У Сербии нет моря, но есть подводники-ветераны, выполнявшие свой долг в глубинах Адриатики.
Мои походы на глубину происходили от Отранто до Триестского залива в период с 1971 по 1986 год, когда мы часто пересекали эти маршруты в поисках «вражеских» кораблей. Однажды мы демонстрировали торпедную атаку корабля «Галеб», на палубе которого военачальник наблюдал за приближением торпеды, разумеется – школьной, с заданной глубиной, чтобы пройти под кораблем и вообще наблюдатели наклонились над палубой, чтобы ясно это рассмотреть. По кодексу профессии мы знали все детали каналов, ходов и бухт, как внутренние, так и внешние подводные топонимы, возможно, интересные потенциальным агрессорам. Трудно описать ощущения, когда подводная лодка лежит на дне, а над нами проходят эсминцы и авианосцы, - вспоминает Милан Комар, полковник в отставке, автор книги "Однажды подводник..."
Он родился в Сечне в 1947 году, окончил среднюю школу в Зренянине и в то время не думал о морских глубинах.
«Мое детство было очаровано космосом, бесконечностью неба... Поскольку в пятидесятые годы не было телевидения, я узнавал о космосе по радио в родительском доме и со страниц «Политики», которая была неизбежно каждый день в руках моего отца. А потом какой-то авантюризм привел некоторых из нас из средней школы в Военно-морскую академию в Пуле. Кратковременное пребывание на надводном боевом корабле меня "не устраивало", поэтому в поисках чего-то "посерьёзнее по глубине" я сдал тест на подводника, сдал его и вот я с пряжкой глубины даже сегодня спустя полвека ", - поясняет Комар.
Он вспоминает, что при первом погружении ему и еще одному новичку командир подводной лодки «оказал честь» спустившись на глубину ста метров, возможно, для проверки нашего поведения и смелости, при этом их глаза были устремлены на глубиномеры.
«Наблюдая за безопасностью экипажа во время фазы погружения, я задавался вопросом, сможем ли мы когда-нибудь быть такими собранными, профессиональными и уверенными в себе». Знания и опыт, накопленные за эти годы, вывели нас на уровень превосходных актеров погружения или всплытия, а молодые и новые члены экипажа смотрели на нас с уважением», — говорит Комар.
В более длительных подводных миссиях, говорит собеседник "Политики", каждый оценивается индивидуально. Типичные задания на четыре-пять дней под водой — лучшая проверка для кандидата по каждой специальности, включая вес экипаж.
"Мы отправлялись на миссии продолжительностью 10, 12 или 14 дней, совмещая с другими силами все возможные ситуации под водой и над водой в разных регионах, погодных условиях и характере учений. Были и ситуации, когда у члена экипажа умер отец или родила жена, о чем узнали только после отплытия на базу", - объясняет Комар специфику жизни "людей из глубин".
Подводная служба Королевства СХС началась в Тивате в 1928 году, позже югославскими базами были Пула и Сплит. Наконец, снова Тиват, где все закончилось во времена Государственного Союза Сербии и Черногории в 2005 году с упразднением 88-й флотилии подводных лодок.
«В период СФРЮ, с 1963 по 1992 год, у нас было 13 подводных лодок (две построены в Пуле и 11 в Сплите), а на момент национального катаклизма в 1991 году — пять больших и шесть малых. В ходе ежегодных проверок боеготовности, так называемых походов, они выполняли десятидневные задания в сочетании с действиями других сил. Что касается глубины, то важна так называемая рабочая глубина, а именно та, на которую подводная лодка может заходить неограниченное количество раз, останавливаясь по мере необходимости. Они были для наших подводных лодок: класс (проект) 821 - 160 метров, класс 831 - 270 метров, класс 911 - 105 метров. Рекорд наших подводников был установлен 831 на глубине 317 метров, а мой рекорд 303 метра установлен на объекте 832", - поясняет Комар.
Его 15-летняя карьера на подводных лодках (четыре года помощника, шесть лет главного инженера (командир БЧ5), затем пять лет штатного специалиста по машиностроению) является одной из наиболее впечатляющих. Наш собеседник вел точный рекорд, уникальный среди своих коллег, где говорится, что он провел под водой 6800 часов и преодолел расстояние в 34 000 морских миль. Он служил в Сплите, Тивате и Белграде.
«После действительной подводной службы меня перевели в Военно-морское управление как раз в момент подготовки к проектированию новой более крупной подводной лодки, которая должна была стать крупнейшим экспортным успехом военно-промышленного комплекса страны (СФРЮ) но, к сожалению, это произошло в 1991 год, и все провалилось». В последнее десятилетие ХХ века ничего толковово для спасения ВМФ сделано не было, надвигалась отмена подводнычества", - говорит Комар.
Ассоциация «Подводник - Сербия», членом которой является издатель его книги, объединяет около ста ветеранов морских глубин и поклонников подводных лодок. Они находятся в тесном контакте с аналогичными ассоциациями из Тивата, Пулы и Пивки. В бывшей югославской Адриатике сегодня ни одна страна не имеет подводных лодок, но память о тех временах, когда была воля и опыт для их строительства и использования, осталась.