Подводные лодки Кригсмарине (03). Океанские «Девятки»

Наиболее результативными по количеству потопленных кораблей и судов противника в Кригсмарине стали большие океанские лодки типа IX, занимавшие в германском флоте по численности второе место, и строившиеся с 1938 по 1944 г.

Большие подводные лодки типа IХ

 
 
Подводные лодки Кригсмарине (03). Океанские «Девятки»
 

«Девятки» (тип IX) - это большие океанские лодки для действий в отдаленных районах. Они имели водоизмещение: надводное от 1.000 до 1.600 тонн, а подводное – от 1.150 до 1.800 т. По сравнению с «семерками» лодки типа IX были более длинными, несли больше вооружения и топлива, имели более мощную энергетическую установку, скорость хода, и обладали увеличенным радиусом действия (от 12 до 14 тысяч миль). Всего было построено 194 «девятки» всех серий.

Проект был разработан на основе крейсерских подлодок типа U-81 — U-86 периода Первой мировой войны, с применением некоторых удачных решений, заложенных в 30-х годах в проект серии I. «Девятки» были двухкорпусными; максимальная глубина их погружения - 200 м, минимальное время погружения - 35 секунд. Но большие размеры делали эти лодки медлительными и менее маневренными в подводном положении по сравнению с «семерками». Тем не менее, в германском подводном флоте именно субмаринам серии IXB принадлежит рекорд по количеству потопленных целей, и 2-е и 3-е места в суммарно потопленном тоннаже.

 
 
Внутреннее устройство подлодки типа IX
 

Серия IXA имела широкую палубу, полностью скрывавшую булевые цистерны; палуба была сделана широкой ради размещения хранилища запасных торпед. Но из-за широкой палубы уменьшилась максимальная скорость субмарины, и увеличилось время ее срочного погружения. С учетом неудачного опыта предыдущих лодок серии I для улучшения маневренности на подлодках типа IXA вместо одного вертикального руля поставили два - каждый действовал позади своего винта. Тем не менее, серия IXA считалась не слишком удачной из-за мало отличавшейся от средних подлодок типа VII дальности плавания (10.500 миль); поэтому в этой серии было построено всего 8 субмарин.

На серии IXB (построено 14 единиц) за счет увеличения ширины легкого корпуса с 1,05 до 1,15 м и некоторого сокращения числа аккумуляторных батарей удалось увеличить запас топлива и, как следствие, возросла дальность плавания в надводном положении (до 12.000 миль). Правда, из-за увеличения веса немного уменьшилась скорость подводного хода.

 
 
ТТХ подлодок тип IХ B  Водоизмещение: 1.051/1.178 т. Мощность двигателей: дизели 4.400 л.с., электромоторы 1.000 л.с. Скорость: надводная 18,2 узла; подводная 7,3 узла. Глубина погружения: предельная 230 м. Время погружения: срочное 35 сек. Дальность плавания: 12.000 миль 10-узловым ходом. Размеры: 76,6 х 6,76 х 4,7 м. Вооружение: 6 ТА - 4 носовых, 2 кормовых, 22 торпеды; 1х105-мм, 1х37-мм и 1х20-мм пушки. Экипаж: 48 человек
 

Серия IXC (54 подлодки) получила еще более увеличенные размеры; принципиальным усовершенствованием конструкции было изменение расположения и увеличение объема топливных цистерн, благодаря чему запасы топлива удалось довести до 208 тонн. В результате этого значительно увеличилась дальность плавания (до 13.450 миль). Модификация IXC/40 оснащалась улучшенным радиоэлектронным оборудованием, а увеличение ширины лодки еще на 10 см дало дополнительный объем топливных цистерн и еще 400 дополнительных миль дальности плавания. К тому же на последних лодках этой подгруппы для сокращения времени погружения срезали палубный настил. Всего было заказано 134 единицы типа IXC/40; но в середине 1943 г., в связи с моральным устареванием проекта и развертыванием массового строительства подлодок XXI серии, часть заказов аннулировали. Всего в строй вошли 88 субмарин серии IXC/40.

