«Это нужно не мертвым, это нужно живым»
Р. Рождественский, «Реквием»
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВЕТЕРАНАМ – ПОДВОДНИКАМ
6 ЭСКАДРЫ ПЛ ТОФ
Уважаемые ветераны – подводники 6 эскадры пл ТОФ!
Я, РЯЗАНЦЕВ Валерий Дмитриевич, вице-адмирал в отставке, обращаюсь к вам после прочтения письма, которое вы написали капитану 1 ранга в отставке С.М. Кубынину, бывшему старшему помощнику командира пл С-178 ТОФ. Письмо написано 18. 10. 2021 года, накануне 40-летия со дня трагического морского происшествия – столкновения в Японском море пл С-178 с бмрт «Рефрежиратор-13». В результате столкновения подводная лодка затонула, погибли 32 подводника, 26 подводников спасли спасательные силы флота.
Не буду распространяться об обстоятельствах этой трагедии, вы их знаете больше, чем я. Как ветеран ТОФ, хочу высказать свое мнении и прокомментировать содержании вашего письма.
Вначале я подумал, что в письме вы захотели еще раз выразить соболезнование и сочувствие С.М. Кубынину, а в его лице, оставшимся в живых морякам С-178 и родственникам погибших подводников. Я ошибся. В 40-ю годовщину этой трагедии вы решили цинично и нагло обвинить во всех смертных грехах С.М. Кубынина, мужественного и честного офицера, чудом выжившего в адских условиях подводного плена, принявшего на себя ответственность за спасение оставшихся в живых подводников. Бесцеремонно обращаясь к нему на «ты», словно вы - барин, а Кубынин - холоп, вы утверждаете, что он «морально ответственный за эту катастрофу, что он перевел «всю вину на командира пл, а сам белый и пушистый» , что он «спекулирует на горячей тематике российского подводного флота», что он «оскорбляет чувства ветеранов и участников трагедии» , и еще с десяток подобных придуманных обидных выражений. Своим письмом-пасквилем «утвердили», вечное проклятие С.М.Кубынину за его личное мужество, выдержку и хладнокровие во время аварии и вечный позор за инициативное, эффективное руководство спасением заживо замурованных в прочном корпусе пл живых подводников.
Содержание письма унизительно и оскорбительно для капитана 1 ранга С.М. Кубынина. Вы намеренно подбирали злые и обидные выражения в адрес С.М. Кубынина, чтобы побольнее «ударить», задеть честь и достоинство добросовестного, храброго и ответственного офицера. Для вас, ветеранов, С.М. Кубынин не ветеран-подводник, не старший офицер, не товарищ и сослуживец. «…Наше понимание катастрофы не укладывается в рамки твоей героизации». Так вы пытаетесь утвердить собственное мнение, что С.М. Кубынин безответственный, неисполнительный офицер, преступник, «случайно ушедший от ответственности». В подтверждение своих обвинений в адрес старпома С-178 , вы приводите высказывания о причинах аварийности во флоте академика Крылова А.Н. и бывшего главкома ВМФ адмирала флота СССР Горшкова С.Г. Для понимания дальнейших моих рассуждений по поводу вашего письма, приведу эти высказывания здесь.
Крылов А.Н.: «Критический разбор покажет, что частая причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в «неизбежных случайностях на море», а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, в небрежности, отсутствии предусмотрительности …»
Горшков С.Г.: «Нет аварийности оправданной и неизбежной. Аварии и условия для их возникновения создают люди своей неорганизованностью, безответственностью и безграмотностью»
Не кажется ли вам, уважаемые ветераны, что эти два выражения разных людей, похожи друг на друга, как две капли воды. Слова разные, а смысл текста похож, как близнецы-братья. Крылов А.Н. сказал эти слова в 20-х годах 20 столетия, а Горшков С.Г. , употребив в своем выражении многозначные слова, сказал их в 70-х годах 20 столетия. Уж слишком похоже на компиляцию выражения академика Крылова А.Н. Это только мое мнение.
