Капитан 1 ранга Игорь Курдин, командир- подводник ВМФ России, выполнил сложнейшую задачу глобального исследования причин гибели подлодки «Курск»

Игорь Курдин и Драган Вуйчич

Global Research, 25 апреля 2023 г.

 

 

 

Все статьи Global Research можно прочитать на 51 языке, активировав кнопку «Перевести веб-сайт»  под именем автора.

Чтобы получать ежедневный информационный бюллетень Global Research (избранные статьи), нажмите здесь.

Нажмите кнопку «Поделиться» выше, чтобы отправить эту статью друзьям и коллегам по электронной почте/переслать ее. Подписывайтесь на нас в Instagram и Twitter и подписывайтесь на наш Telegram-канал. Не стесняйтесь делать репосты и широко делиться статьями Global Research.

***

На вопрос, что случилось с подводной лодкой «Курск» 12 августа 2000 года, когда она оказалась на дне Баренцева моря со 118 членами экипажа, я не отвечу «всего лишь» она затонула! В течение двадцати лет я работал над исследованием этой великой аварии, обрушившейся на ВМФ России, и вынужден дать свое экспертное заключение: я глубоко убежден, что это «техногенная катастрофа».

В этом суть расследования и книги, которая была написана на основе 20-летней работы по экспертизе потопления гордости ВМФ России капитаном 1 ранга Игорем Кирилловичем Курдиным.

 

 

 

 

Драган Вуйчич (Д.В.): Объясните, пожалуйста?

Игорь Кирилович Курдин (ИКК): Дела шли плохо один за другим. Это была плохо сделанная торпеда, и подготовка к стрельбе тоже была плохой. Экипаж никогда раньше не обращался с этим оружием, и это был первый раз, когда им пришлось запустить «китовую» торпеду. Во время подготовки к стрельбе происходило сочетание/смешивание керосина и перекиси водорода, что вызывало взрыв одной торпеды за другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Российский командир из городка Полярный – сын командира подводной лодки Кирилла Борисовича Курдина и Надежды Евгеньевны Курдиной (Колесниковой) участницы полярных конвоев в Великую Отечественную войну. Он прослужил на атомных подводных лодках 20 лет и один день и был командиром трех атомных подводных крейсеров К-241 типа «Мурена», К-84 «Екатеринбург» и К-407 «Новомосковск» типа Дельта-4. Он вышел на пенсию в 1995 году, а после гибели «Курска» в 2000 году согласился расследовать все аспекты трагедии от имени семей погибших сослуживцев. Он также представил свои выводы в Белграде своим коллегам из Ассоциации подводных лодокСербии, в гостях которой он был в конце апреля этого года.

Курдин был искренне потрясен, когда сказал: «Расследование гибели подводной лодки «Курск» было моей самой сложной и эмоциональной профессиональной и жизненной задачей». Подводная лодка «Курск» была гордостью отечественной инженерной мысли. Этот подводный колосс обозначается в кодификации НАТО как «Оскар-2» (или проект 949А «Антей»). При проектировании в СССР субмарина предназначалась для слежения за авианосными группами НАТО и, в конечном итоге, их уничтожения. Подводные лодки «Антей» спроектированы так, чтобы иметь двойной корпус, разделенный на 10 различных пространств. Судно имеет усиленный двойной корпус, предназначенный для прорыва арктической ледяной шапки. Его длина составляет 154 метра, и в период с 1985 по 1999 год было построено одиннадцать таких зданий, восемь из которых до сих пор используются. Такие подводные гиганты считались непотопляемыми, а трагедия в Баренцевом море в 2000 году стала самым большим ударом по российской военной мощи. – Конечно, это был большой удар по престижу российского флота, и именно поэтому мое расследование шло все эти годы, медленно, тщательно и проверяя все возможные аспекты аварии, – объясняет Игорь Курдин в начале интервью для журнала  “Seal” («Морской котик»).

Он добавляет: Также было исследовано все, что предшествовало взрыву, как и когда произошел взрыв. Были опрошены конструкторы корпусов и механизмов, адмиралы и спасатели, а также специалисты по вооружению. Все рассказали и записали то, что знали, а я, как командир подводной лодки, лишь упорядочил факты.

