2 июня 1916 года в Балтийском море недалеко от Ревеля (Таллин) была потеряна английская ПЛ HMS E18 Точные обстоятельства затопления остаются загадкой. Обломки субмарины были обнаружены в октябре 2009 года.

2 июня 1916 года в Балтийском море недалеко от Ревеля (Таллин) была потеряна английская ПЛ HMS E18
Точные обстоятельства затопления остаются загадкой. Обломки субмарины были обнаружены в октябре 2009 года.
 
На нашей Стене Памяти (открыта 01.09.2018г.) в Сестрорецке  есть и мемориальная доска погибшей  подводной лодке Е-18, потому что на ней, среди 33 погибших подводников, были и торе русских моряков. Посмертно ее командир, лейтенант-командер Роберт Хэлэхан был награжден российским орденом Святого Георгия 4 степени, офицеры орденом Св.Владимира, а матросы медалями. На открытии Стены Памяти присутствовали члены семей погибших английских подводников – внук командира Роберт Девенпорт, Джил и Джон Рис из семьи младшего лейтенанта Дугласа Колсона
 
HMS E18 была подводной лодкой класса E Королевского военно-морского флота, спущенной на воду в 1915 году и потерянной в Балтийском море в мае 1916 года во время операции недалеко от Ревеля (Таллин). Точные обстоятельства затопления остаются загадкой. Обломки подлодки были обнаружены в октябре 2009 года.

Как и все британские подводные лодки E-класса после E8, E18 имела водоизмещение 662 тонны (730 коротких тонн) на поверхности и 807 тонн (890 коротких тонн) в подводном положении. Она имела общую длину 180 футов (55 м) и длину балки 22 фута 8,5 дюйма (6,922 м). Она была оснащена двумя восьмицилиндровыми двухтактными дизельными двигателями Vickers мощностью 800 лошадиных сил (600 кВт) и двумя электродвигателями мощностью 420 лошадиных сил (310 кВт). Подводная лодка имела максимальную надводную скорость 16 узлов (30 км / час)  и скорость под водой 10 узлов (19 км / час)  Британские подводные лодки E-класса имели запас топлива 50 тонн  дизельного топлива и дальность хода 3255 миль (5238 км;) при движении со скоростью 10 узлов. E18 был способен работать под водой в течение пяти часов при скорости 5 узлов. 
Как и большинство ранних лодок класса E, E18 не оснащался палубной пушкой во время постройки, но позже имел 12-фунтовую 76-мм (3,0 дюйма) пушку QF, установленную перед боевой рубкой. У него было пять 18-дюймовых (450 мм) торпедных аппаратов, два в носовой части, по одному с каждой стороны в миделе и один на корме; всего несла 10 торпед.
Подводные лодки E-класса имели беспроводные системы с номинальной мощностью 1 киловатт ; на некоторых подводных лодках они были позже модернизированы до систем мощностью 3 киловатта. за счет удаления торпедного аппарата миделя. Их максимальная проектная глубина составляла 100 футов (30 метров), хотя в эксплуатации некоторые из них достигли глубины ниже 200 футов (61 метр) Некоторые подводные лодки содержали системы генераторов Фессендена.
Экипаж
В ее составе было три офицера и 28 человек.
История обслуживания
1915 г.
E18 поступил на вооружение Великобритании в 1915 году под командованием капитан-лейтенанта R.C. Халахан. Она присоединилась к HMS Maidstone 25 июня 1915 года и вскоре начала патрулирование в Северном море с 8-й флотилией в Харвиче. На ее единственном патруле перед переходом на Балтику E18 покинул Ярмут с D7 и E13 9 июля 1915 года. 14 июля 1915 года, когда в устье Эмса глубоко во вражеских водах, Халахан вывел E18 на поверхность, так как он предпочитал в море испоьзовать надводный гальюн. Когда в этой неловкой ситуации появился дирижабль  Цеппелин, E18 нырнула на морское дно, но была хорошо видна с воздуха. Затем на E18 было сброшено 12 бомб, которые не причинили никакого ущерба, кроме некоторого затруднения Халахану, которого эта атака застигнула врасплох. Факт всплытия E18 не был передан в отчете патруля Халахана, он заявил, что был погружен на глубину 20 футов, и расследование видимости подводной лодки с воздуха привело к тому, что E18 была окрашена в камуфляж. Как ни странно, нет никаких заявлений Германии о нападении на подводную лодку - цеппелины в воздухе в тот день в этом районе были L4, L6 и L7, ни одна из которых не видела подводную лодку, не говоря уже о нападении.
 
