Сегодня мы расскажем о единственной подводной лодке ВМС Украины, которая после раздела флота СССР, числилась в боевых порядках этой страны – о подлодке Б-9, которую после передачи украинским военным морякам, дали имя собственное – «Запорожье», по-украински - U01 Запоріжжя.
Помните, довольно расхожую в своё время шутку – «Подводная лодка в степях Украины»? В данном случае это, конечно же, явно преувеличенная гипербола. «Запорожье» относилась к боевым кораблям Черноморского флота и чаще всего находилась в Севастополе, стояла у одного из его причалов, частенько, правда, меняя место своей стоянки, как правило, на причал судозавода или же ремонтных мастерских. Такая уж ей выпала не очень яркая биография. Но, впрочем, расскажем всё по порядку.
Советская подводная дизель-электрическая лодка Б-9 была заложена на стапеле ленинградского завода «Судомех» (ныне – Новоадмиралтейский завод), как Б-435 (по проекту 641А). Корабли данного проекта у военно-морских авторитетов пользовались заслуженным уважением, поскольку они являлись достаточно крупными (водоизмещение стандартное – 1950 тонн, полное – 2550 тонн), были хорошо вооружены (6 носовых торпедных аппаратов, 4 кормовых, которые могли стрелять с глубины 80 метров, 22 торпеды и 32 мины), лодки обладали хорошим подводным (13) и надводным (8) ходом и рабочей глубиной, к тому же, приличным сроком автономности (в среднем до 90 суток). Дизельная силовая установка обладала общей мощностью 5400 л.с., под водой лодка шла под аккумуляторами (по 112 элементов в 4 группах). По западной военно-морской классификации (Jane) их относили к классу Foxtrot, а в советском моряцком просторечии, благодаря литере «А» в наименовании проекта, обычно их называли «азушками».
Подлодки 641А проекта можно назвать «рабочими лошадками» дизель-электрического подводного флота Советского Союза времён «холодной войны» – их строили сразу несколько заводов, а затем направлялись служить фактически на все флоты страны.
Благодаря своим хорошим качествам, а главным образом – надёжности, хорошей вооружённости и автономности, «азушки» со временем освоили весь Мировой Океан, выходя порой в очень дальние и длительные «автономки». Поэтому их можно было встретить во флотах не только Советского Союза, но и дружественных ему стран (Например, Индии, Ливии, Польше).
На Балтике Б-9 появилась в январе 1971 года, затем (в феврале 1971-го) её перевели на Северный флот. Здесь Б-9 совершила 14 дальних походов, главным образом – в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях, участвовала в нескольких широкомасштабных учениях ВМФ СССР, посещала порты иностранных государств с дружескими визитами в Марокко, Сирии, Тунисе, на Кубе. В Чёрном море Б-9 появилась только в 1990-м, и была зачислена в 53 бригаду 14-й дивизии подводных лодок. Здесь же она получила звание «отличной».
Впервые в своей истории корабль стал на ремонт в 1972 году после завершения длительной боевой службы в Атлантике. В 1997-м с расформированием дивизии лодку передали в состав 155-й бригады в Южной бухте Севастополя, но уже вскоре её передали ВМС Украины в результате так называемого «дележа» военно-морского наследия распавшегося Советского Союза.
(Кстати, щедрая «ельцинская рука» собиралась передать Украине не одну, а целых три бывших подводных лодки Черноморского флота СССР). Слава Богу – в этой задумке «уральского прораба» что-то не «срослось».
Флаг Украины на корабле Б-9 подняли 11 июля 1997 года. После этого она перешла на стоянку в известную бухту подлодок в Балаклаве.
Фактически на том и завершилась довольно яркая жизнь подлодки, которая со своим экипажем, вне сомнения, прекрасно служила Родине в советские времена. А в Украине её ждала совершенно иная история с нескончаемой чередой ремонтов.
Если памятовать о советском времени, последний раз Б-9 всерьёз намеревались отремонтировать ещё в период 1979—1981 годов, в Кронштадте. После, уже в 1995—1996 годах она прошла ремонт в Килен-бухте Севастополя. А потом лодка очень и очень долго стояла на приколе в связи с отсутствием средств на приобретение аккумуляторных батарей. После вхождения в состав ВМС Украины её снова отправили в ремонт.
Только 22 февраля 2003 года в Балаклаве подлодку «Запорожье» торжественно вывели из дока после корпусных работ в ней. Но, чтобы довести дело до конца, ещё предстояло сделать многое.
В ходе ремонта на подводной лодке Б-9 решили заменить её аккумуляторные батареи. Новые батареи закупили у греческой компании «Germanos S.A.». Указана сумма сделки - около 3,5 млн долларов США (18 млн украинских гривен). Однако после покупки батарей вдруг выяснилось, что они не соответствуют ни по габаритам, ни по электрическим клеммам. Поэтому в 2006 году тогдашний министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что после ремонта подводная лодка будет продана.
