Предлагаемый вашему вниманию фрагмент из книги посвящен судьбам командиров советских подводных лодок периода Великой Отечественной войны. При этом автор не ограничивается простой фиксацией биографических данных, а пытается увязать судьбы этих людей с процессом их подготовки, с теми условиями, в которых они формировались как командиры, в которых воевали. Кроме того,
в отдельных случаях прослежена связь между личностью командира подводной лодки, результативностью ее боевой деятельности
и судьбой. В приложениях представлен полный список командиров советских подводных лодок, отмечен их личный вклад в дело Победы, приведен ряд подлинных приказов и директив Наркома и Начальника
ГПУ ВМФ, посвященных подводным силам.
Во время Великой Отечественной войны советский военно-морской флот имел 267 подводных лодок, из них 170 (59%) участвовало в военных действиях против Германии. От воздействия оружия противника погибла 81 (48%) подлодка, 8 взорвали мы сами, а еще 8 вывели из состава флота по техническому состоянию. Сами по себе эти цифры мало что говорят,
но вот в сравнении… Например, Германия потеряла 67% подводных лодок от числа участвовавших в боевых действиях, Италия — 63%, Япония — 72%, Великобритания — 23%, США — 20%.
Теперь посмотрим, как обстояло дело с результативностью применения подводных лодок основных воюющих государств.
Приведенные в таблице данные во многом условны, в том смысле, что их нельзя воспринимать как абсолютно достоверные. Это связано, прежде всего, с тем, что довольно сложно точно вычислить количество подводных лодок иностранных государств участвовавших в боевых действиях. А их количество необходимо знать, что хорошо видно на примере Германии, так как если бы в 1945 г. в боевые походы вышли все построенные германские подлодки XXI и XXIII серий, то потери союзников могли оказаться совершенно иными.
Поэтому в приведенной таблице из общей списочной численности подводных лодок вычитались подлодки, вступившие в строй в 1945 г.
(для Италии в 1943 г.) как не успевшие пройти курс боевой подготовки; транспортные подводные лодки, поскольку нас интересует успешность применения оружия, а также подводные лодки, о которых достоверно известно, что в боевых действиях они не участвовали. Труднее всего оказалось разобраться с подлодками США. Дело в том, что, в отличие
от других стран, американцы использовали не максимально возможное количество кораблей, а столько, сколько считали необходимым. При этом в иные месяцы непосредственно на коммуникациях противника оперировали не более трех десятков кораблей, хотя одновременно в море находилось порядка полусотни подлодок — остальные решали транспортные или другие специальные задачи.
До сих пор имеются разночтения в количестве потопленных целей подлодками различных стран. При этом часто результативность действий подводных лодок оценивают по потопленному тоннажу. Безусловно это более объективный показатель, чем количество потопленных целей, нельзя сравнивать малотоннажную шаланду и огромный океанский лайнер, набитый войсками.
Однако далее речь пойдет о командирах подводных лодок, об их мастерстве, а оно как раз более всего иллюстрируется количеством успешных торпедных атак, то есть попаданий в цель. По этой причине
в дальнейшем будем оперировать именно потопленными целями,
а не их суммарным тоннажем. Тем более что тоннаж во многом зависит
от размеров имеющихся на театре судов противника. Действительно, например, на Севере основными объектами германских подлодок стали крупнотоннажные транспорты союзных конвоев, а основную массу потенциальных целей для советских подводников составляли германские суда среднего тоннажа. Одновременно на Черном море и такие цели можно было по пальцам пересчитать.
Однако при всех издержках таблицы приведенные в ней значения дают общее представление о порядке цифр и соотношении их между собой.
А значит, можно сделать некоторые общие выводы. К сожалению, применительно к Советскому Союзу они крайне нелицеприятны —
мы везде занимаем не призовые места.
Рассматривая результативность действий советских подводных лодок, нельзя не коснуться еще одного щепетильного вопроса. А именно, соотношения этой результативности с теми средствами, которые вложили в подлодки, и теми надеждами, которые на них возлагались. Оценить
в рублях нанесенный противнику ущерб очень сложно, да и реальные трудо- и материальные затраты на создание какой-либо продукции
в Советском Союзе, как правило, не отражали реальной стоимости. Однако приближенно этот вопрос рассмотреть можно. В предвоенные годы промышленность передала советскому флоту 4 крейсера,
35 эсминцев и лидеров, 22 сторожевых корабля и более 200 (!) подводных лодок. Да и в денежном выражении строительство подводных лодок явно являлось приоритетным.
Из таблицы видно, что до третьей пятилетки львиная доля ассигнований на военное судостроение уходила на создание подводных лодок и только с закладкой линейных кораблей и крейсеров в 1939 г. картина стала меняться. Подобная динамика финансирования полностью отражает взгляды на применение сил флота, существовавшие в те годы. До конца тридцатых годов главной ударной силой флота считались подводные лодки и тяжелая авиация. В третьей пятилетке приоритет стал отдаваться крупным надводным кораблям, но к началу войны подводные лодки оставались самым массовым классом кораблей, и если на них не делалась главная ставка, то уж надежды возлагались очень большие.
В «Наставлении по ведению морских операций» 1940 г. говорилось,
что «Подводные лодки являются родом морских сил, предназначенным для действий, главным образом, на морских сообщениях.
В тех случаях, когда основной задачей флота являются действия
на морских сообщениях, подводные лодки при достаточном их числе составляют основной род сил флота. В остальных операциях использование подводных лодок должно быть основано на оперативном взаимодействии с надводными кораблями, морской авиацией и береговой обороной».
Это не расходилось и с изданным ранее «Боевым уставом Морских Сил РККА» 1937 г., который гласил, что «Подводные лодки способны
к длительным боевым операциям и нанесению мощного и скрытного торпедного и минного удара по боевым кораблям и транспортам противника, независимо от численного соотношения сил в бою.
Подводные лодки служат надежным средством скрытой и длительной разведки, главным образом, у побережья и баз противника и в то же время являются мощным средством для обороны подходов к базам,
к укрепленным районам, к позициям и участкам побережья, угрожаемым в отношении высадки десанта противника.
Они приобретают особое значение в самостоятельных действиях
на морских сообщениях (коммуникациях) противника.
При ограниченности радиуса действия подводных лодок, скорости
их хода под водой, а также небольшой дальности видимости через перископ особое значение имеет взаимодействие подводных лодок
с надводными кораблями и авиацией»...
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в книге
А. В. Платонов "Командиры советских подводных лодок. 1941–1945 гг." (2014 г.)