дальнего акустического обнаружения/разведки (почти 11% всего согласованного госсзаказа). Их основным "оружием" являются гидроакустические станции с гибкой протяжённой буксируемой антенной (SURTASS), которые как раз и составляют большую часть стоимости подобных плавединиц, постройка которых не требует особых технологических изысков и обходится относительно дешево.
Интенсивное наращивание численности таких кораблей (плюс шесть единиц за пять лет) свидетельствует о желании США оперативно нарастить свои возможности по контролю за подводной обстановкой на обширных пространствах Мирового океана, а сравнительно небольшая цена постройки делает подобные планы вполне реальными.
Как следует из утвержденных Конгрессом планов, пик сдачи новых кораблей заказчикам должен прийтись на 2026-28 гг. Но, как мы знаем, практическая реализация даже самых совершенных (и подкрепленных щедрым финансированием) планов порой наталкивается на непреодолимые препятствия. Посмотрим же, как оценивает реальные перспективы выполнения пятилетней кораблестроительной программы сама американская сторона…
Задержки: на сколько и почему?
Представленный выше план пополнения флота был одобрен Конгрессом в январе 2024г, однако уже в марте "неожиданно" выяснилось, что сроки его исполнения будут значительно сдвинуты вправо, а если точнее – на один-три года. Об этом, в частности, почти одновременно сообщили глава командования военно-морских систем вице-адмирал Джеймс Дауни и руководитель отдела поставок ВМФ США Николас Гертен.
Так, подводные крейсера типа Columbia (ориентировочная цена постройки ок. $8,5 млрд за ед.), не будут передан флоту ни в 2024-м, ни в 2026 годах. Более того: сдача первой субмарины серии может быть перенесена с октября 2027г на октябрь 2028-го – февраль 2029 года. Это автоматически сдвигает сроки начала ее полноценного боевого использования на 2030-31гг, причем флот США к этому времени получит только один новый подводный ракетоносец вместо запланированных четырех.
Выполнение программы строительства многоцелевых подлодок Virginia Block IV, контракты на сооружение которых были заключены еще в 2014-2018 гг., сдвигается на срок до трех лет, а более модернизированных атомоходов Virginia Block V (законтрактованных в 2019-23гг) – "всего лишь" на 24 месяца.
Причины столь длительной задержки просты: сооружение лодок этих типов осуществляется на верфях крупнейших кораблестроительных концернов США – General Dynamics’ Electric Boat и Newport News Shipbuilding, однако темпы выполнения заказа остаются низкими вследствие ограниченных возможностей поставщиков ключевых комплектующих (во многом однотипных для обоих проектов).
В результате, выпуск многоцелевых ПЛА Virginia как бы приносится "в жертву", поскольку дефицитные комплектующие в приоритетном порядке направляются на строительство стратегических ракетоносцев Columbia. Весьма неоднозначным утешением при этом представляется тезис командования ВМС США, что значительная пролонгация сооружения субмарин Virginia Block IV поможет сократить сроки строительство более усовершенствованной модели того же типа – Virginia Block V.
Пока американский флот надеется (хоть и с опозданием как минимум на год), но все же получить второй атомный авианосец типа Gerald R. Ford – CVN 79 John F. Kennedy – сдачу третьего корабля серии (CVN 80 Enterprise) предполагается отложить на срок от 18 до 26 месяцев. Неясной все еще остается и судьба четвертого однотипного авианосца – CVN 81 Doris Miller.
Строительство всей серии ведет уже известный нам гигант Newport News Shipbuilding. С одной стороны, его руководство уверенно заявляет о "защищенности" проекта в отношении третьего и четвертого кораблей, благодаря заблаговременному заключению контрактов на обеспечение комплектами комплектующих сразу для двух авианосцев. С другой же – концерн периодически жалуется на "перегруженность" поставщиков и…нехватку квалифицированных кадров для обеспечения своевременного исполнения всех ранее заключенных контрактов.
Между тем, проблема с рабочей силой для Newport News рискует обостриться уже в ближайшие годы – из-за длительных задержек с сооружением первых кораблей серии, Министерство военно-морского флота США (DON) предполагает перенести заключение контрактов на постройку двух последних авианосцев (CVN 82 и CVN 83) с 2028-го на 2030 год. Для кораблестроительного концерна это означает значительное (как по срокам, так и по объемам) проседание притока финансирования – со всеми малоприятными последствиями, вплоть до вынужденного сокращения численности персонала.
Сдача первого фрегата УРО Constellation также сдвигается вправо, как минимум на 36 месяцев относительно оговоренной в контракте даты. Таким образом, первый из них сможет приступить к выполнению боевых задач не ранее 2027 года, хотя согласно первоначальным планам к этому сроку в состав ВМФ США предполагалось ввести шесть таких кораблей.
По оценкам американского командования военно-морских систем, это вызвано тем, что выигравшая тендер на проектирование и сооружение этих фрегатов сравнительно небольшая верфь компании Fincantieri Marinette Marine (штат Висконсин) в настоящее время вынуждена "жонглировать" сразу тремя крупными заказами. Так, наряду с сооружением серии Constellation, корабелы Fincantieri Marinette завершают работы по программе пополнения флота для ближней морской зоны, а также ведут строительство многофункционального боевого корабля по заказу Саудовской Аравии.
К общей перегруженности производственных мощностей добавляется уже традиционная нехватка комплектующих, а также несовершенство менеджмента и недостаточная эффективность взаимодействия с многочисленными субподрядчиками, что дополнительно замедляет и без того невысокие темпы строительства.
Сроки сдачи кораблей практически всех других типов (в частности, ракетных эсминцев Arleigh Burke, десантных кораблей-доков San Antonio и танкеров-заправщиков John Lewis) также предполагается пролонгировать, хоть и менее значительно. Причины все те же: неадекватный заключенным контрактам потенциал производственных площадей, недостаток комплектующих и нехватка собственно кораблестроителей.
Негативное воздействие последнего фактора усиливается за счет "позеленения" (по определению самих американцев) рабочей силы в отрасли – из-за массового выхода на пенсию квалифицированных специалистов при их замене (далеко не достаточной количественно) молодыми, гораздо менее опытными кадрами.
Как видим, на сегодняшний день положение дел в кораблестроении США представляется не слишком оптимистичным. Его дальнейшее развитие можно будет корректно оценить при условии тщательного и системного мониторинга открытых зарубежных источников и официальной отраслевой статистики, с периодической коррекцией результата по данным космических фотоснимков основных производственных площадок.
Пока же, исходя существующего положения вещей, можно сделать следующие выводы:
– Даже самое щедрое бюджетное финансирование не гарантирует выполнение масштабного госзаказа – в полном объеме и в плановые сроки.
– Планируя участие в тендерах, стоит заранее позаботиться и о реальных возможностях для выполнения будущих контрактов – от места на стапеле и количества необходимых работников, до организации эффективного взаимодействия со смежниками и поставщиками комплектующих (особенно с учетом острой импортозависимости по их широкому ассортименту).
– Несмотря на все технико-технологические достижения современности, кадры в судостроении по-прежнему решают все. При этом подготовка квалифицированных работников всех специальностей с учетом формирования достаточного трудового резерва остается одной из основных задач каждого конкретного предприятия даже в условиях массированной государственной поддержки.
…Ну, а в остальном все просто – учимся на чужих ошибках и не совершаем своих собственных…
Источник: https://www.korabel.ru/news/comments/korablestroenie_ssha_-_dengi_reshayut_ne_vse.html