Несостоявшееся возвращение Бизертской эскадры

О Русской эскадре в Бизерте написаны сотни статей и десятки книг, снято большое количество документальных фильмов и телепередач. Некоторые авторы сделали себе имя на этой теме. Но, несмотря
на это, в ее недолгой истории сохраняется еще множество «белых» пятен: до сих пор нет полных данных о судьбе всех боевых кораблей
и вспомогательных судов, нет информации о точных датах их списания и месте разборки, неизвестно техническое состояние кораблей эскадры, немало вопросов остается о судьбе русских моряков. К сожалению, очень мало информации опубликовано и о ходе переговоров советского и французского правительств по вопросу
о возвращении эскадры в СССР в 1924–1925 годах. Мы попытаемся подробнее осветить один из аспектов этой темы на основе документов из фондов РГВА.

 

 
 
Корабли Русской эскадры в Бизерте
 

В ходе Гражданской войны Черноморский флот Российской империи был полностью уничтожен. Часть боевых кораблей затопили большевики
в июне 1918 года в Новороссийске по приказу Ленина, в апреле 1919 года англичане поставили крест на истории черноморского подплава. Бóльшая часть флота была уведена белыми за границу при эвакуации Крыма
в ноябре 1920 года. Еще при оставлении Николаева белые попытались увести с верфей недостроенные новейшие корабли — крейсер «Адмирал Нахимов» и эсминец «Занте». Но им удалось привести в Севастополь только недостроенный эсминец «Цериго» и при эвакуации Севастополя его также увели за границу. К счастью, белые и их союзники не стали уничтожать корпуса недостроенных боевых кораблей. В севастопольских бухтах при эвакуации они оставили только окончательно устаревшие или сильно поврежденные боевые единицы, не осталось ни одного транспорта и портового судна. Все, что могло держаться на воде и своим ходом дойти до Константинополя, было загружено людьми и грузами
и уведено. Русские корабли и суда, уведенные генералом П. Н. Врангелем в ноябре 1920 года из Севастополя в Константинополь, были рассредоточены по нескольким портам. Боевые корабли к февралю 1921 года оказались собраны во французской колонии в Северной Африке — тунисском порту Бизерта. Здесь нашли свое пристанище 33 корабля Русской эскадры под командованием вице-адмирала М. А. Кедрова — линкор «Генерал Алексеев», крейсер «Генерал Корнилов», шесть эсминцев-«новиков», четыре угольных миноносца и столько же подводных лодок, вспомогательный крейсер «Алмаз», блокшив
«Георгий Победоносец», ряд транспортов и вспомогательных судов.
На берегу оказалось 5849 человек, составивших русскую колонию
в Тунисе. У этих людей очень непростая судьба, полная лишений
и личных трагедий. Они получили нансеновские паспорта, и жизнь раскидала их по планете — в поисках лучшей доли они уезжали в Европу, Америку и даже в Австралию. Оставшиеся в Бизерте моряки начали искать жилье и работу на берегу, на кораблях были оставлены лишь небольшие экипажи.

Только на борту «Георгия Победоносца» жили семьи офицеров с детьми
и стариками, не нашедшие себе угла на берегу. В командование эскадрой вступил контр-адмирал М. А. Беренс, так как М. А. Кедров отбыл в Париж для решения вопроса о ее статусе, финансировании и дальнейшей судьбе. В июле 1921 года он посетил Бизерту, провел смотр всего корабельного состава эскадры. Корабли прошли докование в Бизерте, вооружение
и механизмы на них были законсервированы. Поскольку все расходы
на содержание эскадры взяло на себя французское правительство,
то вскоре оно решило компенсировать свои затраты и начало активно распродавать русские вспомогательные суда. В августе 1921 года эскадра лишилась наиболее ценного из них, своего «плавучего тыла» — плавмастерской «Кронштадт», французы увели ее в Тулон.
Следующей жертвой стал транспорт «Дон» — в мае 1922 года его продали итальянской компании, в декабре за ним последовал транспорт «Добыча», также проданный итальянцам. В феврале 1923 года компании Италии приобрели портовые ледоколы «Джигит», «Всадник», транспорт «Якут»
и буксир «Голланд». В мае такая же участь постигла канонерские лодки «Страж» и «Грозный».
Также были распроданы все торговые суда и буксиры, пришедшие
в Бизерту в апреле 1923 года. В феврале следующего года Морское министерство Франции приобрело ледокол «Илья Муромец», а затем
и корпус недостроенного танкера «Баку». В марте частной французской компании продали ледокол «Гайдамак». В апреле Министерство торговли и мореплавания Франции стало владельцем спасательного судна «Черномор». В июне итальянской фирме было продано посыльное судно «Китобой».