 
 
ТТХ подлодок тип IХ С/40  Водоизмещение: 1.120/1.257 т. Мощность двигателей: дизели 4.400 л.с., электромоторы 1.000 л.с. Скорость: надводная 19 узлов; подводная 7,3 узла. Глубина погружения: предельная 230 м. Время погружения: срочное 35 сек. Дальность плавания: 13.850 миль 10-узловым ходом. Размеры: 76,8 х 6,9 х 4,7 м. Вооружение: 6 ТА - 4 носовых, 2 кормовых, 22 торпеды; 1х105-мм, 1х37-мм и 1х20-мм пушки. Экипаж: 48 человек
 

Несколько особняком в ряду «девяток» стоят лодки серии IXD, разработанные как крейсерские подлодки с увеличенно почти на 11 м длиной для обеспечения большего радиуса действия. Две лодки типа IXD-1 (U-180 и U-195) были оснащены облегченными высокооборотными дизелями (по три на вал суммарной мощностью 9.000 л.с.), аналогичными применявшимся на «шнельботах». Это должно было обеспечить им надводную скорость 20,8 узлов; однако двигатели оказались ненадежными, и их заменили на новые - мощностью всего 2.800 л.с. Из-за этого при возросшем водоизмещении надводная скорость снизилась до 15,8 узлов. В начале 1944 г. обе лодки переоборудовали в транспортные: с них сняли торпедные аппараты, облегчили артиллерийское вооружение до 1 «одностволки» 37-мм и 2 двуствольных 20-мм автоматов; а так же установили цистерны на 252 т соляра для передачи другим подлодкам.

Лодки серии IXD-2 (28 единиц) предназначались для действий в Южной Атлантике и Индийском океане. Они обладали самой большой в германском флоте дальностью плавания - за счет иной конструкции энергетической установки (23.700 миль). Эти лодки помимо двух дизелей надводного хода получили два 500-сильных дизель-генератора, работавших на зарядку аккумуляторных батарей. Аналогичной установкой оснащались лодки серии IXD/42, заложенные как боевые, однако в ходе постройки переоборудованные в транспортные по образцу лодок типа IXD-1 (но с сохранением кормовых торпедных аппаратов). Всего было заказано 78 единиц данного типа, но с началом массовой постройки лодок XXI серии большинство заказов было отменено — в строй вошла единственная U-883, а спущенная на воду U-884 погибла во время достройки.

 
 
ТТХ подлодок тип IХ D2 (со шноркелем) Водоизмещение: 1.616/1.803 т. Мощность двигателей: дизели 4.400 л.с. + 1.000 л.с., электромоторы 1.000 л.с. Скорость: надводная 19,2 узла; подводная 6,9 узла. Глубина погружения: предельная 230 м. Время погружения: срочное 35 сек. Дальность плавания: 23.700 миль 12-узловым ходом. Размеры: 87,6 х 7,5 х 5,4 м. Вооружение: 6 ТА - 4 носовых, 2 кормовых, 24 торпеды; 1х105-мм, 1х37-мм и 2х20-мм пушки. Экипаж: 57 человек
 

Лодки серий IXА и IXВ отличало наличие трех перископов; на серии IXС и последующих перископ с центрального поста был удален, и остались только два перископа в боевой рубке. Так же серии IXА - IXС могли вместо торпед принимать 44 мины ТМА или 66 мин ТМВ (кроме U-103, U-124, U-505 и U-524, у которых оборудование для постановок отсутствовало). С конца 1942 г. началось усиление зенитного вооружения. 37-мм автомат переносился с палубы на специальную платформу — «Wintergarten» позади рубки (под которой хранились две дополнительные торпеды); вместо 1 одноствольного 20-мм автомата стали устанавливать 2 одноствольных или 2 двуствольных; 105-мм орудие иногда снималось. На части лодок рубка оснащалась 2 одноствольными и 1 четырехствольным 20-мм автоматами. Со второй половины 1943 г. «девятки» оборудовались «шноркелем». Часть лодок типа IXD-2, действовавших в Индийском океане, несли складной буксируемый автожир Focke-Achgelis Fa-330, способный подниматься на высоту до 100 м.