А теперь небольшой экскурс в историю. 8 ноября 1938 года в шторм, в Татарском проливе погиб недостроенный эсминец «Решительный», который буксировали во Владивосток на достройку. Руководителем буксировки был капитан 3 ранга Горшков С.Г., командир 7 морской бригады эсминцев ТОФ. Для расследования причин катастрофы была создана особая комиссия. В выводах этой комиссии были указаны основные причины гибели эсминца. Их было несколько. Приведу здесь только 6 пункт этих причин: «зазнайство, высокомерие «нам все нипочем», а также военно-морская неграмотность Горшкова, который преступно игнорировал элементарные военно-морские правила крепления буксиров намертво, лишение эсминца якорей, нахождение всех руководителей на эсминце, движение близко к берегу, игнорирование прогнозов погоды».
В этой связи задам вам, ветеранам, два вопроса . Первый: «Имел ли моральное право главком ВМФ адмирал флота СССР Горшков С.Г. говорить «мудрые слова» о причинах аварийности в ВМФ, которые вы до сих пор цитируете , имея в своем послужном списке случай гибели эсминца «Решительный» и выводы особой комиссии?
Второй: «Всегда ли вы, ветераны, будучи должностными лицами, полностью выполняли требования Корабельного устава ВМФ, требования различных руководств, наставлений, директив по вопросам корабельной службы, а также свои должностные обязанности?
На второй вопрос можете не отвечать. По долгу службы, я знал состояние дел на всех флотах в вопросах боевой подготовки и безопасности плавания. Знал, что ни один командир корабля, соединения, объединения любого флота, физически не мог полностью выполнить все требования руководящих документов. Чтобы все выполнить, им бы не хватило и 24 часов ежедневной постоянной работы без сна и отдыха. Моряки плавсостава были «обвехованы» этой массой руководящих документов со всех сторон, как волки флажками при охоте на них. Поэтому моряки всегда были виновными при возникновении различных происшествий с кораблями, судами, боевой техникой, оружием или личным составом.
Каждому из нас во время службы, начальники не раз предъявляли претензии о неудовлетворительном исполнении нами своих служебных обязанностей. Нас не один раз за это наказывали. Часто это были несправедливые наказания. С приходом на корабль молодых офицеров, опытные корабельные офицеры заставляли нас выучить самый «мудрый и справедливый устав морской службы», в котором было всего две статьи. Первая статья гласила: «начальник всегда прав». Вторая статья: « Если начальник не прав, руководствуйся статьей номер один».
Поэтому мы стойко переносили все несправедливые придирки и претензии. Почему-то, став большим начальником, многие забывают о том, что сами они не святые. Почти у каждого большого начальника в послужном списке были и есть свои «скелеты в шкафу», которых они всячески пытаются забыть и никогда о них вспоминать. Поэтому они никогда не понимали и не старались понять тех, кто ценой своей жизни «успокоил» аварийный ядерный реактор, тех, кто не покинул аварийного отсека и до конца вел там борьбу за живучесть, тех, кто взорвался вместе с кораблем. Своими «мудрыми» высказываниями они переложили всю вину на личный состав кораблей, боялись сказать, что главная причина аварийности в ВМФ-ненадежность боевой техники и эксплуатация ее на пределе возможностей, без качественных ремонтов. Этими высказываниями они защищали себя, обеспечивали себе комфортные условия службы и жизни. В подтверждение своих слов я привел пример гибели эсминца «Решительный».