E18 был отправлен на Балтику в составе британской подводной флотилии на Балтике. Она покинула Харвич 28 августа вместе с аналогичной HMS E19, сначала отправившись в Ньюкасл, чтобы проверить свои компасы, во время которого E19 имела аварию. После задержки с ремонтом E19 они покинули Ньюкасл в сторону Балтики 4 сентября в 16:30. Две подводные лодки разделились и в ночь с 8 на 9 сентября прошли через Эресунн между Данией и Швецией. При переходе E19 однажды оказалась всего в метрах от кормы E18. А E18 столкнулся с двумя немецкими эсминцами. Она нырнула в воду на глубину всего 23 фута (7 м) и - в течение почти трех часов  лежала на морском дне и снова поднялась, чтобы прорваться на поверхность. После нескольких часов отдыха в глубокой воде она утром всплыла на поверхность только для того, чтобы ее обстрелял крейсер Amazone; и еще раз она нырнула на дно. Немецкий крейсер и сопровождающие его эсминцы начали искать E18, зная, что ее батареи будут разряжены.  E18 должна была оставаться на дне, пока немецкие корабли, тогда еще не оснащенные глубинными бомбами, не покинули этот район. После этого на нее напали еще два эсминца, один из которых едва не протаранил ее. 10 сентября 1915 года командир Халахан заметил то, что он считал немецкими линейными крейсерами Lutzow и Seydlitz, и тщетно попытался занять позицию для атаки, но на самом деле это были два немецких эсминца, а линейных крейсеров в это время там не было. 
12 сентября E18 присоединилась к E19 и E9 от Дагерорта, прибыв в Ревель (ныне Таллинн, Эстония) 13-го числа. Позже Халахан писал, что не следует пытаться снова войти в Балтийское море без крайней необходимости.
E18 действовала из Ревеля всю осень 1915 года, выйдя в свой первый балтийский патруль 21 сентября 1915 года. На следующий день она была в отличной позиции, чтобы торпедировать немецкий крейсер Бремен, но русская подводная лодка, поднявшаяся на поверхность, заставила Бремен просто отвернуться поскольку E18 собирался выстрелить, и возможность была упущена; она вернулась в Ревель 29 сентября.
9 октября 1915 года E18 отправилась в свой второй патруль, к 12 октября она была в состоянии атаковать  дредноут SMS Braunschweig, находясь у Либавы (ныне Лиепая, Латвия), но ее носовые крышки торпедных аппаратов не могли быть открыты и немецкие эсминцы заставили ее нырнуть. Когда ей удалось запустить торпеду из кормового аппарата, дальность стрельбы была слишком большой. Она вернулась в Ревель 16 октября.
E18 покинул Ревель 9 ноября 1915 года для патрулирования торговых путей Швеции и вернулся 15 ноября, не заметив ничего значительного. Во время патрулирования экипаж пропустил визит русского царя Николая в Таллин.
Ее четвертый и последний патруль в 1915 году был у Либавы и когда она пытался найти путь через минные поля, следуя курсами немецкого транспорта. Она отправилась в этот патруль 30 ноября и вернулась 4 декабря.
1916 г.
E18 отправилась в свой пятый патруль 6 января 1916 года, ей было приказано патрулировать район между проливом Саунд и Борнхольм. Ее пытались отозвать, так как патруль отменили, но она не ответила. Вернувшись, она столкнулась с ураганным ветром и обледенением до такой степени, что ей было трудно закрыть люк боевой рубки из-за льда. Она не могла самостоятельно вернуться в Ревель, и ей пришлось ждать, пока финский ледокол Sampo придет и проведет ее, полностью обледеневшую. Британские подводные лодки оставались обледеневшими и не могли двигаться до апреля. Хотя она не вышла в плавание, E18 была подготовлена ​​к выходу в море к 13 февраля и стала первой из британских подводных лодок, вышедших в плавание 29 марта после размораживания.
E18 возобновила патрулирование 28 апреля, ее предпоследнее патрулирование было в Рижском заливе вместе с HMS E1, чтобы показать свое присутствие немцам, это было достигнуто путем двойного патрулирования, пока российские эсминцы обстреливали пляжи. При возвращении в Ревель 1 мая  E18 села на мель, и ее пришлось отбуксировать.
