Игорь Кириллович, добрый вечер!
Искренне рад, что нашли в своём плотном рабочем графике время для читателей Russian Submarine. Может быть не обычно для интервью, которых Вы дали великое множество, сегодня будут вопросы, не затёртые «до дыр». Очень хочется, чтобы они были интересными, конечно в первую очередь для Вас. Цель интервью несколько иная. Мы не гонимся за горячими фактами по «Курску» и другим сетевым темам.
Вы родились в г. Полярном, я так понимаю и в школу ходили там же, с периодическими выездами в Ленинград, когда Ваш отец проходил переподготовку и обучение. Расскажите пожалуйста о своём отце. Я знаю, что он был командиром подводной лодки.
Да, мой отец капитан 1 ранга Курдин Кирилл Борисович закончил ВВМУ им. Фрунзе в 1950 году и проходил службу на Северном флоте. Он командовал двумя дизель-электрическими подводными лодками С-345 613 проекта и К-118 629 проекта. Должен был участвовать в походе на Кубу во время Карибского кризиса 1961 года, но потом выход на боевую службу для ракетных лодок отменили и пошли туда торпедные дизель-электрические подводные лодки 641 проекта.
Я родился в Полярном, в семье уже тогда старшего помощника подводной лодки. В первый класс пошёл в полярнинскую первую школу.
Потом начались практически ежегодные переезды по городкам. Из Полярного в Оленью губу, в Гаджиево.
В Гаджиево я проучился целых три года. Потом отца направили обучаться в военно-морскую академию и конечно семья уехала в Ленинград. К сожалению, к концу 60-х годов приговор медиков о негодности к прохождению службы в плавсоставе поставил точку в морской карьере отца. В 1969 году он был назначен начальником первого факультета (ракетный) ВВМУПП им. Ленинского комсомола.
Отец стал начальником факультета. Зная наши флотские законы, представляю, как Вам было трудно учиться под таким надзором.
То, что отец был начальником факультета для меня играло не положительную, а скорее отрицательную роль потому, что, если я в чём-то проштрафился, меня сразу вызывали к начальнику факультета и я там получал по «первое число».
Конечно накладывало дополнительную нагрузку по сравнению со своими однокашниками и ответственность. Как раз это повлияло на то, что в я закончил ВВМУПП с отличием в 1975 году.
Может быть кто-то из читателей и не понимает, что такое закончить с отличием в то время наше училище, я как раз очень даже понимаю, как это трудно, хотя и закончил училище намного позже, в 1993 году. После окончания училища распределение на флот. Как сложилась в дальнейшем Ваша карьера? С чего началась служба.
Свою службу начал на подводных лодках 667А проекта. К тому времени уже были более новые лодки, но «азухи» ходили в море больше всех и мне хотелось больше плавать, а наш экипаж делал иногда даже по две боевые службы в год. За всю мою службу набралось 15 боевых служб.
Первые три автономки я сделал на К-403 в должности командира группы ракетной боевой части, вахтенным офицером и командиром пятого отсека. Потом меня назначили командиром ракетной боевой части на К-418, на которой ещё три боевые службы и командир четвёртого отсека. На этом же корабле, после сдачи зачётов, я стал помощником командира. На то время мои товарищи уже опережали меня в служебном росте поэтому командир дивизии поставил передо мной задачу – если я сдам в течении года на самостоятельное управление подводной лодкой, а это поверьте очень трудная задача, то он отправит меня учиться на командирские классы в Ленинград. Я все эти зачеты сдал в обозначенный срок и был допущен к самостоятельному управлению кораблём и с тех пор у меня на груди знак командира подводной лодки.
Что для Вас лично, знак командира подводной лодки?
Это самый почётный знак среди подводников. Замечу, что это знак образца 1942 года и когда в нынешнее время были попытки его видоизменить, сделать современный силуэт – все подводники высказались категорически против. Мы все считаем, что он должен быть сохранён в том виде, каким его задумали во время Великой Отечественной войны.
Вы допущены к самостоятельному управлению кораблём и прошли обучение на Высших специальных офицерских ордена Ленина классах Военно-Морского Флота, Вы вернулись на флот уже старшим помощником командира подводной лодки?