Однако в 2008 году Министр обороны Украины Юрий Ехануров стал активным инициатором восстановления подводной лодки. Его планы были поддержаны впоследствии очередным Министром обороны Украины Михаилом Ежелем.
Наконец, в январе 2010 года завершалась установка аккумуляторных батарей, за ними последовали работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи. Неисправную подлодку ещё в неисправном состоянии решили задействовать в учениях «Фарватер мира», где на «Запорожье» отрабатывались задачи по спасению аварийной подводной лодки, лежащей на дне.
С 2010 года в соответствии с указом Президента Украины Запорожская область взяла на себя шефские обязательства над воинской частью подводной лодки. На тот момент подлодка «Запорожье» находилась в строю, являясь единственной украинской подводной лодкой и единственным кораблём проекта 641А, находящимся на вооружении.
В 2012 году лодка покинула 13-го судоремонтный завод Черноморского флота России. В ходе его были заменены участки обшивки корпуса, отремонтирована донно-забортная арматура, торпедные аппараты, винто-рулевой комплекс, дейдвудные сальники, проведён монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.
Корпус подводной лодки тщательно обследовали проектировщики и специалисты института сварки имени Патона. Все места коррозии и язвины были либо наплавлены, либо заварены, была сделана сделана УЗК толщинометрия корпуса, установлены современные системы связи, гидроакустики и радиолокации, а также новые аккумуляторные батареи, закупленные у всё той же греческой фирмы Germanos.
А ещё раньше - 20 марта 2012 года украинская «Запорожье» покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для выполнения учебных заданий, а 25 апреля впервые с 1993 года она вышла в открытое море с использованием собственной силовой установки К слову, на тот момент общая сумма затрат по ремонту подлодки оценивалась уже в 60 млн гривен.
Не обошлось в истории многострадального корабля без коррупции и судебных разбирательств. В июне 2014 года «Центральное конструкторское бюро «Черноморец»» выступило генеральным подрядчиком по ремонту субмарины и выставило претензию украинским военным в 3 млн грн (10 млн рублей) за выполненный заказ. Иск ЦКБ «Черноморец» удовлетворил хозяйственный суд Севастополя (по украинскому законодательству), а в мае это решение было подтверждено уже и в российском апелляционном суде.
В мае 2012 года подводная лодка участвовала в российско-украинских учениях «Фарватер мира 2012», где на ней отрабатывалось спасение экипажа при аварии.. Чуть позже «Запорожье» вышла всего на один день в море для испытания дизельных двигателей на режимах полного и самого полного хода, а также проверки работы электромоторов и аккумуляторной батареи. В январе 2013 года в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорожье» в боевой состав флота.В июне 2013 года лодка покинула 13-й судоремонтный завод Министерства обороны России и ошвартовалась на подготовленном для неё временном месте - в Стрелецкой бухте. В 2012 и 2013 годах подводная лодка принимала участие в совместном праздновании Дня флота Украины и Дня ВМФ РФ в Севастополе.
В марте 2014 года в Крыму разворачивались известные события. Подлодка «Запорожье» упоминается в них. Её российским военным пришлось брать штурмом. Однако прежде экипажу корабля 8 раз предлагали сдать корабль. И только 21 марта корабль был взят. Перед этим в составе экипажа подлодки возник раскол – часть моряков решили не сдавать корабль и задраились в одном из отсеков. Другие моряки, в том числе один из заместителей командира «Запорожья», участвовали в спуске украинского флага на корабле и демонтировали украинский герб и табличку с названием подлодки. В целом из 101 члена экипажа решили перейти на службу в ВМФ России. 22 марта над подлодкой был поднят Андреевский флаг и тогда же под проводкой российских буксиров подводная лодка «Запорожьяе самостоятельно перешла в Южную бухту Севастополя.
Через неделю после этого Черноморский флот России отказался использовать эту подводную лодку, как технически неисправный корабль, а также из-за крайне низких его боевых возможностей. Было также предложение передать корабль Украине либо для утилизации, либо для создания музея «холодной войны». Правда, затем российское командование согласилось вернуть подлодкукиевским нацистам только после окончания так называемой «контртеррористической операции» в юго-восточных районах (в Донбассе).
В 2015 году Центральное конструкторское бюро «Черноморец» предложило переоборудовать подлодку в музей в Севастополе. В 2016 году командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко заявил, что подводная лодка «Запорожье» не войдёт в состав Черноморского флота.
В 2019 году в СМИ появлялась информация о тендере на утилизацию лодки, которая была вскоре опровергнута, а директор Севастопольского военно-исторического музея фортификационных сооружений заявил, что якобы он готов забрать «Запорожье» в свою экспозицию. Это намерение поддержала администрации Балаклавы.
По последним сведениям, которыми мы обладаем, тогда же – в марте 2020 года Б-9 «Запорожье», а вернее её корпус, перевели в бухту Инженерную Севастополя, где и стали готовить к переводу на специальное хранение на озере Донузлав.