Командиры советских подводных лодок. 1941–1945 гг.

Предлагаемый вашему вниманию фрагмент из книги посвящен судьбам командиров советских подводных лодок периода Великой Отечественной войны. При этом автор не ограничивается простой фиксацией биографических данных, а пытается увязать судьбы этих людей с процессом их подготовки, с теми условиями, в которых они формировались как командиры, в которых воевали. Кроме того,
в отдельных случаях прослежена связь между личностью командира подводной лодки, результативностью ее боевой деятельности
и судьбой. В приложениях представлен полный список командиров советских подводных лодок, отмечен их личный вклад в дело Победы, приведен ряд подлинных приказов и директив Наркома и Начальника
ГПУ ВМФ, посвященных подводным силам.


Во время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот имел 267 подводных лодок, из них 170 (59%) участвовало в военных действиях против Германии. От воздействия оружия противника погибла 81 (48%) подлодка, 8 взорвали мы сами, а еще 8 вывели из состава флота по техническому состоянию. Сами по себе эти цифры мало что говорят,
но вот в сравнении… Например, Германия потеряла 67% подводных лодок от числа участвовавших в боевых действиях, Италия — 63%, Япония — 72%, Великобритания — 23%, США — 20%.
Теперь посмотрим, как обстояло дело с результативностью применения подводных лодок основных воюющих государств.

 
 
Некоторые показатели деятельности подводных лодок во Второй мировой войне
 


Приведенные в таблице данные во многом условны, в том смысле, что их нельзя воспринимать как абсолютно достоверные. Это связано, прежде всего, с тем, что довольно сложно точно вычислить количество подводных лодок иностранных государств участвовавших в боевых действиях. А их количество необходимо знать, что хорошо видно на примере Германии, так как если бы в 1945 г. в боевые походы вышли все построенные германские подлодки XXI и XXIII серий, то потери союзников могли оказаться совершенно иными.
Поэтому в приведенной таблице из общей списочной численности подводных лодок вычитались подлодки, вступившие в строй в 1945 г.
(для Италии в 1943 г.) как не успевшие пройти курс боевой подготовки; транспортные подводные лодки, поскольку нас интересует успешность применения оружия, а также подводные лодки, о которых достоверно известно, что в боевых действиях они не участвовали. Труднее всего оказалось разобраться с подлодками США. Дело в том, что, в отличие
от других стран, американцы использовали не максимально возможное количество кораблей, а столько, сколько считали необходимым. При этом в иные месяцы непосредственно на коммуникациях противника оперировали не более трех десятков кораблей, хотя одновременно в море находилось порядка полусотни подлодок — остальные решали транспортные или другие специальные задачи.
До сих пор имеются разночтения в количестве потопленных целей подлодками различных стран. При этом часто результативность действий подводных лодок оценивают по потопленному тоннажу. Безусловно это более объективный показатель, чем количество потопленных целей, нельзя сравнивать малотоннажную шаланду и огромный океанский лайнер, набитый войсками.

Однако далее речь пойдет о командирах подводных лодок, об их мастерстве, а оно как раз более всего иллюстрируется количеством успешных торпедных атак, то есть попаданий в цель. По этой причине
в дальнейшем будем оперировать именно потопленными целями,
а не их суммарным тоннажем. Тем более что тоннаж во многом зависит
от размеров имеющихся на театре судов противника. Действительно, например, на Севере основными объектами германских подлодок стали крупнотоннажные транспорты союзных конвоев, а основную массу потенциальных целей для советских подводников составляли германские суда среднего тоннажа. Одновременно на Черном море и такие цели можно было по пальцам пересчитать.
Однако при всех издержках таблицы приведенные в ней значения дают общее представление о порядке цифр и соотношении их между собой.
А значит, можно сделать некоторые общие выводы. К сожалению, применительно к Советскому Союзу они крайне нелицеприятны —
мы везде занимаем не призовые места.
Рассматривая результативность действий советских подводных лодок, нельзя не коснуться еще одного щепетильного вопроса. А именно, соотношения этой результативности с теми средствами, которые вложили в подлодки, и теми надеждами, которые на них возлагались. Оценить
в рублях нанесенный противнику ущерб очень сложно, да и реальные трудо- и материальные затраты на создание какой-либо продукции
в Советском Союзе, как правило, не отражали реальной стоимости. Однако приближенно этот вопрос рассмотреть можно. В предвоенные годы промышленность передала советскому флоту 4 крейсера,
35 эсминцев и лидеров, 22 сторожевых корабля и более 200 (!) подводных лодок. Да и в денежном выражении строительство подводных лодок явно являлось приоритетным.

 
 
Ассигнования на военное судостроение, млн рублей
 

Из таблицы видно, что до третьей пятилетки львиная доля ассигнований на военное судостроение уходила на создание подводных лодок и только с закладкой линейных кораблей и крейсеров в 1939 г. картина стала меняться. Подобная динамика финансирования полностью отражает взгляды на применение сил флота, существовавшие в те годы. До конца тридцатых годов главной ударной силой флота считались подводные лодки и тяжелая авиация. В третьей пятилетке приоритет стал отдаваться крупным надводным кораблям, но к началу войны подводные лодки оставались самым массовым классом кораблей, и если на них не делалась главная ставка, то уж надежды возлагались очень большие.
В «Наставлении по ведению морских операций» 1940 г. говорилось,
что «Подводные лодки являются родом морских сил, предназначенным для действий, главным образом, на морских сообщениях.
В тех случаях, когда основной задачей флота являются действия
на морских сообщениях, подводные лодки при достаточном их числе составляют основной род сил флота. В остальных операциях использование подводных лодок должно быть основано на оперативном взаимодействии с надводными кораблями, морской авиацией и береговой обороной».

Это не расходилось и с изданным ранее «Боевым уставом Морских Сил РККА» 1937 г., который гласил, что «Подводные лодки способны
к длительным боевым операциям и нанесению мощного и скрытного торпедного и минного удара по боевым кораблям и транспортам противника, независимо от численного соотношения сил в бою.
Подводные лодки служат надежным средством скрытой и длительной разведки, главным образом, у побережья и баз противника и в то же время являются мощным средством для обороны подходов к базам,
к укрепленным районам, к позициям и участкам побережья, угрожаемым в отношении высадки десанта противника.
Они приобретают особое значение в самостоятельных действиях
на морских сообщениях (коммуникациях) противника.
При ограниченности радиуса действия подводных лодок, скорости
их хода под водой, а также небольшой дальности видимости через перископ особое значение имеет взаимодействие подводных лодок
с надводными кораблями и авиацией»...
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в книге
А. В. Платонов "Командиры советских подводных лодок. 1941–1945 гг." (2014 г.)

https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/komandiry-sovetskih-podvodnyh-lodok-19411945-gg-622f512b1de2ec3e2603c485?&

Вернуться к списку новостей