К 20-летию расформирования ПМТО ВМФ России в бухте Камрань. Рассказ Контр-адмирала Ерёмина Ю.П.

Сегодня немногие вспомнят о 2-х важных датах в истории военно-морского флота России, советских и российско-вьетнамских отношений. В мае этого года исполнится 43 года с момента создания пункта материально-технического обеспечения в бухте Камрань Социалистической Республики Вьетнам и 20 лет с момента его ликвидации, ухода на Родину на борту судна «Сахалин-9» последней группы российских военнослужащих.

Автор этих строк в 1982 году командиром электронавигационной группы на АПЛ пр. 671ртм в составе экипажа капитана 2 ранга Афонина В.В. впервые побывал в б. Камрань во время выполнения задач боевой службы. А в 2002 году последним поднимался по трапу парома «Сахалин-9», уходя из Вьетнама в качестве командира 922 ПМТО.

На мой взгляд, пришла пора вспомнить об этой интересной странице истории нашего флота.

С середины 60-х годов ХХ века советский флот вышел в Мировой океан, где начал нести боевую службу. Надводные корабли и подводные лодки, самолеты морской авиации находились на океанских просторах в целях стабилизации сложной международной обстановки в период холодной войны. Расширение масштабов и районов плавания кораблей, полетов морской авиации потребовали более широкого тылового и технического обеспечения сил флота. Не имея баз за рубежом, Главный штаб ВМФ при содействии Министерства иностранных дел, развернул работу по созданию пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) на территориях дружественных стран. В 70-е – 80-е годы прошлого века была создана и активно использовалась ВМФ СССР сеть военно-морских баз, ПМТО, оборудованных якорных стоянок в портах ГДР (Росток), Египта (Александрия, Марса-Матрух), Йемена (Ходейда, Аден, о.Сокотра), Сомали (Бербера), Эфиопии (о-ва Дахлак), Сейшельских островов (Виктория), Сирии (Тартус), Кубы (Сьенфуэгос), Анголы (Луанда), Гвинеи (Конакри), Вьетнама (Камрань), и это далеко не полный перечень.

Бывшая военная база США на полуострове Камрань, провинции Кхань Хоа, привлекала внимание своим географическим положением, во всех отношениях удобным и выгодным для расположения военно-морской базы. Район базы являлся стратегически важным районом, так как:

  • Позволял контролировать Малайский и Сингапурский проливы; позволял вести радио и радиотехническую разведку в зоне Персидского залива, северной части Индийского океана, Филиппинскою моря, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
  • Здесь же были расположены страны блока АСЕАН с наиболее высокими темпами развития в мире, запасами нефти на шельфе, интенсивными закупками современного оборудования и стратегического сырья.
  • Полуостров Камрань и одноименный залив с внутренней бухтой Биньба идеально защищены от погодных явлений; глубины и размеры бухт позволяли базировать корабли и суда любого класса, до авианосцев включительно.
  • Кроме этого, полуостров Камрань располагал огромным естественным преимуществом, важным для размещения военно-морской базы: это наличие больших запасов пресной воды, пригодной для употребления.
  • Было очевидно выгодно использовать уцелевшие сооружения - причалы, дороги, строения, аэродром, построенные еще американцами.

В конце 1978 года в СРВ побывала представительная делегация офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота (ТОФ) под руководством контр-адмирала Козлова В.С. 30 декабря был согласован и подписан совместный протокол, основа для переговоров по созданию ПМТО и его совместному использованию.

2 мая 1979 года было подписано двустороннее Соглашения между правительствами СССР и СРВ об использовании Камрани, как ПМТО Тихоокеанского флота - фактически договор о безвозмездной аренде на 25 лет. В этот же день, на основании этого Соглашения, по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил СССР на основании директивы штаба ТОФ № 13/1/0143 от 28.08.1980 года был сформирован 922 ПМТО на полуострове Камрань СРВ - в/ч 31350.

В соответствии с Соглашением в военном порту Камрань могли одновременно находиться 8-10 советских надводных кораблей, 4-8 подводных лодок с плавбазой и до 6 вспомогательных судов. На аэродроме было разрешено одновременное пребывание 14-16 самолетов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных самолета. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между МО СССР и МНО СРВ.

Уже в мае 1979 года советские корабли начали осваивать территорию полуострова. Летом того же года пришвартовалась к вьетнамскому пирсу атомная торпедная субмарина К-45 и несколько надводных кораблей. А вскоре на аэродроме Камрань появились самолеты Тихоокеанского флота.

