Пакт АУКУС и подводные игры

Не помнят, что на глобальной мировой арене среди сильнейших стран гегемонии роль подводных лодок - исключая трагедии Скорпиона, Трэшера, Курска - получила всемирную огласку, как и в предыдущие дни с заключением пакта о «обороне» AUCUS (Австралия, Великобритания и США) из Вашингтона, чтобы противостоять, как говорится, растущему пагубному влиянию Китая на события в Индо-Тихоокеанском регионе.

От Соединенных Штатов можно ожидать, что они будут «защищать» свои интересы в регионах за тысячи километров от США. Австралия была вовлечена в этот пакт и приняла его в качестве ученика, ожидая только выгод – но, будет ли это так? Третий участник, немного сонный и, вероятно, уставший от Брексита, В. Британия, как самый верный соратник американской администрации, столкнулась с этим пактом и теперь возвращается в воды, откуда она десятилетиями разграбляла огромные природные ресурсы.

Франция с беспрецедентной легкостью была уволена из сделки о капитале по строительству 12 подводных лодок для Австралии, но бурное возмущение по поводу решения о новом пакте упало так же внезапно, как и появилось - после переговоров Макрона с Байденом. Итак, лопнула как пузырь мечта о французском судостроении стоимостью 56 миллиардов долларов (по Макрону) а затем еще много миллиардов в бизнесе, который должен был продлиться с гарантийными сроками до 2040 года.

Крах подводного бизнеса начался с январского визита премьер-министра Моррисона в НьюЙорк, где он заявил, что указанное соглашение с Францией больше не в интересах Австралии!?

Затем его кабинет создал группу, в которой доминировали сторонние атаки антифранцузского лобби на правительство, чтобы расторгнуть соглашение, до тех пор, пока AUCUS не раскрыл нам все. Интересны вопросы, хорошо ли Франция «прочитала» две желтые карточки (январь и июнь) и была ли у них информация, с какого адреса им подорвали мирового значения работу. Удалив Францию довольно унизительно, союзники по новому пакту твердо пообещали Австралии введение в клуб ядерных сил (пока только силовых установок, не и оружия), из-за чего австралийские боевые ресурсы могут радоваться, но и волноваться. Австралия со своими подводными лодками (шесть, класса Collins) относительно решала свои задачи мирного времени, не слишком удаляясь от берега, поэтому и провалившийся проект Barracuda не обещал гораздо более высоких характеристик (15-30% по наиболее важным параметрам), но удвоенное количество подводных лодок. И это, вероятно, послужило толчком для того, чтобы оперативный центр AUKUS сказал: «Мы даем вам ядерные силовые установки и зоны ответственности как можно ближе к китайскому побережью».

Очевидный страх участников нового пакта перед расширением влияния Китая в водах ИндоТихоокеанского региона и принятием этих мер, в Пекине интерпретируется без видимого волнения как менталитет холодной войны и распространение идеологических предрассудков союзников, а российская сторона, при том, рассматривает AUCUS как прототип «азиатского НАТО».

Присказка Моррисона о сотнях разногласий с французами как одна из причин аннулирования контракта, порождена некоторыми знанно какими центрами и якобы основанная на свидетельствах довольно неуклюжей постройки существующих подводных лодок (1989-2003 гг. В Аделаиде), не выдерживает критики, по крайней мере, по двум веским причинам – первая заключается в том, что проектирование и строительство шести объектов невозможно без срока, по крайней мере за 12 лет, и вторая, что прекрасные французские подводные лодки, построенные в идеально точные сроки, служат военно-морским силам Пакистана, Малайзии и Индии без проблем, на годы (чтобы остаться в районе). Которые, чьи и какие подводные лодки теперь предлагают Австралии новые союзники? Конечно, штурмовые так называемые истребители с ядерной установкой, которые Великобритания и США имеют и строят для себя. Британцы только что спустили на воду пятое здание класса Astuta и собираются построить шестое и седьмое, которые продлятся до 2026 года, и только тогда может стать в очередь новый союзник, который сможет получить первую подводную лодку в 2032 году, если строительство проходит в Аделаиде. У другого союзника заняты обе верфи постройкой типа «Вирджиния» и в данный момент план строительства 40 объектов где то на половине и будет длится до 2033/4 года, так что в этом варианте какой-нибудь далекий преемник Моррисона может разбить там шампанское через полтора десятилетия.

План премьер-министра на 50 миллиардов австралийских долларов для французского проекта уже поднимается, в экспертных расчетах, до 90 включая передачу технологий (если Австралия останется с запросом/требованием на строительство у них). Кроме того, существует завышенная стоимость инфраструктуры для обслуживания атомных силовых установок и всего остального, так что будущие статьи бюджета еще невозможно представить.

Следует подчеркнуть, что на тендере 2016 года французы обыграли немцев и японцев с более выгодным предложением, поэтому теперь они зря жалуются, что могли предложить и ядерную установку, потому что в настоящее время строится класс Barracuda (первая субмарина Sufren уже плавает) у которого, для Австралии, атомная заменена на обычную дизель-электрическую силовую установку. Сомнения в уровне качества французских ядерных технологий следует просто игнорировать, потому что это страна, которая удовлетворяет 75% своих потребностей в электроэнергии (самые высокие в мире) за счет своих 58 атомных электростанций.

Особый упор делается на соотношение цен ядерных к обычным подводным лодкам, которое колеблется от 1 до 5, а если к последним добавит так называемую AIP силовую установку, то они могут оставаться под водой в течение 20-30 дней без всплытия, а это означает что боевая мощность 4-6 таких подлодок очень близка, равна или даже превышает один атомоход. Если мы переведем этот расчет на текущую отмену французского договора, это означает, что Австралия получила бы в классе Barracuda мощность двух, возможно трех атомных подводных лодок, а теперь мы видим, что AUCUS проецирует мощность на восемь объектов, что неожиданно укрепит Австралию в военно-морском смысле. А сколько это будет стоить, конечно и Вашингтону, и Лондону наплевать.

И напоследок кое-что для любителей подводных лодок. С классом Barracuda Австралия повысила бы рейтинг водоизмещения с нынешних 20 400 тонн класса Collins (который будет списываться) до 54 000 тонн и будет бок о бок с Северной Кореей, а позади Японии, которая находится на вершине неядерных систем вместимостью 86 200 тонн. В варианте AUKUS (класс Astute) имела бы 60 000 тонн, а в классе Virginia - 68 000 тонн, и была бы наравне с Индией, занимая шестое место в блоке владельцев атомных подводных лодок.

Милан Комар,

полковник ВМФ Югославии, подводник

/Files/file/16404353482__toљko_russkii_-_za_igora_-_aukus.pdf

 

Вернуться к списку новостей