3 сентября. Борясь за живучесть, подлодка всплыла с двумя затопленными отсеками

В этот день исполняется 82 голда подвигу экипажа подводной лодки Северного флота «Л-20», проявившему чудеса стойкости в борьбе за живучесть своего корабля.

 

Подлодка «Л-20» (головная лодка серии ХIII-бис) вошла в строй Северного флота 28 августа 1942 года. К осени 1943-го на боевом счету ее экипажа, которым командовал капитан 3 ранга В.Ф. Тамман, были потопленные торпедами транспорты «Мансуа» водоизмещением 5472 тонны и «Оттмаршен» - 7077 тонн.

29 августа 1943 года «Л-20» вышла из Полярного в свой седьмой боевой доход. Утром 3 сентября в районе мыса Нордкин был обнаружен вражеский транспорт в охранении сторожевого корабля. После трехторпедного залпа на лодке слышали взрыв одной из торпед, но результат атаки выяснить не удалось, так как вражеский сторожевик обнаружил лодку и начал ее преследовать.

В 10 часов 50 минут при очередном взрыве из кингстона цистерны быстрого погружения была вырвана уплотнительная резина. «Л-20» стала опускаться и на глубине 60 метров ударилась обтекателем гидро-акустической станции о кекур - выступающую со дна моря гранитную скалу. После этого субмарина начала терять управляемость. Моряки были вынуждены одновременно уходить от преследования врага и вести борьбу за живучесть. В итоге, им удалось справиться и с тем, и с другим.

«Результаты наших усилий обнадеживали, - вспоминал Тамман, - осушив носовые внутренние цистерны, давая порциями сжатый воздух в первую балластную цистерну, а также действуя горизонтальными рулями (когда шли полным ходом), мы за двадцать минут опустились всего лишь на 10 метров. Иначе говоря, погружались со скоростью один метр в две минуты. Это не так уж плохо (аварийный провал на глубину достигает скорости погружения метр в секунду). Чрезвычайно важно, что мы не допустили дифферента на нос, случись это — лодка провалилась бы в бездну. А под килем еще много. Подбитый самолет, тянущий до аэродрома, прижимает к земле, нас же засасывает в пучину».

С большим трудом экипаж под командованием Таммана вывел лодку на глубину 115 метров, где она легла на грунт с небольшим дифферентом на корму. Напомню, что официально предельная глубина погружения для лодок типа «Л» составляет 100метров.

Все это время над лодкой продолжал сбрасывать глубинные бомбы вражеский сторожевик. Команда советской субмарины проявляла мужество и отвагу, пытаясь сделать все что в человеческих силах для спасения своего корабля. Несмотря на то, что люди уже 16 часов находились под водой, кислород на дыхание решили не расходовать до последней крайности. Завершив осушение внутренних цистерн и минных труб, дали воздух в главные балластные цистерны. После того, как моторам был дан полный назад, лодка оторвалась от грунта и с дифферентом в 80 градусов начала подниматься. Но тут случилась новая беда: в первых двух отсеках, где давление оставалось выше атмосферного, оно быстро сравнялось с атмосферным, Это вызвало у людей кессонную болезнь. 10 человек из 13 потеряли сознание. Ученик рулевого Александр Егоров позднее скончался в госпитале.

После ухода противника лодка, пусть и с 2 затопленными отсеками, смогла всплыть. Необходимо было вернуться в базу. На ходу, исправляя повреждения и пополняя запасы воздуха, «Л-20» уходила от вражеских берегов. Ее боевой поход завершился в Полярном 5 сентября. 12 моряков из носовых отсеков, старший инженер-механик и командир лодки были награждены орденами Красного Знамени. Александра Егорова посмертно наградили орденом Отечественной войны 1 степени.

 

https://www.murmansk.kp.ru/daily/25948/2891607/

 


 

 

 

Вернуться к списку новостей