Почему же вы не хотите понять С.М. Кубынина и его товарищей, почему не видите ничего героического в том, что оставшиеся в живых моряки С-178 до конца вели в отсекахборьбу за живучесть и выстояли? Почему вы не можете понять того, что пережили подводники, которые в жутких, экстремальных условиях подводного плена, стоя трое суток в ледяной воде, при недостатке воздуха не струсили, не запаниковали, а, помогая друг другу, выжили, спаслись? Сам отвечу на эти вопросы. Вы не можете понять мужества и героизма подводников С-178, как мертвых, так и живых потому, что ни один из вас не прошел через муки того ада, в котором моряки С-178 оказались не по своей воле. «Сытый, голодному не товарищ». Вот поэтому, вы и пишете такие письма. Если бы вы в письме написали: «Кубынин, извини, но нам сверху не поступали указания ходатайствовать о награждении мертвых и живых подводников С-178. А без таких указаний мы сделать ничего не можем». Так было бы честнее. Вы, убеленные сединами ветераны подводной службы, до сих пор боитесь возразить против заказных указаний трусливых начальников ветеранского движения. Я читал характеристику на командира С-178 капитана 3 ранга Маранго В.А., которую написал комбриг капитан 1 ранга В. Сергиенко. Отмечено только одно положительное качество командира пл – «воинские уставы знает в основном выполняет». Весь остальной текст характеристики сплошной негатив. Сегодня вы решили дать свою«характеристику» старшему помощнику командира С-178 капитан-лейтенанту С.М. Кубынину в виде открытого письма. И в вашей «характеристике» нет ни одного доброго слова в адрес офицера Кубынина. Много же среди вас, ветеранов –подводников, собралось « трусоватых Сергиенковых».
Уважаемые ветераны! Вы сами не замечаете в какое смешное и глупое положение ставите себя, предъявляя С.М. Кубынину обвинение в том, что он вместе с расчетом ГКП «не выработал предложения командиру пл на вход в базу» ? Где, на каком корабле вы видели, чтобы командир корабля ставил задачу старпому и ГКП на выработку предложений, как командиру входить в базу? Для того, чтобы командиру поступала полная информация о плавании, есть корабельные расписания в которых расписаны действия и обязанности всех должностных лиц корабля по боевой тревоге, по боевой готовности №2 для надводного и подводного положений пл, а так же расписания по различным задачам, которые выполняет корабль (погрузка (выгрузка) оружия, прием топлива, постановка на якорь и пр.) Командир корабля принимает доклады и предложения от должностных лиц корабля по той или иной ситуации и сам принимает решение. В случаях применения оружия, аварийных ситуациях, других случаях, когда объявляется боевая или аварийная тревога, действительно, старший помощник командира вместе с ГКП обязан анализировать обстановку и докладывать командиру обобщенные предложения для принятия решения. В тот роковой для экипажа С-178 день, 21 октября 1981 года, при входе в базу пл не пересекла рубеж повышения боевой готовности, учебно-боевая тревога не объявлялась, плавание происходило по боевой готовности №2 надводное положение. На мостике командир корабля, штурман, вахтенный офицер. Какие предложения командиру пл на вход в базу должен был представить старпом вместе с расчетом ГКП в этой ситуации? Не смешите военных моряков своими нелепыми и «притянутыми к бороде» претензиями к капитану 1 ранга С.М. Кубынину.
Командир корабля не новичок на корабле, который не знает, что ему делать, стоя на мостике корабля. Командир корабля не слепой и не глухой, ему не нужен «поводырь» в лице старпома и расчета ГКП для решения задач в обычном плаванье. Тем более, когда командир сам несет командирскую вахту.
Я согласен с вами, что часть вины за нарушения подводниками организации службы на пл, за отсутствие в аварийных бачках запаса провизия, лежит на старшем помощнике командира капитан-лейтенанте С.М. Кубынине. Он ее не отрицает, и не перекладывает на командира пл. Не его вина в том, что переборочные двери 4,5,6 отсеков оказались не задраенными. Контролировать состояние переборочных дверей обязаны командиры и старшины отсеков, командиры боевых частей и служб. Да и когда на пл работают дизеля, воздуха из системы вентиляции для их работы недостаточно. Поэтому вакуумируются отсеки, что крайне болезненно и неудобно для личного состава. Из-за этого и открывают переборочные двери, чтобы создать больший приток воздуха к дизелям. При этом, у открытой переборочной двери должен быть выставлен вахтенный, чтобы при необходимости, немедленно задраить дверь. И Кубынин не обязан бесконечно бегать по кораблю, проверять все ли в порядке. Согласно Корабельному уставу ВМФ, старший помощник командира обязан раз в сутки обойти корабль и проверить его содержание, состояние отсеков, несение корабельной вахты и пр.