Д.В.: Есть две основные версии?

ИКК: Я считаю, что это техногенная катастрофа, как я уже объяснял. Другая версия – «Курск» был потоплен американской или английской подводной лодкой. И эти факты были учтены, потому что они действительно были рядом в Баренцевом море!

Д.В.: Есть еще версии, что произошло столкновение с американцами?

ИКК:  Сказать, что американская подводная лодка якобы случайно таранила «Курск», что привело к взрыву одной торпеды за другой. Но если бы это произошло, эта подводная лодка оказалась бы на дне. Взрыв на «Курске» погубил бы и её! Она не могла бы просто упасть на дно и потом ползти по нему, чтобы куда-то спрятаться. Подводные лодки по дну не ходят! 

Д.В.: Какая самая странная версия, над которой вы работали после подъема подводной лодки и её экспертизы?

 ИКК: Что это была случайная торпедная атака. Якобы «чужой» компьютер допустил ошибку, но такое бывает только в ненаучной фантастике и в голливудских фильмах. Никто не слышал выстрел торпеды, и никто в районе действий «Курска» ничего подобного не слышал, и на гидроакустических приборах никаких кораблей и подлодок  это не было зафиксировано

Д.В.: Говорили также, что эта мощная подводная лодка находилась на минимальной глубине, когда произошла авария.

ИКК: Согласно сценарию тех учений, у «Курска» действительно был район действия, и это правда, где глубина моря была не большой – 108 метров, что действительно мало для подводных лодок этого типа. Первый взрыв произошёл, когда «Курск» был под перископом (16 метров).  После чего «Курск»  пошёл на дно, где и произошёл второй, самый мощный взрыв. Но это могло быть только смягчающим обстоятельством для экипажа, потому что с такой глубины они могли бы выйти самостоятельно из затонувшей лодки. Однако во время тех учений в 2000 году, когда 12 подводных лодок вышли в море, единственное спасательное судно  «Михаил Рудницкий»  оставалось в военном порту Североморска и даже не могло быстро выйти в море.

Д.В.: То есть спасения для них не было?

ИКК: Согласно регламенту ВМФ России, когда происходит такая авария и в ближайшие восемь часов помощь не приходит и, допустим, погибает весь экипаж – никто не виноват, кроме судьбы. Когда 23 человека два дня ждут помощи на дне, а ее нет, то возникает профессиональная ответственность за неоказание помощи пострадавшим.

Д.В.: Кто-нибудь был привлечен к ответственности за это?

ИКК: К сожалению, нет. Через год 30 адмиралов и старших офицеров флота были уволены со службы с объяснением: За плохую боеготовность. Мы все знали, что это из-за «Курска», но это никогда не подчеркивалось.

Д.В.: То есть часть экипажа в 9 отсеке ждала спасателей?

ИКК: Считается, что двадцати трем (23) из них можно было помочь с выходом на поверхность моря со спасательного корабля. После взрыва они забаррикадировались в 9  отсеке подводной лодки, который был самым маленьким отсеком, рассчитанным всего на трех человек.   и если они молчали, то могли отчетливо слышать корабли, идущие над ними. Я разговаривал с людьми, которые первыми вошли на затонувшую подводную лодку, и они свидетельствуют, что все было готово к эвакуации. Они подготовили спасательные костюмы, буи и другое спасательное оборудование и ждали спасателей в темноте. Подводник действительно может представить, каково это быть на дне потерпевшей крушение подводной лодки в темноте при температуре около нуля и высоким процентном содержании углекислого газа.

Д.В.: Эти люди до сих пор не сдавались в плен в течение двух дней?

ИКК: Они не могли сами покинуть подводную лодку, но ждали помощи от спасательного судна. У них была еда и вода. У них также были специальные ручные очистители воздуха, потому что центральная система очистки не работала. Они регулярно снимали панели регенерации воздуха, которые связывают CO2 (углекислый газ) и выделяют кислород в течение примерно двух дней с момента аварии. 

