Сегодня мы расскажем про заброшенный в конце 1990х гг. комплекс цехов выпускающей линии баллистических ракет Р-27 для ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А и других модификаций.
Этот цех прекратил свою работу ещё в 1990-х гг, но в нём до сих пор есть на что посмотреть.
Жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета Р-27 размещаемого на подводных лодках комплекса Д-5 была принята на вооружение ещё 13 марта 1968 г. и оснащалась моноблочной боевой частью мощностью 1 мегатонна.
А 4 января 1974 г. на вооружение была принята более совершенная ракета Р-27У, которая оснащалась как моноблочной, так и разделяющейся боевой частью с тремя боевыми блоками по 200 килотонн.
Кроме того в 1973 г. были закончены испытания ещё одной модификации ракеты Р-27К, которая отличалась наличием второй ступени и была предназначена для борьбы с кораблями противника.
Но уже к распаду СССР главная модификация ракеты Р-27У, оснащаемая разделяемой головной частью, была снята с вооружения и на основе списываемых ракет в начале 1990-х гг. разработали ракету-носитель "Зыбь", которые использовались в различных космических программах.
Последние же ракеты Р-27 с моноблочной головной частью, как указано в википедии, были утилизированы согласно договорам СНВ только к 2008 г.
В качестве напоминания о былом, на подходе к цеху по сей день валяется в кустах транспортный контейнер от ракеты.
И вроде бы это как раз от Р-27.
Так выглядела выгрузка ракеты из транспортного контейнера.
На огромной территории было множество цехов, в которых раньше производили ступени ракет Р-27 и различные их узлы, производили их заправку, различные технологические операции, проверки и испытания, после чего отправляли в этот комплекс, где после ещё ряда испытаний готовые собранные изделия в транспортных контейнерах отправлялись на ракетовозах заказчику (в арсеналы и базы ВМФ). То есть он был выпускающим.
Теперь же этот цех на отшибе когда-то огромной территории завода остался не у дел, и разграбленный мародёрами гниёт посреди леса.
По бывшей железнодорожной ветке мы заходим внутрь через бывший грузовой заезд, откуда выдавались транспортные контейнеры с ракетами.
Проходим просторный тамбур.
И попадаем в один из цехов комплекса, сквозь который железная дорога выдающей линии уходит дальше в соседний цех.
Когда-то здесь на ещё нескольких параллельных путях курсировали тележки с ракетами между цехами и различными камерами для испытаний их агрегатов.
Под потолком навсегда застыла мощная кран-балка.
Давайте заглянем в большую камеру стенда технических испытаний СТИ-Н, в которую заходят железнодорожные пути.
На въездах в неё были установлены массивные герметичные затворы, обеспечивавшие герметичность при проведении испытаний.
Так выглядит один из затворов.
А для прохода персонала в камеру был предусмотрен отдельный вход с тамбур-шлюзом.
Чтобы попасть внутрь нужно было пройти три гермодвери.
Но к сожалению их распилили на металл.
И от них осталось лишь внешнее снятое полотно двери, защищавшее механизмы запоров.
Судя по останкам панелей приборов найденных внутри, здесь производилась имитация работы алгоритма изделия. Раскрутка гироскопов, пуск, проверка, торможение и окончание работы цикла.
Примерно так это выглядело при жизни, только без боевого блока.
К слову весь зал был полностью обшит металлоизоляцией.
А в конце его располагался блок вычислительного центра.
Из стеклоблоков даже выложена аббревиатура ВЦ СТИ-Н.
Правда от аппаратуры здесь практически ничего не сохранилось. Разве что несколько пустых шкафов щитовых.
В примыкающем помещении обшитом шумопоглощающей плиткой видимо располагались стойки самого ВЦ.
Также из ВЦ был предусмотрен аварийный выход на улицу, оборудованный ещё одним тамбур-шлюзом.
Здесь от гермодверей также остались лишь внешние полотна защиты механизма.
Хотя одна из дверей ещё была.
Возвращаемся обратно в цех.
Рядом со стендом СТИ-Н расположено помещение комплексного испытательного стенда, аббревиатура которого также выложена из стеклоблоков над входом.
К сожалению мы вообще не имеем представления какие работы проводились в этом помещении.
Теперь давайте посмотрим куда же ведут утопленные в пол железнодорожные пути от камер стендов.
Кстати вдоль путей даже сохранилась габаритная разметка.
Все пути уходят к таким воротам.
За которыми расположен ещё один большой пустой цех.
Также оснащённый кран-балкой.
Способной поднимать вес до 50 тонн.
Здесь видимо производилась перегрузка готовых изделий на выдающую линию.
Поднимемся повыше.
Когда-то здесь везде стояли ракеты на тележках.
А теперь лишь пустота и разруха.
Но это ещё не всё.
Возвращаемся на выдающую линию.
И идём обратно в цех с камерами стендов.
Здесь за защитным щитом расположен вход в двухэтажный блок административно-бытовых помещений.
Пройдёмся по ним.
Так выглядит главная проходная с улицы, где проверяли пропуска на вход.
И сразу пройдём на второй этаж.
Здесь находились кабинеты представителя заказчика, техническое бюро и прочие административные помещения.
Конечно они все давно разграблены.
Лестница аварийного выхода.
И ещё ряд различных пустых помещений на первом этаже.
Календарь на стене кстати ещё за 1998 г.
Как видно по надписям на дверях, здесь доступ сотрудников к помещениям был разграничен различными пропусками.
Ну и конечно здесь были душевые для работников.
И санузлы.
Но и это опять же не всё.
Для такого опасного производства конечно же были необходимы строжайшие влажностно-температурные условия, для чего здесь существовал целый блок вентиляционных и климатических установок.
Давайте посмотрим что осталось на верхнем этаже блока.
На удивление внутри сохранилась и климатическая установка.
И различные вентиляционные узлы.
Расширительные камеры.
И щитовые.
Теперь спустимся на нижний этаж.
Здесь остались какие-то разобранные пульты.
Вокруг разбросаны щиты от них.
Щиты управления.
Вероятно бак с водой для холодильной машины.
И ещё несколько бытовых помещений.
А у грузового выезда выдающей линии была оборудована платформа.
С ещё рядом каких-то помещений.
Но что в них было уже сказать сложно.
Вот такой комплекс, когда-то снабжавший советские подводные лодки ядерными ракетами, нам довелось посетить.
Ну а на этом всё.