Как немцы "зажали" советскую подлодку. Предатель из экипажа хотел сдать ее врагу. Но командир обманул и немцев и предателя

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b2103d769715500aa7afd5e/kak-nemcy-zajali-sovetskuiu-podlodku-predatel-iz-ekipaja-hotel-sdat-ee-vragu-no-komandir-obmanul-i-nemcev-i-predatelia-626c0166d864582ffd4739c9

 

 
 
Война шла не только на суше, но и на море
 

Сбежать с подводной лодки практически невозможно. Судьба субмарины и всех членов экипажа тесно связана. Если лодка идет ко дну, то и экипаж вместе с ней. Тем не менее в советской истории есть пример того, как один струсивший матрос дезертировал с подводной лодки прямо во время боевого похода в окружении вражеских судов. И не просто дезертировал, а попытался сдать субмарину врагу вместе с экипажем и секретными документами.

Борис Андреевич Галкин служил старшиной трюмных машинистов на подводной лодке Щ-303 «Щука». Он отлично проявил себя. Участвовал в трех боевых походах где подлодка затопила несколько вражеских транспортных кораблей. За заслуги перед Родиной Галкина наградили орденом Красной Звезды, Красного знамени и Отечественной войны. Кто же знал, что вскоре Галкин захочет продать эту самую Родину.

Боевой поход в мае 1943 года выдался не самым простым. "Щука" вышла из Кронштадта в устье Финского залива, чтобы прорваться или хотя бы разведать немецкую противолодочную оборону. Как вспоминал командир "Щуки" Иван Васильевич Травкин:

Начальник штаба сказал мне:

— Вы уже не раз преодолевали противолодочную оборону немцев. Сейчас командование поручает вам провести в море первые три лодки. Но если это сделать окажется невозможным, то хотя бы изучите и исчерпывающе доложите штабу соединения обстановку в районе противолодочных позиций.
 
 
Подводная лодка Щ-303 в 1943 году
 

К этому времени наступили "белые ночи". Лодке предстояло преодолеть большую часть пути погруженной под воду. Это значительно сокращало возможности заряжать аккумуляторы на поверхности моря. Приходилось максимально экономить электроэнергию.

Маршрут лодки проходил через минные заграждения врага. Нарвский залив лодка прошла прижимаясь практически к самому дну. В какой то момент субмарина даже зацепилась за минреп - трос к которому цепляется мина. Один неверный поворот и сама мина подтянулась бы к борту и сработала. К счастью удалось отцепиться от троса. На этом неприятности не кончились. Через какое то время лодка и вовсе зацепила корпусом одну из мин. Но все обошлось.

Ночью "Щука" поднялась на поверхность, чтобы зарядить аккумуляторы. Но тут же налетели вражеские самолеты. Пришлось срочно погружаться под воду. Узнав о том, что в районе находится советская подлодка к этому району прибыли немецкие корабли и стали сбрасывать глубинные бомбы. Командир подолдки Иван Травкин дал приказ покинуть район и уйти на северо-запад у острова Вайндло. Здесь удалось всплыть и полностью зарядить аккумуляторы.

 
 
На Щ-303. Слева командир подлодки Иван Травкин
 

Погрузившись лодка продолжила движение по маршруту. Нужно было пройти через стационарные противолодочные сети, что немцы растянули в два ряда от острова Найссар до маяка Порккалан-Каллбода. Несколько раз лодка натыкалась на них, в какой-то момент даже запуталась. На поверхности сработал сетевой патрон, что сигнализировал врагу об "улове". Правда вражеские корабли опасаясь мин так и не подошли к месту.

Командир подлодки Травкин дал команду на полный ход. С большим рывком лодка смогла освободиться из "вражеских сетей". Но тут же запуталась в других. Аккумуляторы почти сели. Единственный выход - всплывать и вручную выпутываться от сетей. Но там, наверху, вражеские корабли. Немцы стали пытаться подтянуть стальной трос под лодку, чтобы привязать ее к сети. Тут Травкин вновь решил попытаться вырваться.

Попробуем еще раз оторваться от сети. Приказываю довести дифферент на корму до пятнадцати градусов. Даем рывок назад электромоторами — самый сильный, какой только возможно. Лодка дернулась и, словно сползая с юры, стала погружаться. Через несколько секунд она мягко села на грунт. Спасены!
 