В декабре 1979 года Камрань посетил главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков, посвятив знакомству с ее объектами целый день.

Первый состав военнослужащих от Тихоокеанского флота прибыл в апреле 1980 года в количестве 54 человек, а уже в августе 1980 года состав увеличился за счет группы связи на 24 человека. В тот период на полуострове личный состав размещался в старых вьетнамских домиках и палатках.

Командованием ВС и правительством СССР на 922 ПМТО возлагались следующие задачи:

  • обеспечение базирования кораблей и судов во время стоянки в порту Камрань, снабжение их электроэнергией, водой, ГСМ и продовольствием;
  • поддержание установленных запасов МТС, выдача и доставка на проходящие корабли и суда ВМФ МТС (в т.ч. ЗИП, техническое и шкиперское имущество);
  • осуществление транзитной связи кораблей и судов ВМФ с КП ТОФ и ВМФ из зоны Тихого и Индийского океанов;
  • использование аэродрома в Камрани для базирования противолодочной авиации и самолетов-разведчиков;
  • оказание квалифицированной медицинской помощи;
  • сохранение собственной инфраструктуры;
  • развитие и поддержание советско-вьетнамского содружества в военной сфере.

Существование базы значительно облегчало для ТОФ и в целом для флота страны решение вопросов обеспечения необходимыми запасами кораблей и судов, решающих различные задачи в акватории Южно-Китайского моря на театрах Тихого и Индийского океанов. Это была единственная база России в регионе, расположенная на расстоянии 2500 миль от ближайшего российского порта.

Камрань была крупнейшей военно-морской базой СССР за рубежом. В то время она была нужна и как противовес американской ВМБ Субик-Бей (Филиппины), это в конечном итоге способствовало сохранению паритета мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.

Общая площадь базы составляла порядка 100 кв. километров. Численность воинского и гражданского контингентов базы в разные годы достигала 6-10 тыс. человек. В течение пяти лет СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее объединение кораблей. Если в 1970 г. там базировалось 7-8 кораблей и судов, то к концу 1983 г. их там уже стало 22, включая 4 подводные лодки (атомные и дизельные), 6 крупных надводных кораблей, суда обеспечения.

С осени 1983 года по август 1991 года в порту Камрань дислоцировалась 17 оперативная эскадра, а с августа 1991 года по декабрь 1991 года - 8 ОПЭСК.

На аэродроме размещался Отдельный Смешанный Авиационный полк (ОСАП) в состав которого входили - 4 самолета Ту-95, 4 - Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья Миг-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8 (данные на 1986 г.). Кроме этого, к полку была приписана база противолодочного и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть).

В соответствии с Соглашением между СССР и СРВ от 20 апреля 1984 г. был заключен контракт по строительству объектов РС-3 в счет безвозмездной помощи СРВ со стороны СССР. Всего с 1984 г. по 1987 г. советской строительно-монтажной организацией СовСМО «Загрантехстрой» под руководством Е. С. Бобренева было введено в строй 28 объектов различного назначения и жилых домов.

Как предусматривалось Соглашением от 20 апреля 1984 г. (п.71), построенные объекты установленным порядком передавалась вьетнамской стороне. Первая очередь объектов была построена еще в декабре 1987 года, после чего советские специалисты приступили к их эксплуатации на основе безвозмездной аренды.

В конце 80-х началось сокращение нашего присутствия на базе. Как писала газета «Правда» 19 января 1990 г.: «В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камрань. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МИГ-23 и ТУ-16. К началу 1990 года там остался авиаотряд переменного состава (6-10 самолетов)».

С января 1992 года по октябрь 1993 года в Камрани дислоцировалась 119 ОБРКС (Отдельная бригада разнородных кораблей и судов). С октября 1993 года, когда бригада кораблей была сокращена, оставшиеся части и подразделения были переподчинены командиру 922 ПМТО.

В начале 90-х большая часть причального фронта и портовых сооружений были переданы в постоянное пользование вьетнамской стороне.

