Военно-морской флот России получит модернизированные подлодки проекта "Пиранья". Конструкторы в четыре раза увеличили водоизмещение субмарины с 370 до 1400 тонн и оснастили судно новой энергетической установкой, а из шлюзовой камеры подлодки смогут десантироваться шесть подводных диверсантов. Предшественниками "Пираний" были компактные советские подлодки "Малютка". Эти субмарины прозвали "стражами Ладоги". Они сыграли важную роль в освобождении Ленинграда. Как экипажам "Малюток" удавались смелые, рискованные диверсии под самым носом у врага? Об этом рассказали эксперты программы "Неизвестная история" с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Январь 1943 года. В ходе операции «Искра» советские войска прорвали блокаду Ленинграда и освободили от врага полосу шириной 11 километров. Ее назвали Дорогой Победы. По этому коридору в истощенный город пошли эшелоны и грузовики с продовольствием.
Но уже весной 1943 года Ленинграду снова угрожала блокада. Немцы и финны готовили контрнаступление. В любой момент город могли повторно взять в кольцо. Советское командование хотело нанести упреждающий удар и отчаянно нуждалось в разведданных.
"Надо было осуществлять разведку в северных районах, которые находятся в 240 километрах. Ни ресурсов, ни катеров, ни топлива не хватило бы для того, чтобы туда дойти, вернуться назад и вести разведку. Для этого наиболее подходили подводные лодки", - отметил ветеран разведки Военно-морского флота, капитан первого ранга Александр Гедримович.
Запустить в Ладогу подлодки - дерзкий план. Противнику и в голову бы не пришло искать в озере субмарины. Выбор пал на подводные лодки класса "М", которые моряки прозвали "Малютками". Они действительно были очень компактными - длина всего 37 метров, ширина - чуть больше трех.
"На флоте существовала поговорка: "Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал". Даже командир не имел каюты на лодках этого типа. Он был единственный, кто имел откидной диван. Все остальные могли располагаться возле тех приборов и механизмов, которые они обслуживали. Спали просто на матрасах", - рассказал старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук Мирослав Морозов.
Как подводные лодки доставили к Ладожскому озеру?
В Ленинграде как раз стояли на приколе две списанные "Малютки" М-77 и М-79. Во время блокады дизельные генераторы субмарин использовали как электростанции для питания фабрик. Но подлодки не могли попасть в Ладожское озеро по Неве своим ходом.
Акваторию контролировали финские войска. Оставался единственный выход - переправить субмарины по железной дороге. "Малютки" изначально проектировали так, чтобы их можно было перевозить по суше.
"Они строились на Николаевских судостроительных заводах, а потом по железной дороге должны были переезжать во Владивосток. То есть лодка строилась, сдавалась, входила в состав флота на Черном море. После этого ее прочный корпус уже не разбирался. Из него вытаскивали всю внутреннюю начинку. После этого максимально облегченный корпус ставили на железнодорожные транспортеры и за тысячи километров в Дальний Восток ее отправляли, где снова ее собирали", - отметил Мирослав Морозов.
Ночью подлодки подняли из Невы самым большим в Ленинграде плавучим краном грузоподъемностью 150 тонн и подготовили к отправке - сняли пушки и оборудование, опутали сетью, прикрыли ящиками и коробками, чтобы обмануть авиаразведку.
Но тут возникла непредвиденная проблема - из-за такой маскировки конструкция получилась высотой с двухэтажный дом. Груз с такими габаритами порвал бы все линии электропередачи по пути к Ладоге. Руководители спецоперации нашли неожиданный выход - вместе с подлодками отправили целый батальон связистов и электриков.
"Они шли со скоростью 5 километров в час. Рядом с этим поездом поднимали провода, потому что высота подводной лодки была значительно больше. Где-то высоковольтные линии передачи демонтировали", - сказал Александр Гедримович.
Миссия "Малюток" в годы ВОВ
Но мало было доставить субмарины к Ладожскому озеру - "Малютки" нужно было подготовить к погружению в пресной воде.
"Пресная вода гораздо легче, поэтому лодка полностью под воду и не уходила. Поэтому пришлось монтировать дополнительный балласт на лодках", - рассказал научный сотрудник Музейно-мемориального комплекса "Дорога Жизни" Александр Войцеховский.
"Малютки" стали глазами и ушами советского флота. Подводники с рассвета до заката наблюдали в перископы за перемещениями финских солдат на позициях и докладывали о передвижениях вражеских кораблей. Это спасло десятки судов, доставлявших грузы в Ленинград. Вступать в бой экипажам подлодок строжайше запрещалось.
Финны не должны были узнать, что за ними шпионят советские субмарины. Иначе Ладожское озеро тут же перекрыли бы минными заграждениями. Но "Малютки" незаметно переправляли в тыл к врагу советских диверсантов. На многих отчетах об этих спецоперациях до сих пор стоит гриф «совершенно секретно».
"В принципе, ясно, что эти военные занимались сбором развединформации, в первую очередь о противодесантной обороне финнов: где находятся береговые батареи, где окопы, где какие-то подводные препятствия создаются. Были попытки захвата языков с берега, это точно, а еще, возможно, каких-то штабных документов", - сказал Мирослав Морозов.
Тулоксинская десантная операция
Весной в Ладогу пришли еще три "Малютки", уже своим ходом - по Неве. Разведданные, которые добыли экипажи этих субмарин, обеспечили успех масштабной спецоперации "Тулоксинский десант". В ночь на 23 июня 1944 года к вражеским позициям незаметно подошли 78 кораблей Ладожской военной флотилии. Финны не ожидали нападения.
"Задачей Тулоксинской десантной операции было именно отрезать пути отступления с тыла и обеспечить разгром группировки. И благодаря участию кораблей Ладожской военной флотилии успешная высадка десанта позволила освободить всю южную часть Карелии", - отметил Александр Гедримович.
"Малютки" несли службу на Ладоге до конца войны, а способы скрытно высадить разведчиков с подводной лодки, отработанные на берегах Ладожского озера, до сих пор использует спецназ российского Военно-морского флота.