 
 
Спасательное судно «Черномор» в Бизерте
 

После восстановления дипломатических отношений между СССР
и Францией судьба эскадры была решена. 29 октября 1924 года
в 17 ч 25 мин на всех русских кораблях были спущены Андреевские
флаги, и моряки сошли на берег. Их место заняли французские охранные команды. История Русской эскадры в Бизерте завершилась.
К этому времени в СССР начали преодолевать последствия разрухи
и приступили к восстановлению Рабоче-крестьянского красного флота (РККФ). На Черном море этот процесс был сопряжен с огромными трудностями. Нарком по военным и морским делам М. В. Фрунзе писал
об этой ситуации:
«На долю морского флота выпали особенно тяжелые удары.
В результате мы лишились большей и лучшей части материального состава, огромного большинства опытных и знающих командиров, игравших в жизни и работе флота еще бóльшую роль, чем во всех других родах оружия, потеряли целый ряд баз и, наконец, потеряли основное ядро рядового краснофлотского состава. В сумме все это означало,
что флота у нас нет».
В стране в то время было крайне мало ресурсов, и зачастую людям приходилось работать на голом энтузиазме. В начале 1920-х годов севастопольский завод с огромными трудностями сумел восстановить несколько боевых кораблей — крейсер «Коминтерн», канонерскую лодку «Знамя социализма», миноносцы «Шмидт» и «Марти». На заводах Николаева удалось достроить эскадренный миноносец «Незаможный», несколько канлодок типа «Эльпидифор», четыре подводные лодки типа «АГ», а также отремонтировать подлодку «Политрук» (бывшая «Нерпа»). Эти корабли и составили основу Морских сил Черного моря (МСЧМ).
На большее у СССР возможностей не было. Правда, на верфях Николаева еще оставался значительный задел недостроенных боевых кораблей: линкор, четыре крейсера и два эсминца. Но у республики пока не было
ни средств на достройку, ни необходимых материалов, ни специалистов.

В начале 1920-х годов наша страна находилась в международной изоляции, но в 1924 году СССР вернулся на мировую арену и начал восстанавливать свои внешнеполитические связи, возобновив дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Норвегией, Данией, Швецией и Грецией. 24 октября правительство Франции официальной нотой признало правительство СССР «де-юре
на территориях бывшей Российской империи, которые признают его власть», а 28 октября между странами были полностью восстановлены дипломатические отношения. В Париж были направлены советские дипломаты во главе с Г. В. Чичериным, позднее переговоры возглавил
Л. Б. Красин.
Одним из первых вопросов, который был поднят на переговорах советскими представителями, стал вопрос о судьбе кораблей русской эскадры в Бизерте. До этого СССР несколько раз заявлял о своих правах на них, но тогда во Франции на эти заявления не обращали внимания. Теперь в СССР готовились к положительному решению этого вопроса, благо страна приступила к восстановлению военно-морского флота
и эти корабли очень бы пригодились. Еще 8 июля 1924 года М. В. Фрунзе написал наркому иностранных дел Г. В. Чичерину, что корабли эскадры после возвращения следует поделить следующим образом: линкор, четыре подводные лодки, транспорт «Добыча» и два сторожевых катера вернуть в состав МСЧМ, а крейсер перевести на Балтику. «Новики»
он предлагал отдать МСЧМ либо поделить их между флотами —
два на Балтику, четыре на Черное море. «Георгий Победоносец»,
«Алмаз» и старые угольные миноносцы М. В. Фрунзе предлагал «во избежание излишних расходов на перевод ликвидировать на месте». Поскольку на содержание эскадры выделялись средства из французского государственного бюджета, то представители Франции на переговорах заявили, что правительство Э. Эррио было бы очень радо до конца 1924 года избавиться от этого бремени...

 

 
Вернуться к списку новостей