«Девятки» на войне

Подлодки IX серии в противоположность средним подлодкам VII серии предназначались в первую очередь для операций на дальних океанских просторах. Однако с началом 2-й мировой войны в в боевой готовности имелось только 5 подлодок этого типа. К тому же оказалось, что они малопригодны для боевых операций: три из пяти «девяток» были потеряны уже в первые 6 недель морской войны. К осени 1940 г. оставшиеся в наличии две подлодки серий IXА и IXВ чаще всего использовались порознь, в основном в Бискайском заливе и западнее Пиренейского полуострова на подходах к Гибралтару, а так же были привлечены к участию в операции по захвату Норвегии.

После оккупации Франции немцы получили в свое распоряжение Бискайскую военно-морскую базу, что дало возможность проникать в центральную Атлантику. В результате к концу 1940 г. область операций подводных лодок была расширена на центральные и южные районы Атлантики у африканского побережья. В декабре 1940 г. U-65 серии IXВ первой из немецких подлодок во время войны пересекла экватор, держа курс на юг. Однако затем недостаток в боевом строю подводных лодок вынудил немецкое командование использовать подлодки IX серии вместе с лодками других типов в групповых соединениях (так называемых волчьих стаях) против вражеских конвоев в Северном канале и в восточной Атлантике.

 
 
Субмарина U-37 серии IХА – самая результативная из всех «девяток» (потопила 53 транспорта на 200.125 брт и 2 боевых корабля на 2.404 т)
 

В январе 1942 г. с началом операций в районе североамериканского восточного побережья, и последовавшего затем расширения районов боевых действий на Карибское море и северо-восточное побережье Южной Америки большинство имевшихся в распоряжении командования Кригсмарине «девяток» были переброшены в эти районы. Одновременно была рассмотрена возможность использовать подлодки типа IX в качестве подводных танкеров для дозаправки субмарин в открытом море.

В мае 1941 в боевой поход вышла субмарина U-66 серии IXС – с этого момента «девятки-С» стали основным видом германских океанских подлодок. К июлю 1942 уже целые соединения субмарин типа IXС совершали регулярные операции против союзнических конвоев в Северной Атлантике. В октябре 1942 г. подлодки серии IXС появились и в районе мыса Доброй Надежды – южной оконечности Африканского континента! Там из-за слабого ещё противодействия противника германские субмарины получили хорошие боевые результаты. С января 1943 г. немецкое командование увеличило также присутствие подлодок серии IXС в центральной Атлантике - против конвоев идущих из США с важными военными грузами для североафриканского ТВД. В начале весны 1943 «девятки», базировавшиеся на французские гавани, активизировали свою деятельность в Северной Атлантике - против конвоев, следующих в Англию. Однако уже к середине мая 1943 г. из-за возросших потерь и опасения остаться вовсе без лодок дальнего действия, командование вывело из района Северной Атлантики все подлодки IX серии, как более важные для океанских операций.

 
 
«девятка-С» U-128 имела на счету 12 потопленных транспортов на 83.639 брт.
 

Основной причиной возросших потерь подлодок IX серии стали неповоротливость и недостаточная их устойчивость во время атак глубинными бомбами. Другой причиной этих неудач оказалось слишком большое время погружения после получения сигнала тревоги, что делало лодку уязвимой во время воздушных атак. Так же при анализе аварийных ситуаций в Северной Атлантике выяснилось, что после пополнения израсходованного внутреннего боезапаса опустевшие хранилища запасных торпед, устроенные под верхней палубой, при срочном погружении или при близком разрыве глубинных бомб из-за недостаточной прочности частично разрушались вовнутрь. При этом резкое увеличение веса носовой части вследствие прибывающей забортной воды вызывало внезапное погружение, что часто заканчивалось гибелью лодки.