Д.В.: Что случилось?

ИКК: По Результатам вскрытия врачи говорят, что 23 подводника погибли в 9 отсеке от острого отравления угарным газом. А трое офицеров, которые перезаряжали установку очистки воздуха очень сильно обгорели в результате быстрого объемного пожара.  В этой темноте вода каким-то образом попала в регенеративную установку и она практически взорвалась. Этих троих с большим трудом потом опознали их жены. Это было страшно.

Д.В.: Объясните, что такое объемный пожар?

Новая холодная война: российские «стелс-способные» 955 подводных лодок класса «Борей». Противоракетная оборона США и НАТО Aegis Ashore

И.К.: Это связано с пожароопасностью этих устройств для очистки воздуха на подводных лодках. Он был изобретен немцами во время Второй мировой войны. Пластины регенерации типа В-64 для очистки воздуха, используются  подводниками при длительном погружении на дизельных подлодках. А на  атомных они используются как аварийный запас. Обращение с этими пластинами должно быть предельно осторожным, потому что они агрессивны, а при контакте с водой происходит бурная реакция в виде взрыва и пожара. Быть осторожным после двух дней на дне, в холоде и в темноте было просто невозможно...

Новая холодная война: российские малошумные подводные лодки типа «Борей» и «Ясень».

 

 

 

Подводная лодка К-407 «Новомосковск»

Д.В.: Трагедия «Курска» стала самым большим ударом по ВМФ России?

ИКК: Это правда. Ранее российские подводники были ошеломлены решением своего главнокомандующего Бориса Ельцина отказаться от тактических ядерных боеголовок и на своих подводных лодках. Допустим, этот класс подводных лодок «Антей» был разработан для борьбы с самой большой угрозой для России на морях мира, которыми во времена холодной войны были авианосцы в первую очередь из США. Подводные лодки «Антей» предназначались для того, чтобы использовать залп своих ракет с тактическими ядерными боеголовками , чтобы атаковать авианосец и корабли его охранения Однако наш президент решил, что американцы не представляют для него угрозы, что было, как выяснилось впоследствии, большой ошибкой.

Д.В.: Военно-морской флот России и Черноморский флот понес значительные потери и в этом конфликте?

ИКК: Флагманский корабль «Москва» был потерян. Что там произошло? Мое личное мнение, что это была безрассудная морская операция по оставлению крейсера в зоне досягаемости ракет противника. «Москва» была отличным кораблем, у нее была отличная противовоздушная защита, но ей необходима и защита других кораблей ВМФ. Никогда нельзя недооценивать противника!

Д.В.: Что ударило по крейсеру «Москва»?

ИКК: Две противокорабельные ракеты, одна из которых взорвалась. Кораблю были нанесены такие повреждения, что он затонул и погибло 20 человек. Это был удар по нашему престижу на Черном море, в то время как украинцы кричали: «Мы потопили «Москву»!

Д.В.: Американцы когда-нибудь теряли свои атомные подводные лодки?

ИКК: Да, они потеряли две атомные подводные лодки «Трешер» (SSN-593) в 1963 году и «Скорпион» (SSN-589) в 1968 году, но аварий , вероятно, было гораздо больше. Последний инцидент произошел у них в ноябре 2021 года, когда их подводная лодка «Коннектикут» врезалась в риф во время погружения в Южно-Китайском море, а затем была отбуксирована на базу на Гуаме. Как они сами сообщили, ремонт обойдется им в колоссальные 650 миллионов долларов.

Д.В.: А было в истории соперничества между США и Россией и столкновения подводных объектов?

ИКК: Да, верно. Я лично знаю капитана Игоря Локотя, который со своей атомной подводной лодкой Б-276 «Кострома» имел столкновение с американским соперником «Батон-Руж». Этот контакт известен среди нас, моряков, как удар локтем (по фамилии командира). Я также знаю командира подводной лодки К-407 Андрея Булгакова, который столкнулся с американской подводной лодкой «Грейлинг».  

Д.В.: Эти столкновения были случайными или преднамеренными?

