Короткая и трагическая служба под польским флагом подводной лодки «Jastrząb» показывает всю ожесточенность борьбы на коммуникациях арктических конвоев, где наряду с подвигами случались также и трагические ошибки, приводившие к уничтожению своих же кораблей. Подлодка «Jastrząb» («Ястреб»), осуществляя прикрытие конвоя PQ-15, направляющегося в Мурманск, стала жертвой атаки кораблей непосредственного эскорта этого конвоя.
Начало службы под польским флагом Корабли польского военно-морского флота, находящиеся в Великобритании, в 1940 году понесли ощутимые потери: во время боевых действий во фьордах Норвегии от ударов авиации погиб эсминец «Grom», пропала без вести во время боевого патрулирования подводная лодка «Orzeł», постоянно выходила из строя другая лодка — «Wilk».
В рамках польско-английского договора о сотрудничестве в военной области, подписанного польским премьер-министром эмиграционного правительства, генералом В. Сикорским и английским премьером
У. Черчиллем, британская сторона в качестве возмещения понесенных потерь предоставила польскому флоту несколько эсминцев и подлодок. Что касается последних, то польское командование надеялось получить подлодки английской постройки типа «U», хорошо себя зарекомендовавшие в составе польских ВМС, в частности «Sokół».
Однако британское адмиралтейство не располагало свободной лодкой указанного типа и предложило взамен лодку американской постройки, которую США передавали Великобритании в рамках соглашения
о ленд-лизе (Land & Lease). Предложение было принято, и в начале 1941 года началось комплектование для нее экипажа, большинство которого составили моряки с подлодки «Wilk».
Дело в том, что она в это время проходила очередной ремонт, поскольку, как отмечалось, находилась в плохом техническом состоянии (большая изношенность механизмов и нехватка запасных частей, особенно аккумуляторных батарей французского производства), что не позволяло ей выполнять боевые походы.
Постоянные поломки и неуспешные действия привели к раздорам
в экипаже и к снижению дисциплины. Усугубила ситуацию и трагическая смерть командира подлодки (вследствие нервного срыва он покончил
с собой), который привел лодку в Великобританию — капитана 2 ранга
Б. Кравчика (B. Krawczyk).
В связи с этим «Wilk» перевели в разряд учебных для тренировки эскортных кораблей в борьбе с германскими U-ботами, а большую часть ее экипажа командование флотом направило на вновь получаемую подлодку.
13 сентября 1941 года сформированный экипаж во главе с командиром капитан-лейтенантом Б. Романовским (B. Romanowski) разместился на борту военного транспорта (бывший пассажирский лайнер компании
P & O) «Cathay» и в составе быстроходного конвоя (восемь военных транспортов в охранении четырех эсминцев, авианосца и старого линкора) отправился в США. Рейс прошел без происшествий, и после короткой остановки в Галифаксе польские моряки в начале октября
того же года сошли с него в Нью-Йорке, откуда на автобусах их доставили в базу ВМС США в Нью-Лондоне.
15 октября экипаж приступил к приемке подводной лодки S-25, построенной в 1922 году (заложена на стапеле судоверфи Фор-Ривер
в г. Куинси в штате Массачусетс 26 октября 1918 г.) и принадлежащей к большой серии однокорпусных подлодок типа «S».
Ее полное водоизмещение составляло 1062 т; длина 66 м, ширина 6,3 м; максимальная глубина погружения 60 м. Главная двухвальная энергетическая установка состояла из двух дизелей мощностью 600 л. с. (448 кВт) каждый для надводного хода и такого же количества электродвигателей мощностью по 750 л. с. (560 кВт). Аккумуляторная батарея из 120 элементов размещалась в трюмах отсеков, располагавшихся непосредственно от центрального поста с носа и кормы.
Вооружение включало в себя четыре носовых 533-мм торпедных аппарата с общим боезапасом 12 торпед (4 в аппаратах и 8 запасных в носовом отсеке) и одно 102-мм орудие, расположенное на палубе перед рубкой. Кроме того, имелись два пулемета Льюис, устанавливаемые на мостике после всплытия. Экипаж состоял из 4 офицеров и 35 старшин и матросов. Вот как описал первую встречу с подводной лодкой ее новый командир
Б. Романовский:
Командир флотилии капитан 1 ранга Комсток (Komstock) проводил меня в порт. У пирсов стояли подводные лодки. Их было много.
Я старался отгадать, которую из них решено было передать нам.
К сожалению, среди них не было ни одного современного корабля.
У одного пирса стояли две подлодки. Слева немного больше,
с выкрашенным обозначением «S-25», с другой стороны меньше,
с обозначением «R-3». Высокий, статный офицер, загоревший
и с черной шевелюрой, пружинистой походкой подошел к нам,
вытянулся и отрапортовал.
Капитан 1 ранга Комсток представил нас:
— Капитан-лейтенант Сант-Анджело (St. Angelo), командир «S-25», капитан 2 ранга Романовский из польского военно-морского флота, будущий командир вашего корабля.
