Героическое прошлое Севастопольских батарей
Свыше 20 батарей сравнительно хорошо сохранились до наших дней. Это казематные трехэтажные батареи 1840-х годов, бетонные брустверные батареи калибра 280–152 мм постройки 1895–1916 годов, а также 305-мм башенная 30-я батарея 1915–1930 годов.
Все они принимали участие в Великой Отечественной войне. Даже старые батареи, с которых орудия были сняты еще в 1920-х годах, использовались в качестве узлов обороны и укрытий защитников Севастополя. И каждая из этих батарей является бесценным памятником мужеству наших дедов и прадедов, готовая стать историческим музеем. Две башенные батареи – № 30 и № 35 – в 1941–1942 годах стали главными узлами обороны всего Севастопольского района.
В мае 1913 года по приказу императора Николая II Санкт-Петербургский металлический завод начал изготовление четырех 305-мм двухорудийных башен для Севастопольской крепости. Их решено было установить на батареях № 25 в районе мыса Херсонес и № 26 в районе поселка Любимовка. Строительство обеих началось в 1913 году. Революция 1917 года и последовавшие за ней иностранная интервенция и Гражданская война прервала постройку этих батарей, и их строительство было возобновлено в 1926–1928 годах, а сами батареи переименованы в № 30 и № 35 соответственно.
Чтобы дать читателю представление об объеме работ, скажу, что для постройки батареи № 30 в Севастополе был выкопан котлован объемом 32,5 тысячи кубометров – в скальном грунте! Объем бетонных работ только на одной батарее сопоставим с аналогичными при строительстве Днепрогэса. По расчетам бетонный блок должен был выдерживать прямые попадания 406-мм снарядов и 1000-килограмовых бомб. Такой батарее было не страшно и оружие массового поражения – подземный город был надежно загерметизирован, а очистка и вентиляция воздуха проводилась автоматически специальными установками.
“Объем бетонных работ только на одной артиллерийской батарее равнялся объему работ при строительстве Днепрогэса. По расчетам бетонный блок должен был выдерживать прямые попадания 406-мм снарядов и 1000-килограмовых бомб”
Дальность стрельбы из 305-мм орудий снарядом обр. 1911 года составляла 28,7 километра, а снарядом улучшенной аэродинамической формы (обр. 1928 года) – 44 километра. Установки оснащались мощными оптическими дальномерами, а с середины 1950-х годов – радиолокационной системой управления стрельбой «Залп-Б».
В ходе Великой Отечественной войны 305-мм башенные батареи продемонстрировали свою огромную огневую мощь и живучесть.
Наши историки любят говорить о героизме защитников Ораниенбаумского пятачка – кусочка побережья Финского залива недалеко от Ленинграда, который немцы не могли захватить в 1941–1944 годах. Но дело тут не только в стойкости людей, сколько в огневой мощи артиллерии форта «Красная Горка» («Краснофлотский»). А основой его обороны была башенная 305-мм батарея. Германская артиллерия и авиация так и смогли вывести ее из строя.
305-мм башенные батареи № 30 и № 35 сыграли ключевую роль в обороне Севастополя. В башни и бетонную цитадель батареи № 30 попало свыше 750 немецких снарядов среднего и крупного калибра и несколько десятков авиабомб. Результат нулевой – боеспособность батареи не изменилась.
Немцы доставили под Севастополь 800-мм гигантскую пушку «Дора». Этот монстр выпустил по 30-й батарее пять семитонных снарядов. Но батарея осталась невредимой. Любопытно, что «Дора» также выпустила восемь снарядов по бетонной береговой батарее № 16, построенной в 1895 году. В 2002 и 2005 годах я облазил буквально вдоль и поперек всю 16-ю батарею, но не нашел серьезных повреждений.
Весной 1942 года под Севастополь немцы доставили 600-мм уникальные самоходные мортиры «Один» и «Тор». Их огнем были выведены из строя обе башни 30-й батареи, но бетонный массив под ними повреждений не получил.