После катастрофических неудач в мае 1943 г. на коммуникациях в Северной Атлантике немецкое командование направило в конце июня того же года подлодки типа IX в Индийский океан. Ставка делалась на то, что в этом в районе со слабой противолодочной обороной подлодки Кригсмарине будут действовать в большей безопасности. Но попасть туда было нелегко: даже «девяткам» требовалась по меньшей мере одна дозаправка (эта проблема, обозначившаяся еще в 1942 г при первых проникновениях германских лодок в Индийский океан, и породила выпуск серий IXD-1 и D-2). Тем не менее, «девятки–D» и снабжаемые ими «девятки-С» успешно добрались до этого океана, и до конца 1943 года устроили там союзническому транспортному судоходству настоящий погром, потопив 57 транспортов общей грузоподъемностью 365.807 брт. Из шести свирепствовавших в Индийском океане немецких «девяток» особых успехов добились лодки U-510 серии IXC и U-181 серии IXD-2.

 
 
Подлодка U-178 серии IXD-2 (13 потопленных судов на 86.952 брт)
 

За первые три месяца 1944 г. «девятки» потопили в Индийском океане еще 28 судов, но затем союзники и в этом районе усилили конвоирование судов и их воздушное охранение, что тут же сказалось на обстановке. За март и апрель немцы смогли потопить здесь всего 3 судна, но при этом потеряли 4 подлодки. До ноября 1944 победный счет германских подлодок в Индийском океане увеличился еще на 10 уничтоженных транспортов, после чего они были отозваны в европейские базы. В конце 1944 – начале 1945 несколько немецких «девяток» опять прорвались в Индийский океан, и добрались до Тихого океана – действовали даже у берегов Австралии. Всего же с мая 1943 и до конца войны германские субмарины в Индийском и Тихом океанах уничтожили 149 судов обще грузоподъемностью 925.042 брт. Кроме того, с августа 1944 и до конца войны в зонах Индийского и Тихого океанов немецкие подлодки совершили целый ряд транспортных рейсов в Японию. Туда они доставляли специальную оптику, снаряды «Фау» в разобранном виде, радиолокационную аппаратуру, чертежи реактивных самолетов, и т.п. Обратно в Германию подлодки возвращались с грузом вольфрама, молибдена, олова, каучука, хинина и опиума.

 
 
Германская подлодка U-511 серии IXC с установкой запуска ракет на палубе
 

Еще одним интересным эпизодом, связанным с «девятками», стали испытания по запуску с подводных лодок ракет, проведенные немцами в 1942 году. В качестве испытательной стартовой площадки была использована субмарина U-511 типа IXC. На ее палубе установили раму тяжелой пусковой установки Schweres Wurfgerat-41, вооруженную шестью 30-см неуправляемыми ракетами Wurkorper-42 Spreng. Стрельбы проводились как в надводном положении, так и с глубины 12 метров. И хотя испытания завершились для лодки удачно, дальше дело с вооружением субмарин ракетами не пошло. Ведь неуправляемые реактивные снаряды давали слишком большое рассеивание, чтобы поражать такие точечные цели, как корабли. Правда, их можно было бы использовать для обстрела неприятельского побережья, однако размещение запускающей ракетной установки на палубе отрицательно сказывалось на поведении лодки под водой, и от дальнейших испытаний немцы отказались.

Итоги

В ходе боевых действий из 194 построенных лодок типа IX погибла 151 субмарина; еще 4 «девятки» были захвачены в плен (правда 3 из них – союзницей Японией после капитуляции Германии). Еще одна лодка типа IXС была передана Японии в 1943 г. Кроме того 7 «девяток» были затоплены своими экипажами (5 из них – в мае 1945 накануне капитуляции Германии). Остальные 31 лодка этого типа после капитуляции были поделены между странами-победительницами.

 
Вернуться к списку новостей