С.М. Кубынин в той трагической ситуации совершил подвиг, на который способен не каждый офицер подплава. Его поступки, действия, которые он предпринимал вместе со своими сослуживцами для спасения живых подводников, заслуживают глубокого уважения и признания его мужества и героизма, как и его боевых товарищей. И нельзя Кубынина оценивать так, как вы - «организация выхода личного состава из затонувшей пл – твоя прямая обязанность». Прямых обязанностей у каждого военного моряка «вагон и маленькая тележка». Но многие начальники их не выполняют, или выполняют спустя рукава. А когда случаются такие тяжелые катастрофы, как с С-178 и ей подобные, начальники совсем эти «прямые обязанности» забывают.
Не радостную картину представляют действия спасателей ТОФ. Из-за несогласованных действий спасательных сил флота, плохой технической готовности спасательной подводной лодки БС-486, несколько подводников С-178 погибли уже при выходе из затонувшей пл на поверхность.
Не отмечена активными действиями по увековечиванию памяти погибших подводников и деятельность командования Приморской флотилии РС, командования ТОФ. Единственным человеком, который после гибели подводников С-178 «стучал» во все двери различных административных органов , вплоть до Администрации Президента РФ, чтобы добиться посмертного награждения погибших подводников С-178 являлся капитан-лейтенант С.М. Кубынин вместе с оставшимися в живых сослуживцами. При этом, для себя он не просил никаких наград. Ни руководство ТОФ, ни ветеранские организации флота не помогали ему, и до сих пор не помогают восстановить справедливость в отношении гибели пл С-178. Главный вопрос, награждение погибших подводников, С.М. Кубынин не смог самостоятельно решить до сих пор, но в других делах он и оставшиеся в живых подводники С-178 добились многого. По их инициативе во многих субъектах РФ, в школах , где учились погибшие моряки, открыты памятные доски. В Астраханской, Тюменской, Курганской областях, в Чувашии, в Республике Крым, в Красноярском крае, в Республике Беларусь увековечили память о погибших своих земляках, которые погибли, выполняя священный долг по защите своей Родины. С.М. Кубынин неоднократно посещал в заключении своего командира пл капитана 3 ранга Маранго В.А. , чтобы поддержать его морально, Он лично обратился к Генеральному прокурору РФ , Президенту РФ с ходатайством о пересмотре уголовного дела своего командира пл, и его реабилитации.
С.М. Кубынин предложил командованию ТОФ заложить на Морском кладбище Владивостока Мемориальный комплекс погибшим подводникам, разработал его проект. В этом его поддержал не Военный совет флота, не ветеранская организация ТОФ как вы утверждаете, а только начальник штаба флота вице-адмирал К.С. Сиденко. Ни Совет клуба моряков-подводников, ни «содействие профильных органов военного управления», как вы пишете, ничем не помогли С.М. Кубынину. С.М. Кубынин лично обратился к мэру города Владивосток Ю. М. Копылову с просьбой выделить денежные средства из бюджета города на постройку Мемориала. Деньги нашлись. Спасибо за помощь и поддержку в этом трудном деле бывшему мэру Владивостока Ю.М. Копылову и бывшему начальнику штаба флота адмиралу К.С. Сиденко, а так же всем гражданам, которые поддерживали С.М. Кубынина.