— Я уверен, что вы полюбите этот корабль. Это хороший корабль... Я рад, что вы, поляки, его получаете, — сказал, пожимая мою ладонь капитан-лейтенант.
— Мне хотелось идти на войну на более новой единице, но уверяю вас — ваш корабль будет в хороших руках — ответил я.
— Не хотите ли его посмотреть?
— Для этого я сюда и прибыл.
На палубе встретил нас громадный, почти двухметрового роста лейтенант.
— Мой старпом, лейтенант Олсен (Olsen), — представил его командир Сант-Анджело.
Внутри познакомился с остальными офицерами: лейтенантом Ханникaтом (Hunnicut) — механиком, младшим лейтенантом Кеганом (Koegan) — минным офицером, и младшим лейтенантом Олькорном (Allcorn) — вахтенным офицером.
Знакомясь с кораблем, я увидел, что он содержался в большой чистоте, но помимо некоторой модернизации, его оборудование
очень устарело.
— Да-а, а госпожа-то в годах, — заметил я. — Ей уже не потанцевать.
— Это очень резвая старушка. Танцует с большим удовольствием, — парировал Ольсен. — Да вы увидите ее в море...
Экипаж сразу же после прибытия приступил к изучению устройств подводной лодки и тренировкам. Для этого ему отвели всего два месяца. Очень помогли научные пособия и учебные кабинеты, которыми располагала военно-морская база. И рулевые, и офицеры могли упражняться в управлении горизонтальными рулями погружения,
а также дифферентовке на специальном приборе. Торпедисты стреляли практическими торпедами из торпедных аппаратов, которыми был оборудованный точный макет подлодки типа «S», установленный на суше. Каждый моряк получил альбом, в котором имелись чертежи
с изображением всех магистралей воздуха высокого давления
и осушения балластных цистерн, разрезы механизмов и инструкции
по их обслуживанию.
Обучение продвигалось быстро, так как экипаж был уже опытный.
В то время командир лодки каждый день выходил в море на S-25,
где в установленной зоне американский экипаж проводил учения для ознакомления с ней и освоения управления.
Лодка оказалась не столь уж плохой, как показалось вначале, однако имела один существенный недостаток, ставший причиной гибели нескольких однотипных с ней подлодок. А именно, все балластные цистерны были сгруппированы в средней части ее корпуса, и при погружении лодка получала отрицательный дифферент, трудно было удержать ее на заданной глубине, поскольку она стремительно проваливалась с увеличивающимся дифферентом. Другим недостатком являлась большая шумность механизмов, что понижало ее боевые качества. Нарекания вызывали также торпеды, в которых вода поступала
в двигатели, из-за чего при атаке торпедные аппараты надлежало открывать только в последний момент.
Неожиданно программу обучения сократили, но экипаж смог сдать все зачеты и подтвердил свои знания во время учений 7-й флотилии американских подлодок, в которых приняла участие и «S-25» с польским экипажем на борту.
Церемония поднятия польского флага не обошлась без трений, поскольку представители британского флота настаивали на том, чтобы сначала поднять их флаг, мотивируя это фактом, что лодка формально арендовалась английским адмиралтейством, на что категорически
не соглашался Б. Романовский.
В конце концов вопрос удалось уладить, и 12 ноября 1941 года во время торжественной церемонии (на ней присутствовало много представителей польской эмиграции, для которых это стало большим праздником) передачи подлодки польскому экипажу над ней взвился польский флаг. Подводная лодка получила новое имя «Jastrząb», а на ее рубку нанесли тактический номер Р-551.
После принятия запасов и комплекта запасных частей, 14 ноября того же года «Jastrząb» покинул Нью-Лондон и направился в Великобританию.
На выходе он, обменявшись приветственными сигналами, разминулся
с французской подводной лодкой «Surcouf» («Сюркуф») — самым крупным на тот момент в мире подводным крейсером, погибшим в январе 1942 года в зоне Панамского канала со всем экипажем. По одним источникам причиной трагедии явилось столкновение с американским грузовым судном «Thomas Lykes», по другим — ее потопила авиация США, которая атаковала в это время неизвестный большой подводный корабль. Сначала «Jastrząb» перешел в Сент-Джонс на о. Нью-Фаундленд,
из которого вышел 21 ноября, и взял курс на Холли-Лох в Шотландии. Переход проходил в условиях крепкого зимнего шторма, и он получил повреждения.
После прихода в порт назначения «Jastrząb» встал на ремонт, продолжавшийся четыре месяца, в течение которого были устранены повреждения, заменены радиостанция и гидролокатор, а также выполнены модернизационные работы, позволившие сократить время погружения.
По завершению ремонтных работ подлодка 22 апреля 1942 года перешла в Лервик на Шетландских островах, где вошла в состав английской
4-й флотилии подводных лодок...
Продолжение статьи о выходе подводной лодки «Jastrząb» на боевое задание и печальный финал читайте позднее на нашем канале или
в сборнике "Гангут №72" (2012 г.)
https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/podvodnaia-lodka-jastrzb-pod-drujestvennym-ognem-soiuznikov-624d57e3c7bfe74762fa99a4?&