«Дельфин» - с него начались русские субмарины

«Дельфин» - с него начались русские субмарины

 
 
"Дельфин" - спуск на воду. (Wikipedia.org)
 
"Дельфин" - спуск на воду. (Wikipedia.org)

Введение

К началу XX века Российская Империя казалась державой, над которой не заходит солнце. По крайней мере, так думали власть имущие. В Санкт-Петербурге играли дворянские балы, в Ницце российские аристократы, богема и богатейшие купцы проигрывали целые состояния. Строились новые заводы и появлялись новые банки. Что не мешало периодически голодать многочисленным и обычно нищим русским крестьянам. В сторону Тихого океана прокладывался Трансиб. Боевые корабли Российского Императорского Флота комфортно разместились в Порт-Артуре. Но в его противниках были такие мощные морские державы как Англия и Германская Империя. На самом Дальнем Востоке поднимала свою голову Япония, освежившая кровь в своих венах «Революцией Мэйдзи». И ее флот, уже разгромивший Китай, стал тревожить самых дальновидных русских адмиралов. Правда, их было меньшинство в нашем флоте на тот момент. Но было общее понимание, что против Англии и Германии наш флот слаб. В стратегическом плане была надежда разрушить торговые коммуникации Англии с помощью кораблей-рейдеров - боевых и вспомогательных крейсеров. Но эти рейдеры не спасли бы наши берега от пришедших к ним бронированных эскадр наших потенциальных врагов. Поэтому со времен Крымской Войны мы делали ставку на то, что сейчас называют «ассиметричный ответ». Это были не только рейдерские действия в открытом океане. Еще в Крымскую Войну мы успешно применили на Балтике первые в мире подводные минные заграждения, что стало единственным успехом нашего флота в ней. Мы это учли и впоследствии стали одним из лидеров в мире в развитии минного и торпедного оружия и кораблей – носителей его. Интересовали нас издавна и подводные лодки. Еще в 80гг XIX века были построены российские подводные лодки по проекту Степана Карловича Джевецкого. Но они по сути были опытными кораблями и не являлись полноценными боевыми единицами.

 
 
Подводные лодки Степана Джевецкого (Wikipedia.org)
 
Подводные лодки Степана Джевецкого (Wikipedia.org)

Но подводные лодки во всем мире стремительно развивались. В 1900 году было решено создать очередной проект российской подводной лодки. Официально они первоначально именовались полуподводными миноносцами. С учетом состава вооружения, в принципе, правильно. Ниже пойдет рассказ о создании первой российской подводной лодки, включенной в состав российского флота как полноценная боевая единица.

 
 
"Дельфин" (Wikipedia.org)
 
"Дельфин" (Wikipedia.org)

Описание

Проектирование началось по итогам не очень удачной поездки в том же 1900 году представителя нашего флота в США и Западную Европу с целью приобретения опыта и попытки заказать боевую подводную лодка зарубежной постройки. Хотя закупить подводные лодки по приемлемой цене не удалось, было получено много ценной информации на данному классу боевых кораблей. Ее было уже достаточно для начала самостоятельного их проектирования в России. Главой разработчиков стал Иван Григорьевич Бубнов. Все имеющаяся в России информация о подводных лодках была передана разработчикам. Они и не скрывали своего отталкивания от зарубежного опыта. Кроме того, вероятно, хотя точно не известно, знакомство с подводной лодкой датского инженера и военного моряка Виллиама Ховгарда, чертежи которой он неудачно пытался продать в России. Построенный в итоге российский подводный боевой корабль очень с ними схож.

Закладка первой нашей боевой субмарины состоялась 5 июля 1901 года под первоначальным названием «миноносец № 113». Спуск на воду состоялся в мае 1903 года. В октябре то же года его зачислили в боевой состав Балтийского флота. К тому времени он стал миноносцем № 150.

Он был построен по однокорпусной схеме. Для обеспечения погружения и всплытия были предусмотрены три балластные цистерны. Подводный ход обеспечивался электромотором с питанием от аккумуляторов. Подзарядка осуществлялась от бензинового двигателя внутреннего сгорания, он же двигатель надводного хода. Это главное фундаментальное отличие от проекта лодки В. Ховгарда. Датчанин предлагал установить паровую машину. Электрический двигатель был производства Франции, мощностью 138,6 л.с. Там же пришлось в итоге заказывать и электрические батареи. Хотя первоначально хотели ставить батарею отечественного производства. Батарея состояла из 64 элементов общей емкостью 3600 А\ч. Бензиновый двигатель мощностью 320 л.с. был разработки жившего за рубежом российского инженера Бориса Григорьевича Луцкого. Весьма известного свои разработками двигателей, автомобилей, кораблей и самолетов. Но заказ на изготовление был отдан Германии в которой жил и сам Б.Г. Луцкий. Гребной винт был по современной терминологии винтом с регулируемым шагом – то есть угол лопастей можно было менять на ходу. Очень многие узлы и агрегаты были иностранного производства. В том числе два торпедных аппарата конструкции, уже давно жившего в Париже С.К. Джевецкого. Боекомплект насчитывал две торпеды.

Меж тем «грянул гром» над Империей - в ночь с 26 по 27 января 1904 года японские миноносцы в ночи вывели из строя мощнейшие корабли 1-ой Тихоокеанской Эскадры, мирно дремавшие на внешнем рейте Порт-Артура. Стали обсуждать и постепенно реализоваться планы по переброски сил с Балтики на Тихий океан. В числе прочих было намечено перебросить по железной дороге во Владивосток подводные лодки, включая и миноносец № 150. В июне ему присвоили имя собственное «Дельфин». В октябре того же года эшелон с российскими подводными лодками ушел из Санкт-Петербурга во Владивосток. В декабре он прибыл в пункт назначения. В феврале 1905 года «Дельфин» был готов к бою. Но ему так и не удалось принять бой, хотя он и выходил навстречу японским кораблям. 10 мая 1905 года на корабле произошел несчастный случай, последствия которого для подводной лодки полностью ликвидировали только в 1906 году. А 18 сентября 1905 года русско-японская война закончилась. Но «Дельфин» остался на Тихом Океане до 1916 года. В 1916 году его, опять, по железным путям перебросили, но уже на Север для усиления нашего флота в районе Арктики. Но лодка уже устарела и была изношена. В августе 1917 года ее исключили из боевых списков. Причем это решение было принято еще до Февральской революции.

 
 
«Дельфин» - с него начались русские субмарины
 

 

Заключение

«Дельфин» был очень слабой боевой единицей. Но на нем учились и строить такие корабли и плавать на них. Одной из основных функций «Дельфина» с первого года службы – была учебной. Создатели «Дельфина» в последующие годы создали конструкции субмарин, которыми мы гордимся до сих пор.

 
 
"Дельфин" (Wikipedia.org)
 
"Дельфин" (Wikipedia.org)
 
https://zen.yandex.ru/media/techandlife/delfin-s-nego-nachalis-russkie-submariny-61868ba7a5c18c0d16a99369?&
Вернуться к списку новостей