Да, пройдя обучение на офицерских классах вернулся в свою родную 19 дивизию подводных лодок, в Гаджиево, в должности старшего помощника командира К-241.
Пока одни четвёрки в тактических номерах подводных лодок, на которых Вы служили.
Да. Интересный момент. Я всегда служил на подводных лодках, у которых в тактическом номере присутствовала цифра четыре. По гороскопу я Водолей и счастливое число оказывается для нас именно «четвёрка».403-я, 418-я,241-я и дальше 84-я, 407-я и даже 140-я – во всех тактических номерах моих подводных лодок есть цифра четыре. Возможно для кого-то это не имеет значения, но я считаю, что в этом что-то есть. Особенно для моряков, которые наверно больше чем другие верят, что все не так просто на нашей земле.
Насколько я знаю, именно экипаж К-241 был на борту К-219 погибшей в Саргассовом море.
Обо всё по порядку. На К-241 я выполнил три боевые службы. Одну с командиром корабля Н.В. Корбутом, а остальные с назначенным на должность командира корабля Игорем Анатольевичем Британовым.
После этих двух боевых служб было принято решение направить меня на обучение в Военно-морскую академию. А Британов с нашим экипажем на К-219 ушел на очередную боевую службу в Атлантический океан.
К сожалению, 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошел взрыв ракеты в шахте номер шесть, при этом погибло 3 человека. Четвертый, матрос Сергей Преминин, погиб в этот же день, ценой своей жизни заглушив ядерный реактор. В последствии он был удостоен звания Героя России посмертно. Спустя трое суток 6 октября 1986 года К-219 затонула в районе Саргассова моря на глубине 5600 метров.
Подчеркиваю, что только благодаря профессионализму экипажа и самого командира корабля И.А. Британова мы потеряли всего 4 человека.
Очень для меня, думаю и для Вас тяжёлый вопрос, но я бы хотел узнать Ваше мнение. В флотской среде очень много было разговоров о том, что Британов не разделил судьбу корабля, как это сделали Бессонов и Ванин, сошел с борта уже тонущей подводной лодки последним.
В 1987 году и уголовное дело было, и увольнение по статье несоответствия. В нашей стране или герой, или под суд в таких ситуациях. Какое решение было правильным с Вашей точки зрения? Снять маску ИДА-59 (или не надеть её специально), как Евгений Васильевич Ванин (командир К-278 «Комсомолец) или сойти с корабля и пройти все круги ада разбирательств. Слава Богу, что Игорь Анатольевич нашёл себя в сегодняшней жизни и дождался 1998 года, когда по сути были отменены формулировки в основании его увольнения в 1987 году. Представляю сколько пережито было им за это время.
Неизвестно, как бы я повел себя в этой ситуации. Это очень сложно. Думаю, однозначно ни один командир корабля не ответит на этот вопрос.
Как сложилась Ваша судьба после окончания академии?
После окончания академии, я был назначен командиром второго экипажа подводной лодки К-140, это лодка с твердотопливными баллистическими ракетами, в серию этот проект не пошел.
В 1988 году назначен командиром своей же подводной лодки К-241, прокомандовал ей чуть больше года, выполнив одну боевую службу.
После этого я был назначен командиром одной из самой современной подводной лодки на тот момент К-84 667 БДРМ проекта (Дельта-4).
На К-84 я выполнил четыре боевые службы, в том числе и подо льдами Арктики.
В 1995 году уволился в запас и по состоянию здоровья, и по организационно-штатным мероприятиям. Дело в том, что тогда начался период, когда я посчитал для себя невозможным служить на флоте из-за того, что отношение руководства страны к флоту не соответствовало тем задачам, которые мы выполняли. Поэтому для себя я решил, что прослужив 25 лет и один день, можно уйти на заслуженный отдых.
Отдыхать мне не пришлось. В скорости был создан Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и с тех пор уже почти 25 лет я его возглавляю.
Игорь Кириллович, от меня лично и от всех читателей Russian Submarine огромное спасибо за интервью. Желаем Вам крепкого здоровья и дальнейших успехов в развитии нашего Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Надеюсь, что еще встретимся в нашей кают-компании.
Удачи «Russian Submarine» и всем читателям.