В конце мая E18 отправилась в последний рейс; E1, E8 и две российские подводные лодки ушли в один день. Записи расходятся по ее точной судьбе, но нельзя сказать, что ни она, ни кто-либо из ее команды выжили.
В дневнике командира E8 Фрэнсиса Гудхарта говорится, что E1 и русские Барсы отбыли в 14:00, E8, E18 и русский «Гепард» вместе вышли из порта в 18:00 25 мая; Патруль E8 прошел без происшествий, и 31-го она вернулась в Ревель. Однако Е18 не вернулась; К 5 июня Гудхарт отметил, что экипажи «очень обеспокоены». 6-го он отметил, что он «слышал из Эссена, что русские неопределенно указали на присутствие подводной лодки у Редсхофа во вторник. Очень слабая надежда ... »
На следующий день, 8 июня, он записал, что на собрании было отмечено, что Е18 имела только запас с 15-дневной еды, я боюсь, что сейчас ситуация« очень безнадежная ». Никаких новостей.  К 9 июня офицеры E8 начали собирать вещи Халахана, Ландейла и Колсона из E18 из их кают.
Историк Майкл Уилсон пишет, что E8 и E18 отплыли 25-го числа и расстались на следующий день. 26-го, в 16:42, E18 торпедировала немецкий эсминец V100, оторвав его нос. Если бы не штиль на море, вероятно, он бы затонул от повреждений; но, его отбуксировали обратно в порт с несколькими убитыми членами экипажа. Он требовал капитального ремонта.
Двумя днями позже, 28 числа, E18 был замечен немецким самолетом недалеко от Мемеля (ныне Клайпеда, Литва), E18 последний раз видели 1 июня 1916 года в 15:00, идущей на север с немецкой подводной лодки UB-30 к северо-западу от Штайнорта. . Уилсон далее заявляет, что считается, что она была потеряна, «скорее всего, подорвавшись на мине» по возвращении в Ревель к западу от Озеля. Журналы немецких эсминцев с V100 также подтверждают те же даты, что и дневник Гудхарта и наблюдения Вильсона.
Различные источники записывают, что она просто была потоплена 24 мая немецким кораблем-ловушкой, хотя это противоречит известному нападению на V100 26-го числа и наблюдениям, сообщенным Уилсоном и Гудхартом в последующие дни. Вполне возможно, что это искажение столкновения одной из российских подводных лодок и корабля-ловушки примерно в одно и то же время. 
Немецкий корабль-ловушка Kronprinz Wilhelm (известный как Schiff K) атаковал две подводные лодки во время патрулирования E18 в мае. K протаранил русскую Gerpard, а на следующий день взял под обстрел русские Барсы в Ханском заливе. Немцы считали, что они потопили обе подводные лодки; E18 не находился в зоне этих действий.
Царь Николай II отправил телеграмму соболезнования в связи с потерей E18 и посмертно наградил экипаж; Халахан награжден орденом Святого Георгия, два других офицера - орденом Святого Владимира. Обычно эти ордена не вручались посмертно. Трое из экипажа E18 не вышли в последний рейс; во-первых, Иеремия Райан заболел корью и позже перешел на E19; другой, Альберт Филлипс, по неизвестным причинам пропустил ее патруль. Третьим был связист Альберт Эдвард Робинсон, которого в этой миссии заменил телеграфист E8 Джордж Габи; Позже он был отправлен домой в январе 1917 года и присоединился к E4 после ее повторного ввода в эксплуатацию. Райан и Филлипс вернулись домой в январе 1918 года.
Примечание: 11 июня 1916 года указано в документах экипажа как дата «потери в море» исключительно в административных целях, чтобы закрыть бухгалтерские книги по E18, поскольку время и обстоятельства потери E18 были неизвестны.
Обнаружение затонувшего корабля, 2009 г.
В октябре 2009 года обломки HMS E18 были обнаружены подводным аппаратом шведского исследовательского судна MV Triad. Место крушения находится у берегов Хийумаа, Эстония. На фотографиях затонувшего корабля видна подводная лодка с открытым люком, что позволяет предположить, что она подорвалась на мине во время плавания на поверхности.
 
Джон Брэдбери, Англия, администратор группы в Фейсбуке  «ДРУЗЬЯ! МЫ ПОМНИМ ПОГИБШИХ ПОДВОДНИКОВ»
 
Вернуться к списку новостей