Но и здесь вы, ветераны – подводники пытаетесь «укусить» С.М. Кубынина, заявляя ему
« говорить о какой-то лично своей персональной заслуге в создании и восстановлении мемориала, мягко говоря, не совсем корректно». А вы, ветераны и члены клуба подводников, что конкретно сделали в этом деле? Возможно, вы и сочинили какую-то
бумагу – прошение кому-то? Но бумагой Мемориалы не построишь, нужны материальные и денежные средства. Кто их выделил? Вы, ветераны, обратись хотя бы к кому-либо, чтобы изыскать их? Нет. Вы, ветераны, обратились через СМИ, ТВ к жителям Владивостока пожертвовать на постройку Мемориала кто сколько может? Нет. Вы даже сегодня ничего не предприняли для того, чтобы в средней школе №60 города Владивостока установили памятную доску в память о погибшем на С-178 командире БЧ-3 старшем лейтенанте А. Соколове, бывшем ученике этой школы, золотом медалисте. И вы еще заявляете какие-то претензии к капитану 1 ранга С.М. Кубынину, нагло и по - хамски советуете ему «…угомониться..» , мол «сиди молча и не чирикай». Не хочу давать свою оценку вам и вашей ветеранской организации за открытое письмо к С.М. Кубынину, Бог вам судья. Но совет вам все же дам. Извинитесь перед своим сослуживцем, ветераном ТОФ, честным человеком капитаном 1 ранга С.М. Кубыниным. Такими офицерами , как капитан 1 ранга С.М. Кубынин , гордиться Россия, а вы , ветераны-подводники 6 эскадры пл , по чьей-то указке, пытаетесь его очернить и опорочить. Ведь не сами же вы, ветераны, решили вдруг написать открытое письмо Кубынину. Ведь кто-то предложил это сделать и выставить его на всеобщее обозрение. Вы преследовали цель «развенчать лжегероя», а, получается, унизили сами себя. Ваши рассуждения о чести, о воинском долге, гордости и стыде, о духе товарищества и взаимной поддержке, об офицерах, как об одной семье не более, чем пустой звук и лицемерие. Вам не стыдно перед родственниками погибших моряков С-178, у которых не осталось даже простой бумаги от командования флота с выражением соболезнования в связи с героической гибелью их мужа, сына, внука? Вам не стыдно за свое письмо и отвратительное его содержание перед жителями Владивостока, которые всегда сочувствовали морякам-подводникам и переживали за трагедию С-178 и его экипажа? Я уверен, что часть ветеранов, фамилии которых стоят в числе подписантов письма , ни сном , ни духом не знают о его содержании. Организатор этой гнусной акции, в лучшем случае спросил их о том, виновен ли старпом С-178 в гибели подводников С-178. Наверняка они с готовностью ответили: «конечно», не вдаваясь в сущность вопроса. Ведь спрашивал их, я уверен, не рядовой член ветеранской организации.
В заключение, предлагаю вам, ветеранам – подводникам ТОФ на общем собрании ветеранской организации еще раз рассмотреть, какую роль сыграл в спасении подводников старпом капитан-лейтенант С.М. Кубынин, командир БЧ-5 капитан-лейтенант В. Зыбин и другие члены экипажа. Открыто проголосовать за поступившие предложения. Если большинство ветеранов положительно оценят их деятельность во время аварии и спасательной операции, выступить с обращением в адрес Верховного Главнокомандующего РФ - Президента РФ, министра обороны РФ с ходатайством ветеранской организации ТОФ о награждении посмертно государственными наградами РФ погибших подводников С-178, К-56, К-429, а также оставшихся в живых членов экипажей этих подводных лодок, которые проявили мужество и героизм во время этой катастрофы. Подводники отдали свои жизни, свое здоровье, выполняя священный долг по защите своего Отечества. Родина обязана, пусть с опозданием, оценить их подвиг.
Свою подпись готов поставить первым, ведь я тоже ветеран-подводник ТОФ.
Надеюсь на взаимопонимание.
Вице-адмирал в отставке В. Рязанцев
19. 11. 2021 года