ИКК:  Нет, никогда! Подводные лодки и их командиры не камикадзе, но в игре в кошки-мышки происходит все, что угодно, в том числе и столкновения под водой в океане.

Д.В.: Многие подводники также свидетельствовали о странных подводных неизвестных НЛО-подобных объектов?

ИКК: В морях мира нет ни одного командира подводной лодки, который не был бы свидетелем самых странных событий под водой. Я был командиром подводной лодки в одном из походов, когда неизвестная сила схватила нас и накренила корабль, толкая вперед и ко дну. Мы приняли все меры для исправления ситуации, но все было тщетно. При этом не изменились ни температура забортной воды,  ни скорость звука, ни течение , все приборы показывали, что у нас все хорошо.  Внезапно эта сила исчезла, и подводная лодка продолжила движение в обычном режиме. Таких историй множество!

Д.В.: Говорят, что с появлением гиперзвукового оружия эпоха авианосцев закончилась?

ИКК: Американцы являются самыми сильными с 12 авианосцами, которые сыграли важную роль в Холодной войне. Уинстон Черчилль как то сказал: «Военно-морской флот существует и многое не происходит»! Даже во времена Холодной войны мы не строили авианосцы, потом у нас было несколько крейсеров меньшего размера, на борту которых были самолеты. Несколько лет назад мы снова заговорили об этом, но на один авианосец приходится иметь и корабли охранения!  Затем специальная система базирования и технического обслуживания и капитального ремонта. В общем, дорого и на мой взгляд, не очень нужно нам в настоящее время.

Д.В.: Тем не менее, китайцы и индийцы делают свои собственные авианосцы?

ИКК: Китайцы здесь самые умные. Допустим, они купили у украинцев в качестве металлолома старый советский авианосец «Варяг», чтобы изначально превратить его в Культурный центр в порту. Затем, когда они хорошо изучили его, и превратили этот культурный центр в современный авианосец, и это один из трех, которые у них есть. Индийцы покупают корабли и подводные лодки не только у нас, но и

у американцев, комбинируя то, что им нужно. У России один носитель и наша профессия говорит, что в будущей войне от них толку не будет.

ДВ: Но ведь китайцы и индийцы сами делают свои авианосцы?

ИКК: Китайцы здесь самые умные. Скажем, они купили у украинцев на металлолом старый советский авианосец «Варяг», чтобы сначала сделать из него Культурный центр в порту. Потом, когда хорошо изучили, превратили этот Культурный центр в современный авианосец, и он у них один из трех. Индийцы имеют два авианосца. У России один авианосец и наши эксперты говорят,  что в будущей глобальной войне от них толку мало.

Д.В.: Каков стандарт российских морских офицеров сегодня?

ИКК: Я отвечу так, как мне ответил мой коллега, сегодняшний командир атомной подводной лодки – я не могу назвать вам зарплату, потому что моя жена услышит. В противном случае во время службы они должны получить квартиру, достойный доход и множество других привилегий. 

Д.В.: Вы один из известных российских подводников?

ИКК: У меня 14 медалей, и моя любимая – медаль «Рубин» – за подъем затонувшего «Курска», которую я получил по ходатайству родственников погибшего  экипажа. А именно, когда я закончил книгу по  «Курску», я показал рукопись семьям погибших. Я также показал её контр-адмиралу Михаилу Кузнецову, командиру дивизии подводных лодок, к которой принадлежал «Курск», Ирине Лячиной, жене командира подводной лодки. Они одобрили рукопись и тогда книга была напечатана. Ничего не скрывается и не замалчивается.

Д.В.: У вас легендарная карьера?

И.К.: С тех пор, как в 1983 году я закончил курс «Командир подводной лодки», а затем Военно-морскую академию в Ленинграде , я ни дня не был ни на суше, ни в каком-либо штабе.  Участвовал в 15 длительных (около 80 дней каждый) подводных походах, пять из которых в роли командира подводной лодки.

