Подводная лодка Щ-408 погибла 22 мая 1943 года в Балтийском море. Командир принял решение ее затопить, не сдавшись врагу и не спустив флага. Тем самым эта подводная лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг".
Об истории подводной лодки Щ-408, повторившей подвиг крейсера "Варяг", но не имеющей за это никаких советских наград, мы говорим с председателем совета петербургского Клуба моряков-подводников, капитаном 1-го ранга Игорем Курдиным и заместителем директора школы № 504, руководителем мемориального зала славы, посвященного подвигу экипажа подводной лодки Щ-408, Мариной Лукиной.
– Игорь Кириллович, что это за лодка и почему ее история важна для нас?
Игорь Курдин
– У нас были очень большие потери подводных лодок на Балтике, нигде не было такой эшелонированной эффективной противолодочной обороны: и противолодочные сети, и заграждения, и поддержка кораблей, немецких подводных лодок и авиации. Но советские подводники постоянно пытались прорвать эти линии обороны. Эта лодка – одна из многих, погибших там. И сейчас Международная ассоциация подводников выступила с инициативой заключить международный договор по признанию погибших кораблей и подводных лодок братскими захоронениями, обозначать их на картах для отдания воинских почестей проходящими военными кораблями, а главное – запретить погружения, приравняв их к разграблению могил.
– Марина, а как получилось, что вы занялись историей этой лодки?
– Это давняя история. Наша школа основана в 1963 году, тогда же создавался музей, и недалеко от школы в то время жила вдова командира подлодки Павла Кузьмина, она приходила к нам на праздники. И вот энтузиасты, первые экскурсоводы того музея, выпускники 1985 года пришли к нам в 2013 году, но музей к тому времени не сохранился. И они на 50-летие школы подарили ей мемориальный зал. И я к ним присоединилась, стала заниматься созданием этого зала.
Командиры подлодки понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель
Щ-406 – "Балтийский "Варяг" погибла в 1943 году. Думаю, командиры понимали, что прорвать уникальные инженерные сооружения невозможно, что они идут на верную гибель. Из пяти лодок, посланных туда, сохранилась только одна – Щ-303 командира Травкина (он стал прототипом героя фильма "Капитан счастливой щуки"). Он уходил от преследования, отлежался на дне и, по сути, привел вражеские корабли к подлодке Кузьмина: так как он не вернулся, следом послали Щ-408. Немецкая авиация заметила ее по масляному следу. На финском корабле, помогавшем ее топить, был фотограф – и в финском архиве сохранилась фотография, как они забрасывали эту лодку глубинными бомбами.