Советская подводная лодка пр. 613 которую инострнцы назвали «Whiskey».

Проект этой подводной лодки был завершен в 1946г. Эти корабли были во многом скопированы с трофейных немецких лодок тип.XXI. Лодка стала самой массовой во флоте СССР было построено 215 подводных лодок. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих.

 
 
Источник "orum.pogranichnik.ru"
 

Основные ТТХ:

  • Скорость надводная - 18,2 узла.
  • Скорость подводная 13 узлов.
  • Глубина погружения - рабочая 170м./предельная 200м.
  • Автономность -30 сут.
  • Экипаж 52 человек.
  • Водоизмещение - надводное 1055т./подводное 1347т.
  • Длина - 76 м.
  • Ширина - 6,6 м.
  • Осадка - 4,5 м.

Корпус и его конструкция.

 
 
Источник https://mysovets.ru/uploads/posts/2020-03/15845260032r-whiskeybat.jpeg
 

Обводы корпуса сильно напоминают немецкую лодку типа XXI но не копируют. Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус цельносварной и разделен на 7 отсеков. Первый, третий и седьмой отсеки отделялись вогнутыми переборками, рассчитанными на давление в 10 атмосфер (глубина 90 м), остальные переборки были плоскими и выдерживали давление в 1 атмосферу. Система главного балласта была упрощена путем уменьшения количества кингстонов. Всего цистерн в пространстве между прочным и легким корпусами было 10 но кингстоны были только в цистернах №4 и №5. Существенно было увеличено давление продувки цистерн с 30 кг/см2 до 200 кг/см2, это повысило живучесть.

Отсеки лодки в которых находились аккумуляторные ямы, имели форму "восьмерки" точно так же как и на немецком прототипе. Это вызвало сложности в стыковке этих отсеков с отсеками имеющими цилиндрическую форму.

При строительстве лодки было применено много новшеств подсмотренных у немцев: Например в первые в СССР постарались уйти от ручной подгонки деталей, применили секционную сборку корпуса, набор, как и у немцев сделали с наружи. Но в СССР разработали более качественную корпусную сталь тем самым существенно повысив живучесть лодки.

Энергетическая установка.

 
 
Источник https://veronicathepajamathief365project.wordpress.com/
 

Энергетическая установка тоже была спроектирована с оглядкой на немецкий прототип и даже немного усовершенствована. Главные двигатели были двухтактные дизели модели 37Д мощностью по 2000 л.с. каждый. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.

Главные гребные электродвигатели ПГ-101 имели мощность по 1350 л. с. обеспечивали скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Так же как и на немецком прототипе были установленны два электродвигателя экономического хода, модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

Все двигатели устанавливались с применением резиновых амортизаторов и эластичных муфт, это существенно снизило шумность лодки. Еще одни новшеством подсмотренным у немцев был применение "Шнорхеля" В СССР его немножко модернизировали, разнеся каналы впуска и выпуска газов разные стороны. Это положительно сказалось на обитаемости лодки. Сейчас это устройство носит аббревиатуру РДП что значит (работа дизеля под водой)

В последствии на базе этой лодки будет построена опытная субмарина с анаэробной установкой на кислороде и водороде.

Вооружение.

 
 
Источник http://www.krasnayazvezda.com/mer/equipements/sm/dpl/pr613/32.jpg
 

Артиллерийское вооружение состояло из спаренной автоматической установки СМ-24-ЗиФ калибра 57 мм, и спаренной автоматической зенитной пушки 2М-8 калибра 25 мм. В дальнейшем всю артиллерию с лодок убрали.

Торпедное вооружение состояло из 6-и торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Запас торпед 12 шт., либо 22 мины типа АМД-1000.

В комплекс средств навигации, наблюдения и связи вошли по большей части приборы, созданные именно для лодок этого типа. А некоторые из них поспели лишь год спустя после того, как лодки начали эксплуатироваться. К ним, в частности, относятся пассивная радиолокационная станция «Накат» и активная — «Флаг». Они были способны обнаруживать надводные корабли на расстоянии 130 кабельтовых, что превышало дальность действия иностранных РЛС в полтора раза.

Заключение.

Так как лодка проектировалась в послевоенное время создать такую же сложную и технологичную лодку создать просто были не в состоянии. Это было и ненужно, тяга немцев к сложным техническим решениям, конечно, двигала прогресс и вызывала у многих восхищение но при этом она сыграла злую шутку с немцами. Об этом как-нибудь в другой раз. Промышленность СССР в своем проекте смогла выбрать то полезное и прорывное в немецких лодках и при этом не только упростить конструкцию до предела но и улучшить некоторые технические решения немцев. Лодку нельзя было назвать образцом инженерной мысли она была достаточно проста а местами даже примитивна. Но корабль получился крайне надежный, из более чем 200 кораблей потерянно всего 2. Простота конструкции дала лодке такую надежность, что ее можно по праву сравнить с автоматом Калашникова. А ее способность доставлять головную боль всем флотам наших потенциальных "друзей" прозвище "Whiskey" (Виски).

 
Вернуться к списку новостей