Когда мы спросили известного российского командира атомных подводных лодок Игоря Курдина о новом российском подводном оружии – беспилотном подводном судне «Посейдон», ставшем «пугалом» для стран НАТО, он сначала ответил «без комментариев», а затем рассказал моральную историю:

Короче говоря, «Посейдон» — это российская подводная лодка-беспилотник, которая способна взрывать целые города и создавать цунами огромных масштабов, и она восходит к пятидесятым годам прошлого века. Идея оружия судного дня восходит к тому времени, когда строилась первая советская атомная подводная лодка. –

Когда наши конструкторы строили первую советскую атомную подводную лодку в пятидесятых годах, у академика Сахарова, отца российской ядерной программы, возникла идея поставить на подводную лодку 20-метровую суперторпеду, которая стояла бы на носу и занимала три секции подводной лодки в длину. Та суперторпеда с термоядерной боевой частью, по проекту, должна была иметь дальность в несколько десятков километров, а план применения заключался в том, чтобы подлодка достигла берегов Америки и запустилась, например, в направлении Нью-Йорка.  Например, перед городом, сметал бы все на своем пути. И когда конструкторы вместе с Сахаровым пришли к советским адмиралам с идеей такого оружия, они получили ответ: мы не воюем с мирными жителями. Затем от проекта отказались, – рассказывает Курдин.

Д.В.: То есть даже в самое страшное время холодной войны о мирных жителях заботились?

ИКК: Конечно. Сейчас мы видим, как политики с Запада рассуждают о том, что применение тактического ядерного оружия может быть рассмотрено и в войне на Украине. Я, как человек, командовавший атомными ракетными подводными лодками К-241 «Мурена», К-84 «Екатеринбург» и К-407 «Новомосковск», утверждаю, что после первого ядерного удара непременно произойдет второй, а затем и третий, и это будет конец света.

 

 

 

Подводная лодка «Белгород»

Д.В.: Вернемся к «Посейдону»?

ИКК: Я видел это подводное оружие только на «бумаге» и его устанавливают в проект подводной лодки «Белгород», основой которого является корпус «Курска» (то есть «Антея»). Прямо сейчас «Посейдоны» входят в список флота в рамках проекта «Белгород». Это оружие судного дня, и враги России должны это знать. 

Д.В.: Вы назвали эту подводную лодку «Белгород». Имеет ли это какое-то отношение к сербской столице?

ИКК: Может быть, и есть! (Улыбнулся.) 

Д.В.: Как вы оцениваете сегодняшний российский флот?

ИКК: Это небо и земля, как это было в девяностые годы и в первом десятилетии этого века, когда американцы и англичане правили мировым океаном. С девяностых годов, особенно во времена Ельцина, мы не строили и не проектировали новые корабли/подводные лодки. Сейчас ситуация изменилась и достигнут паритет с сильнейшими западными флотами. Самым известным российским проектом является атомный ракетный подводный крейсер «Борей» и еще один проект — «Ясень». Подводная лодка «Ясень» является многоцелевой и вооружена не только торпедами, но и крылатыми ракетами и успешно применяется в Сирии. Подводная лодка «Борей» с межконтинентальными ракетами «Булава» придет на смену моей субмарине и в скором времени станет базовый в составе  Морских Стратегических Ядерных сил России. 

Д.В.: Что могут сделать российские подводные лодки такого, чего не могут западные?

ИКК: Мы можем  запускать свои ракеты от причала в базе, из надводного положения в море, из под воды или когда мы пробиваем ледяную корку в Арктике. Компасы на полюсах не работают, а русские единственные в мире, у кого координаты цели на «полюсах» есть. Мы пробиваем лед, открываем крышки ракетных шахт и стреляем на расстояние до 12 000 километров. 

Д.В.: Американские подводные лодки не могут этого сделать?

ИКК: Они могут пробивать лед, но не могут прицелиться и выстрелить.

Д.В.: Пока вы были на службе, какой была эта боевая жизнь?

И.К.: Одним из моих районов плавания была средняя Атлантика, потому что у нас было всего 2 500 километров дальности наших ракет. Мы не знали целей, это все было зашифровано и в компьютере. Поэтому, если бы была необходимость, стреляли бы ракетами, не зная, где они окажутся.