Батарея № 35 продолжала вести огонь до самого конца обороны Севастополя. С 28 июня 1942 года в казематах бетонного блока батареи разместился командный пункт обороны крепости. Только с 11 по 13 июня батарея № 35 уничтожила, по официальным данным, 20 танков, три орудия, более двух рот пехоты и эскадрон конницы. В ночь на 2 июля батарея была взорвана личным составом. Боекомплект к тому времени был расстрелян полностью.
Сразу же после освобождения Севастополя советские инженеры осмотрели повреждения на башенных батареях № 30 и № 35. Разрушения на батарее № 35 полностью исключали ее восстановление. Однако ее казематы использовались в качества погребов боезапаса, командного пункта и помещений личного состава четырехорудийной 130-мм батареи № 723, размещенной около массива 35-й батареи.
Батареи станут музеями
С 1947 по 1952 год Министерство обороны и командование Черноморского флота рассматривали возможность строительства новой батареи № 35. Она должна была состоять из двух 305-мм трехорудийных башен в отдельных блоках, двух командных пунктов, дальномерного поста, двух постов РЛС и двух прожекторов. Батарея должна была располагаться на закрытой позиции в полутора километрах от бывшего городка старой батареи. По ряду причин к строительству батареи не приступили.
9 января 2008 года Севастопольский городской совет заключил договор с объединением «35-я Береговая батарея» о передаче в аренду на 25 лет данному учреждению участка земли площадью около восьми гектаров в районе Казачьей бухты для строительства музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя.
Работы по расчистке и разминированию территории начались сразу после получения разрешения на раскопки и эксгумацию в марте 2008 года.
5 мая 2012 года на мемориальном комплексе состоялась торжественная церемония завершения строительства. Из бюджета Украины или Крыма на него не было взято ни копейки, меценатом проекта стал владелец нескольких конструкторских бюро и крупной энергетической компании «Таврида электрик» Алексей Чалый, внук вице-адмирала Чалого, командовавшего эскадрой Черноморского флота ВМФ СССР.
Трехорудийная башня 30-й батареи. Фото: Александр Широкорад
В 1947 году руководством ВМФ был поднят вопрос о восстановлении батареи № 30, но уже не с двух-, а с трехорудийными башнями. Дело в том, что в период с 1925 по 1940 год с линкора «Полтава» («Фрунзе») были сняты четыре трехорудийные башни главного калибра. Две башни установили на острове Русском вблизи Владивостока на батарее № 981 (иногда ее называли Ворошиловской), вошедшей в строй в 1934 году. Кстати, она существует и поныне, правда, в законсервированном состоянии.
Уже в 1947 году на месте бывшей батареи № 30 начались восстановительные работы. Выяснилось, что ни сверхмощные снаряды калибра 600 мм, ни подрывные заряды немецких саперов не смогли серьезно повредить железобетонный блок батареи № 30. Не было даже сдвигов кирасной брони и кирасного кольца, за исключением небольшой вмятины в кирасе. Взрывной волной были вырваны броневые двери в подбашенных помещениях, но в целом внутренние помещения сохранились.
В 1911 году инженеры металлического завода, не мудрствуя лукаво, сделали одинаковые шаровой погон и ряд других установочных частей для трехорудийных башен линкоров и двухорудийных башен береговых батарей. Теперь это оказалось кстати. Трехорудийные башни ставились прямо в колодцы двухорудийных башен 30-й батареи.
В башнях были установлены старые стволы, изготовленные Обуховским заводом в 1913 году: в башне № 1 стволы 17, 30 и 38, а в башне № 2 стволы 25, 180 и 165. Эти стволы были расстреляны еще до войны, но в 1940–1942 годах их лейнировали (вставили тонкие внутренние трубы) на заводе «Баррикады». Благодаря лейнированию после расстрела ствола его не надо менять целиком, а достаточно сменить тонкий лейнер. Поэтому эти стволы сохранились до сегодняшнего дня. Для увеличения дальности стрельбы угол возвышения в трехорудийных башнях был увеличен с 25 градусов (на «Полтаве») до 40.