С середины 90-х годов до момента расформирования ПМТО Камрань в мае 2002 года, советскими, а затем российскими специалистами использовались следующие объекты:

  • Жилой городок ПМТО, где находились: штаб в/ч 31350 и казармы личного состава, узел связи, госпиталь, столовая личного состава на 250 посадочных мест, хлебопекарня, банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых домов. объединенный склад для хранения и выдачи материальных средств, автомобильный парк (вместе со специальной техникой).
  • Пирсовая зона.
  • Резервуарный парк на 14 тыс. м3 - для хранения горюче-смазочных материалов.
  • 2 холодильника общей емкостью 270 тонн - для содержания запасов продовольствия.
  • 12 металлических хранилищ на 5 тыс. тонн - для хранения других материальных средств.
  • Два водозабора из 6 скважин: один для обеспечения гарнизона водой, один для обеспечения кораблей и судов.
  • Центральная дизельная электростанция мощностью 24000 кВт для обеспечения электроэнергией всех объектов гарнизона и объектов СРВ на полуострове.

С января 1995 г. в соответствии с директивой №730/1/0908 ПМТО переведен на штат 73/916-57 и имел в своем составе подразделения:

  • управление ПМТО;
  • финансовую службу;
  • узел связи;
  • авиационную комендатуру;
  • отделение МТО (продслужба, вещевая служба, склад горючего, объединенный склад, автомобильный взвод, банно-прачечный комбинат);
  • военную комендатуру;
  • отделение морской инженерной службы;
  • отдельную роту охраны;
  • санитарно-эпидемиологическое отделение;
  • пожарный расчет;
  • отдельные части подчиненные командиру ПМТО в гарнизонном порядке: Полевое учреждение Центрального Банка РФ; Прокуратура; Особый отдел; Военно-морской госпиталь; Средняя школа №183.

С 1995 года по 2002 год в гарнизоне проживало в разные годы от 600 до 700 человек. Это был тот минимум военных и гражданских специалистов, которые обеспечивали нормальную жизнедеятельность гарнизона и выполнение задач, стоящих перед ПМТО.

В 1995 году в Камрани произошло трагическое событие, всколыхнувшее всю Россию - 12 декабря при заходе на посадку в аэропорту Камрани погибли три из пяти истребителей Су-27 из эскадрильи «Русские витязи», возвращавшиеся в Россию с авиашоу в Малайзии.

За весь период пребывания советских и российских военных специалистов на полуострове Камрань сложились хорошие дружественные отношения с военными моряками 4-го военно-морского района ВМС и полком ПВО СРВ, несшими службу рядом на полуострове. Кроме решения совместных вопросов военно-технического сотрудничества, очень часто проводились совместные с вьетнамской стороной культурные и спортивные мероприятия, торжественно отмечались национальные и государственные праздники. Все это создавало атмосферу дружелюбия, взаимопонимания и уважения у граждан обеих стран.

За последние три года пребывания ПМТО на п/о Камрань были установлены тесные дружеские связи с российскими организациями, находящимися во Вьетнаме, это:

  • Генеральное консульство РФ в г. Хошимин.
  • Российско-вьетнамское совместное предприятие «Вьетсовпетро» в г. Вунгтау.
  • Представительство государственной компании «Зарубежнефть» в г. Вунгтау.
  • Российско-вьетнамская организация «Тропцентр» в г. Начанге.

СП «Вьетсовпетро», помимо моральной поддержки военных соотечественников, оказывало значительную материальную помощь жителям и военным морякам гарнизона в Камрани. На средства СП закупались и доставлялись на полуостров материалы, продукты, различные предметы культурного и бытового назначения, организовывались экскурсионные поездки по стране.

Проводимая совместная работа с указанными российскими организациями, тесные контакты военных и гражданских специалистов благотворно влияли на морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, улучшали их социально-бытовое положение.

В 1998 г. и в 2000 г. официальный Ханой напомнил российской стороне, что срок безвозмездной аренды базы истекает в 2004 г., и предложил продлить ее с ежегодной арендной платой в 300 млн. долларов США.

      В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в апреле 2001 г. в Камрань была направлена межведомственная комиссия под руководством первого заместителя секретаря Совета безопасности РФ генерал-полковника Шерстюка В. П. с целью на месте определить целесообразность дальнейшего функционирования 922 ПМТО в интересах ВМФ. По итогам работы комиссии военно-политическое руководство России приняло решение не продлевать договор с СРВ и досрочно расформировать ПМТО с выводом личного состава, вооружения и военной техники в Российскую Федерацию.

24 июля 2001 года Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что России «надо уходить из Камрани». 17 декабря 2001 года вышла директива ГШ ВМФ №730/1/859 и 8 января 2002 года - директива штаба ТОФ №13/1/05 о расформировании 922 ПМТО.

Незадолго до закрытия базы, в Камрани служили и работали около 600 человек. В связи с ограниченными сроками работать приходилось в авральном режиме, при 50°С градусной жаре, по 14-16 часов в день. В связи с постоянными сокращениями персонала, военнослужащие и служащие не сменялись с вахты, дежурств, не уходили со своих постов и рабочих мест по 3-5 суток подряд.