 
Совещание командного состава лодки
 

Но радость была преждевременной. Лодка лежит на грунте. Запаса батарей почти нет. В отсеках скапливается углекислый газ а сжатого воздуха для продувания балласта только на одно всплытие. Да и немцы не отдыхали. Они начали сбрасывать глубинные бомбы надеясь все же достать подлодку.

Не достав лодку глубинными бомбами фашисты начали "слушать". Они теперь знают где лодка и окружают ее кольцом. Сверху катера-охотники ждут, когда лодка всплывет. Командир приказывает людям лечь, ведь так человек потребляет меньше кислорода. И ждать. Сорок пять часов отсеки лодки не вентилировались. У людей началось кислородное голодание.

В таких сложных ситуациях и проверяются характеры людей. На поверхности вновь зашумели вражеские винты. На центральном посту вахту принял Борис Галкин и еще один офицер. Тут то нервы Галкина и не выдержали. Когда послышался шум винтов офицер отправился доложить командиру. Галкин остался один, запер находящуюся рядом радиорубку и, забаррикадировавшись на посту, закачал в баки воздух высокого давления чтобы всплыть.

 
 
Командир лодки Иван Травкин у орудия Щ-303
 

Сам Галкин побежал к люку и выбрался на поверхность, когда лодка всплыла. Экипаж не сразу понял, что произошло. Командир лодки Травкин попытался ворваться на центральный пост, но дверь, что вела туда из четвертого отсека была забаррикадирована. Матросы из радиорубки все же смогли освободиться и прорваться на центральный пост. Сам Травкин приказал готовиться к погружению и бросился вслед за Галкиным все еще не понимая, что происходит:

Режет глаза от яркого солнца. Ослепительно сверкает море. Оглядываюсь. Множество кораблей застыло на различном удалении от лодки. Ближайшие из них всего метрах в тридцати. Стволы орудий нацелены на нас. А на носовой надстройке лодки старшина трюмных Галкин размахивает белой тряпкой.
— Галкин, в чем дело? — кричу ему.
— Не могу больше. Все равно все погибнем!
— Предатель!
Как я пожалел, что пистолет мой остался в каюте!

А вокруг немецкие суда уже развернули свои орудия на лодку и ждут... Если дать сейчас команду на погружение, то враг откроет огонь. Тогда Травкин решает пойти на хитрость. Он делает вид, что зовет немцев на переговоры. Кричит им что-то. Немцы и впрямь верят и спускают шлюпку на воду.

В этот момент Травкину из лодки кричат, что все готово. Он прыгает в люк, закрывает его оставляя предателя на поверхности. Немцы все еще не понимают, что происходит. На поверхности ведь один из членов экипажа. А лодка в это время ныряет под воду оставляя предателя один на один с вражескими кораблями.

 
 
Советский офицер на корабле у флага
 

Галкин один барахтается в море. Только когда немцы подняли его на борт, то поняли, что произошло. В их руках чуть не оказалась целая советская подлодка с экипажем. Но шанс уже был упущен. Сама лодка смогла благополучно ускользнуть от вражеских кораблей. Предателя отвезли на допрос в Германию, где он даже рассказал о том, как было дело в отделении абвера "Ревель":

Г. взял с койки товарища постельное бельё, открыл люк и поднялся на палубу, откуда начал показывать белый платок находящимся примерно в 2 милях кораблям.
Немецкие корабли находились гораздо дальше, чем предполагал Г. Назад Г. уже не хотел, поэтому он пошел на ют и начал готовиться прыгать за борт. На рубке появился командир, вероятно радист отдраил переборку, и спросил Г., что происходит. Г. ответил, что он хочет сдаться и потребовал от командира сделать то же самое. ("Отделение абвера "Ревель" 24.5.43 Исх. № 461/5 ,43.секр,
Допрос бежавшего с советско-русской подводной лодки Щ-303 трюмного старшины)

Дальнейшая судьба изменника неизвестна. Но командир субмарины уверял, что после того, как Советские войска взяли Берлин, Галкин попал в руки к советским контрразведчикам и не избежал справедливого наказания. Так это или нет, уже не так важно. Ведь каждый день в дальнейшем этот человек должен был прожить с осознанием своего предательства и измены. Не только перед Родиной, но и перед товарищами и друзьями.

Вернуться к списку новостей