Согласно тактико-техническим требованиям орудийный блок и основной командный пункт батареи должны были выдерживать прямое попадание 458-мм снаряда и фугасной авиабомбы ФАБ-2000, но после постройки батареи выяснилось, что фактически они могут выдерживать прямое попадание лишь 406-мм снарядов американских пушек и фугасных авиабомб ФАБ-1000.
Вход на 35-ю батарею
Приказом главкома ВМС от 13 февраля 1954 года 30-я батарея была принята в эксплуатацию. Позднее на базе батареи сформировали Отдельный дивизион № 1545 береговой обороны Черноморского флота. 29 октября 1959 года дивизион переименован и получил № 459.
21 августа 2020 года подписано решение министра обороны РФ о передаче 30-й батареи Черноморского флота Военно-историческому музею фортификационных сооружений, созданному на базе филиала Федеральное главное автономное управление «Управление имуществом специальных проектов» (ФГАУ «УИСП») Минобороны России в городе Севастополе для ее дальнейшей музеификации и организации экскурсионной деятельности.
Сейчас идет передача 30-й батареи от флота в структуры УИСП. На батарее наряду с военными (передающая стороны) уже работают специалисты структур УИСП.
В УИСП наряду с музейными работниками к работе привлечены специалисты службы ракетно-артиллерийского вооружения.
Старшим от структур УИСП на 30-й батарее назначен капитан 1-го ранга Юрий Куликов, который в течение 15 лет был главным специалистом ракетно-артиллерийского отдела Черноморского флота. Это вселяет надежду, что на этапе проектирования переоборудования действующей батареи в музей сохранится облик батареи и не появится новодела.
Передача законсервированной батареи № 30 УИСП намечена на 4 августа 2021 года. Итак, две башенные севастопольские батареи – № 35 и № 30 – станут музеями Севастополя.
Увы, практически все остальные батареи Севастополя находятся в запустении, а то и в непосредственной опасности.
История на продажу
В 1834 году император Николай I повелел построить в Севастополе пять казематных трехъярусных каменных батарей. Они сыграли важную роль в обороне Севастополя в 1854–1855 годах. После отступления русских войск с южной стороны Александровская, Николаевская и Павловская батареи были взорваны.
Появление броненосцев и нарезных орудий уже к 1865 году сделало казематированные батареи типа Константиновской устаревшими. Посему Константиновскую и Михайловскую батареи более никто не вооружал, они использовались как флотские склады.
В конце XIX века в нескольких десятках метров от Константиновской батареи были построены две мощные бетонные батареи: № 5 (на четыре 11-дюймовые (280-мм) пушки) и № 6, вплотную примыкающая к Константиновской батарее (на три 11-дюймовые пушки Круппа).
При разделе флота в 1993 году Михайловская батарея отошла к Украине, а Константиновская – к РФ. По данным СМИ, в Константиновской батарее находилась база подводных диверсантов (102-й отряд специального назначения).
4 июля 2010 года украинский меценат и коллекционер Алексей Шереметьев в Михайловской батарее создал уникальный музей. В помещениях казематов батареи, в 30 залах на площади 2500 квадратных метров находились сотни весьма интересных экспонатов. Любопытно, что многие реликвии времен Крымской войны найдены исключительно благодаря антиалкогольной кампании после 1986 года, когда на местах бывших боев вырубали виноградники.
30-я батарея. Внутри башни. Затвор орудия открыт |
В октябре 2014 года Константиновская батарея была передана Российскому географическому обществу (РГО). Руководство общества обещало восстановить батарею точно по архивным чертежам, но вышел типичный новодел. С любого расстояния Михайловская и Константиновска батареи выглядят как различные сооружения, хотя до 2014 года их трудно было отличить друг от друга.
Возникает риторический вопрос: зачем на расстоянии двух километров строить два идентичных музея? Любопытно, что многие экспонаты из Михайловской батареи чудесным образом перекочевали на Константиновскую.