 В ходе этой работы, без каких-либо претензий, в строгом соответствии с достигнутыми договоренностями, вьетнамской стороне было передано: 57 зданий и сооружений базы, 85 км линий электропередач, 62 км кабельных линий, 25 км подземных коммуникаций, 250 м причального фронта, аэродром, складской терминал.

Воздушным и морским транспортом выведено 588 человек, 810 тонн грузов, в том числе 50 единиц специальной и автомобильной техники, 190 тонн дизельного топлива и 133 тонны различных масел, стрелковое оружие и боеприпасы, архивы и секретные документы. Коллектив ПМТО работал слаженно, организованно, самоотверженно. Особенно следует отметить капитана 1 ранга Матвийца А.М., подполковников Бачурина В.В., Яцкива М.Б., Бортникова А.Н., Воротникова В.Ф., капитана 3 ранга Перешиткина С.Н., майора Зарецкого О.Б. капитана Мороза А.Р., капитан-лейтенанта Благодырёва В.В., мичманов Фомина А.И., Гуляка А.М., служащих Щетинкину В.Н. Буголова А.Я., Голуба О., Бредихина В.И., Фроловских С., матросов Мальцева А., Пескова А. С 23 марта по 3 мая 2002 г. очень профессионально, конструктивно, по-деловому, без лишней суеты работал, оказывая большую помощь и поддержку командованию ПМТО, председатель ликвидационной комиссии от ВМФ начальник штаба тыла ТОФ контр-адмирал Ивлиев А.Н.

2 мая 2002 года в торжественной обстановке были подписаны документы о приеме-передаче объектов базы, с российской стороны контр-адмиралом Ивлиевым А.Н. и с вьетнамской начальником штаба ВМС СРВ контр-адмиралом Нгуен Ван Хиеном.

Вечером 3 мая с аэродрома Камрани взлетел последний транспортный самолет ИЛ-76, вывозя оставшихся специалистов и военнослужащих вместе с председателем ликвидационной комиссии контр-адмиралом Ивлиевым А.Н..

4 мая 2002 года - последний день военного присутствия России во Вьетнаме превратился в настоящее торжество. Вьетнамцы благодарили моряков за службу, дарили подарки, награждали грамотами. Сборы завершились, и после церемонии подписания окончательного акта о передаче объектов базы вьетнамской стороне, тихоокеанцы спустили в Камрани Российский и Андреевский флаги.

Последняя колонна техники уходила с объектов ПМТО с установленными на машинах российскими и андреевскими флагами под включенную на полную громкость песню «Офицеры». Для проводов русских на причале был построен весь личный состав 4-го военно-морского района ВМС СРВ. И снова цветы, подарки, слова благодарности, пожелания доброго пути. Прощались с моряками и простые жители Камрани и соседнего городка Мика.

На борт «Сахалина-9 поднялись 74 российских военнослужащих, гражданских специалистов и командование во главе с командиром базы капитаном 1 ранга Ерёминым Ю.П. и заместителем командира базы по воспитательной работе капитаном 1 ранга Матвиец А.М. Последним вьетнамский берег покинул командир базы. Так завершился 23-летний период советского и российского военно-морского присутствия на вьетнамской земле.

В Россию «Сахалин-9» шел 12 дней. 14 мая 2002 года прибыли в порт Владивосток. 1 июня 2002 года 922 ПМТО в/ч 31350 прекратила свое существование в составе Вооруженных Сил РФ.

За годы российско-вьетнамского сотрудничества тысячи советских и российских граждан - строителей, инженеров, военнослужащих, моряков и летчиков прошли через Вьетнам. В сложных условиях тропического климата они не жалели своего здоровья, а иногда и жизни во имя сохранения мира и стабильности в регионе.

Еще в период существования 922 ПМТО Тихоокеанского флота на полуострове Камрань был установлен обелиск (памятный знак) в память летчиков - интернационалистов гвардейского экипажа ТУ-95 РЦ (командир корабля -  зам. ком. аэ майор  Кривенко Сергей Дмитриевич), базировавшихся в Камрани и  погибших 14 февраля 1985 года в авиакатастрофе, при  выполнении полетного задания боевой службы. 

В 2000 году этот обелиск был дополнен макетом Су-27 и мемориальной доской в память о трагической гибели в 1995 году, вблизи Камрани, летчиков пилотажной группы «Русские Витязи» 237 Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба.