Д.В.: 80-дневный подводный круиз – это особенный опыт?

ИКК: Конечно. Перед каждым круизом проводится очень серьезная и строгая подготовка. Мы справились. Все есть.

Д.В.: Как используются подводные лодки в Черном море?

ИКК: Я не могу это комментировать. Всего 10 лет назад у России была одна старая подводная лодка в Черном море, а у Турции было 12 новых немецких. Сегодня наш флот располагает шестью подводными объектами с маркировкой 636.3., которые мы называем «Варшавянка» и которые оказались идеальными для конфликтов в региональных морях. Они вооружены ракетами "Калибр" и прекрасно "работают". Оказывается, дизель-электрические подводные лодки незаменимы для такого рода конфликтов. 

ДВ: 90-дневный подводный круиз — это особенный опыт?

Д.В.: Вы называете ее «Варшавянкой»?

 ИКК: Её название осталось от СССР, но, конечно, теперь это совершенно другая боевая система. Например, американцы махнули рукой на дизельные лодки и оказалось, что они ошибались. Поляки, у которых было одно такое судно, сдали его в утиль за ненадобностью, а потом, когда поняли свою ошибку, купили подводные лодки у Норвегии и позже жаловались нам, что купили «обломки» с подводных лодок. У украинцев была одна, которую они не хотели обслуживать в России, а аккумуляторы покупали у французов. Оказалось, что батареи не подходят, и тогда нам буквально отдали ту подлодку.

Д.В.: Много говорят о какой-то новой российской торпеде «Шквал», которая движется по воде с огромной скоростью?

ИКК: Это не совсем новое оружие, ему уже более 20 лет. Носовая часть этой торпеды имеет собственный генератор, работающий на смеси газа и фактически являющийся подводной ракетой. Вокруг себя, во время плавания, она производит панцирь, который позволяет ей развивать сверхскорость. Шквал фактически функционирует как пушка и не может управляться из-за своей скорости. Преимущество в том, что надводный корабль не может уйти от него.

Д.В.: Пятерка тихоокеанских стран во главе с США создала НАТО AUKUS-Pacific с мощным флотом?

ИКК: У меня нет информации о том, что они делают. Наша внезапная проверка Тихоокеанского флота, которую сейчас проводят наши подводные лодки и корабли, – это возможность показать американцам, что мы имеем в виду. Несомненно, что они не выполнили бы упражнение, если бы нам нечего было им показать.

 

 

 

Подводная лодка класса «Борей»

*

Лучший человек, знающий, что случилось с подводной лодкой «Курск» капитан ВМФ Игорь Кириллович Курдин родился в 1953 году в городе Полари, в семье командира подводной лодки Кирилла Борисовича Курдина и Надежды Евгеньевны Курдин (Колесников), участницы полярных конвоев в Великую Отечественную войну. В 1975 году с отличием окончил Военную академию подводных лодок по специальности «Подводное ракетное вооружение». Служил на атомных подводных ракетных крейсерах стратегического назначения Северного флота. Он командовал и плавал ровно 20 лет и один день.

Сегодня он возглавляет ассоциацию «Санкт-Петербургский клуб подводников и ветеранов ВМФ». Награжден орденом «За службу Родине и Вооруженным Силам СССР» и имеет на груди 14 знаков отличия. Одна из них – памятная медаль «Рубин» – за подъем затонувшего АПК «Курск» – врученная по просьбе родственников погибшего экипажа.

Первоисточником этой статьи является Global Research

Copyright © Капитан Игорь Кириллович Курдин и Драган Вуйчич, Global Research, 2023 г.

Примечание для читателей: нажмите кнопку «Поделиться» выше. Следите за нами в Instagram и Twitter и подписывайтесь на наш Telegram-канал. Не стесняйтесь делать репосты и широко распространять статьи Global Research.

Первоисточник этой статьи Global Research

Copyright © Капитан Игорь Кириллович Курдин и Драган Вуйчич, Global Research, 2023

Вернуться к списку новостей