Затем РГО передало Константиновскую батарею частной фирме для осуществления коммерческой деятельности. На билетах в музей красуется надпись: «ООО «Равелин»». Ну а правительство Севастополя продолжает финансировать Константиновскую батарею. Строительство этого новодела обошлось примерно в 1 миллиард рублей.
Но хуже всего то, что реконструкторы сотворили с уникальными бетонными батареями № 5 и № 6, которые примыкали к Константиновской. По одной версии, их внутренние помещения взорвали, по другой – там разместили склады каких-то «невоенных» товаров. Во всяком случае, охранники не подпускают к этим батареям и на сотню метров, даже запрещают их фотографировать.
Под большой угрозой находятся укрепления береговых батарей 1853–1855 и 1895–1917 годов, а также многочисленные античные памятники в районе мыса Хрустальный. Там на площади 50 га начато строительство театра оперы и балета, а также академии хореографии.
Риторический вопрос: зачем оперу и балет выносить на пляж в 20 метрах от моря? Там место купальщикам, а также экскурсантам, реставраторам, занимающимся российскими батареями и древнегреческими сооружениями. Почему бы сей кластер не построить в центре Крыма – в Симферополе, или в Севастополе, но подальше от моря. Ларчик открывается просто: на мысе Хрустальный предполагается строительство общежития для артистов балета, жилых домов для сотрудников... Короче, речь идет о строительстве на мысе Хрустальный элитного жилья.
Херсонесский музей-заповедник внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но появились планы создания на руинах города и прилегающих к нему античных загородных усадеб (хоров) «русской Мекки».
Надо ли говорить, что все проектируемые помпезные здания будут строиться на руинах античного города и его предместий, где археологам работы хватит еще на весь XXI век. Ну а что ожидает мортирные батареи № 12 и № 13, расположенные на территории Херсонесского заповедника? Батарея № 12 построена в 1895–1899 годах и вооружена восемью 11-дюймовыми (280-мм) мортирами на станках Кокорина. Батарея № 13 построена в 1898–1902 годах и вооружена шестнадцатью 9-дюймовыми (229-мм) мортирами образца 1877 года. В 1922–1924 годах мортиры с батарей были демонтированы и сданы на лом.
После взятия Севастополя в 1942 году германские войска построили перед фронтом батарей № 12 и № 13 береговую батарею на восемь пушек 15,5-см K.416(f). Трофейные французские 15,5-см орудия на колесных лафетах, чтобы получить круговой обстрел, немцы поставили на поворотные платформы. На правом фланге батареи № 13 был оборудован командный пункт батареи (так называемая «тевтонская башня») в виде бетонного куба, идентичная тем, что строились гитлеровцами при сооружении Атлантического вала.
К настоящему времени все бетонные сооружения как российских, так и германских батарей прекрасно сохранились, хотя их орудия давным-давно сданы на металлолом. В подземной казарме батареи № 12 энтузиасты-севастопольцы создали музей обороны 1941–1942 годов.
Увы, 12-й и 13-й батарей нет ни на одном плане строительства «русской Мекки». В России вполне хватает своих «Мекк» – Новый Иерусалим, Троице-Сергиева лавра и других. А вот большой античный город – один. И называется он Херсонес. И вот его во второй раз собираются раскурочить. Почему во второй?
Лет за 20 и более до присоединения Крыма Екатериной II французские и турецкие путешественники описывали, как крымские татары загоняют отары своих овец зимовать в развалины Херсонеса. Но ведь там все руины не выше чем человеку по пояс, и нет ни одного крытого сооружения, скажет любой, там побывавший. Оказывается, когда-то там было много крытых домов, но их в конце XVIII – начале XIX веков основательно «побрили» артели греческих и русских каменщиков, 40 лет возивших из Херсонеса камень на строительство Севастополя.
В каком состоянии находится российская экономика, общеизвестно. Ежегодно Россия дает Крыму дотацию в 2,5 миллиарда долларов. Так может в связи со сложным экономическим положением и пандемией забыть про пляжные кластеры и «Мекки» на античных руинах?