В память о погибших и с целью увековечивания братского взаимодействия в военно-техническом сотрудничестве народов России и Вьетнама, родилась идея создать на территории бывшего аэродрома ВМБ, а ныне аэропорта авиалиний Вьетнама - «Камрань», мемориальный комплекс, в память о советских, российских и вьетнамских военнослужащих и гражданских специалистов, отдавших жизнь за мир и стабильность в этом регионе.

В 2006 г. коллектив Российско-Вьетнамского Совместного предприятия «Вьетсовпетро», совместно с представительством ОАО «Зарубежнефть» в г. Вунг Тау, выступил с инициативой создания мемориального комплекса. Инициатива была поддержана партийными и правительственными органами Вьетнама, посольством Российской Федерации в СРВ и началось строительство по проекту вьетнамского скульптора Нгуен Куок Тханга. На мемориальной доске обелиска выгравированы имена 44 советских, российских и 176 вьетнамских военнослужащих и гражданских специалистов, погибших при исполнении своего профессионального долга в период совместного использования базы Камрань в 1979-2002 гг. Торжественная церемония открытия мемориала «Камрань» состоялась 10 декабря 2009 г. В ней приняли участие официальные представители России и Вьетнама, министерств обороны двух стран, ветераны, которые в разные годы служили и трудились на полуострове Камрань. Российскую делегацию возглавлял председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, вьетнамскую – заместитель министра обороны СРВ генерал-полковник Фан Чунг Киен.

      Вьетнам помнит о своих настоящих друзьях. Недаром любого русского гражданина вьетнамцы до сих пор дружелюбно называют «льенсо» - советский. Двустороннее взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Вьетнамом успешно продолжается в разных областях, в том числе неизменно на высоком уровне поддерживается и развивается военное и военно-техническое сотрудничество, но это тема для отдельной статьи.

Переданные вьетнамской стороне объекты военно-морской базы Камрань сегодня входят в состав инфраструктуры ВМС Вьетнама, военно-политическое руководство СРВ не рассматривает возможность какого-либо иностранного военного присутствия ни в Камрани, ни на территории СРВ.

В 2000 годы правительство Вьетнама приняло решение о переустройстве аэродрома военно-морской базы Камрань в гражданский аэропорт. После капитального ремонта с 2004 г. аэропорт принимает весь авиационный трафик, ранее принимавшийся аэропортом Ня Чанг. Во Вьетнаме активно развивается туристический бизнес, и курортный город Ня Чанг (40 км от Камрани) – одно из лучших мест отдыха, близость аэропорта только способствует его развитию.

Можно по-разному оценивать принятое в 2001 г. военно-политическим руководством России решение о завершении нашего военного присутствия в Камрани. Но недавнее возвращение ВМФ России в Мировой океан, дальние походы российских кораблей, возобновление полетов стратегической авиации, участие в международных антипиратских операциях, участие в антитеррористической операции российских вооруженных сил в Сирии по просьбе сирийского правительства, резко осложнившаяся международная военно-политическая обстановка, в связи со спецоперацией на Украине,  защита национальных интересов нашего государства – все это убедительно подтверждает необходимость иметь систему базирования для ВМФ и ВКС России на территориях дружественных стран в стратегически важных океанских районах.

 

Контр-адмирал Ерёмин Юрий Прокопьевич родился 28 сентября 1956 г. в п.Леонидово Поронайского района Сахалинской области. В 1979 г. окончил ВВМКУ имени М.В.Фрунзе, в 1996 г. – ВМА имени Н.Г.Кузнецова с отличием, в 2003 г. – Академические курсы Военной академии тыла и транспорта с отличием. Службу начинал и проходил на подводных лодках Тихоокеанского флота до должности командира атомной крейсерской подводной лодки. В дальнейшем служил в частях тыла Тихоокеанского флота, в том числе в должностях командира 922-го пункта материально-технического обеспечения тыла ТОФ (1999–2002, Камрань), начальника тыла – заместителя командующего войсками и силами на Северо-Востоке по тылу (2002–2006 гг.). В 2006–2012 гг. – начальник Санкт-Петербургского Военно-морского института – Морского корпуса Петра Великого. После увольнения в запас в 2012 г. работал в подразделениях Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, в том числе советником Посольства России в Танзании. Кандидат военных наук, доцент кафедры истории военно-морского искусства. Автор более 30 научных и учебно-методических трудов и статей

 

                                                                                                                  

Вернуться к списку новостей