В учениях ВМФ участвовали более 400 подлодок, боевых кораблей, катеров и судов
В период с 10 по 16 сентября прошли первые за почти 40 лет глобальные общефлотские учения ВМФ РФ «Океан-2024». Это не первые учения под таким кодовым названием. Первые состоялись в 1970 г. под руководством гениального адмирала флота Сергея Георгиевича Горшкова. Они проходили в Северном Ледовитом, Атлантическом, Тихом океанах, Средиземном, Чёрном, Балтийском и прочих морях. В этом году легендарные глобальные учения наконец возобновились.
История «Океанов» и адмирал Горшков
Гениальный применительно к Горшкову, как и к начальнику Генштаба ВС СССР маршалу Николаю Васильевичу Огаркову, – это не лесть и не фигура речи. Идеи Огаркова опередили своё время и сначала даже не были поняты полностью. В немалой степени сейчас они реализуются, правда, на совсем ином уровне. Пригодились они и на фронтах СВО, хотя вряд ли сам Огарков узнал бы то, что вышло из его идей.
А что до Горшкова, то его уважали и враги, считая создателем настоящего глобального океанского флота СССР. А также создателем целых разделов морской стратегии, оперативного искусства, тактики современных океанских ракетно-ядерных флотов. А уж американцы считают себя лучшими во всём, что касается моря, и не только моря. Считают, но не являются. Горшкова они признают, изучают, читают даже в училищах.
Горшков первым после Степана Осиповича Макарова провёл фундаментальные исследования роли флотов, роли океанов в развитии цивилизации, сделал правильные прогнозы относительно будущей борьбы за контроль над морем. Его работы «Морская мощь государства», «Проблемы изучения и освоения Мирового океана» переведены на множество языков. Их изучают во всех серьёзных военных учебных заведениях.
Именно учения «Океан» показали Западу, что на море у него появился равный соперник. Пусть те масштабные учения сопровождались и трагедией – первую потерю понёс советский атомный подводный флот, потеряв АПЛ К-8, выдвигавшуюся в район учений и погибшую в ходе пожара в Бискайском заливе. Но западный мир, привыкший, что на море у него соперников нет, – вздрогнул от размаха, мощи, скоординированности действий десятков и сотен кораблей и подлодок, оснащённых ядерным оружием.
После 1970 г. «Океан» проводили ещё четыре раза. Последние такие учения были в 1985 году. В тот год Горшков вышел в отставку, зато пришёл Горбачёв.
«Океан-2024»
Нынешний «Океан» – это не учения, а стратегические командно-штабные маневры. Это потому, что стратегические учения, в которых есть две реальные стороны, играющие друг против друга (а не одна сторона – реальная, а за вторую играют на компьютерах и картах штабные группы), называются маневрами. Как, например, крупнейшие стратегические учения в современной истории – «Восток-2018» с 305 тыс. участников. «Океан-2024» проводились всеми наличными и исправными силами флотов. В море вышло всё, кроме кораблей в отстое перед ремонтом или списанием либо ремонтируемых и строящихся кораблей. Это, конечно, не относится к Черноморскому флоту – он выполняет реальные боевые задачи в ходе СВО и в «Океане» не был задействован.
Но и без них список участников впечатляет – более 400 подводных лодок, боевых кораблей и катеров, вспомогательных и специальных судов. Более 125 самолётов и вертолётов морской авиации и ВКС, сотни БПЛА, около 7 тыс. единиц вооружения, военной и специальной техники, а также более 90 тыс. человек личного состава. Привлекались также корабли и авиация береговой охраны ФСБ, морские силы Росгвардии, Дальняя авиация. Причём не только бомбардировщики Ту-22М3, одной из задач которых является борьба с морскими целями при помощи дальнобойных сверхзвуковых и гиперзвуковых ракет Х-22Н/НА и Х-32, но и тяжёлые бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 и ударные ракетоносцы МиГ-31 с «Кинжалами».
Маневры проходили в акваториях Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, Японском, Баренцевом, Средиземном, Каспийском, Балтийском и Северном морях. За условных врагов – «Синих», то есть за США, НАТО и их союзников вроде японцев, воевал Северный флот, остальные флоты воевали за своих «Красных». Напомним, что в отечественной штабной культуре ещё задолго до 1917 г. красным цветом рисовали свои силы, а синим – противника, а вот на Западе принято наоборот.
Также в «Океане» принимали участие силы сирийских ВМС в районе нашего пункта базирования средиземноморской эскадры Тартус. А также сильный отряд ВМС Китая – четыре надводных боевых корабля и два судна обеспечения при поддержке 15 китайских самолётов и вертолётов. Китайцы вместе с нашей эскадрой оперировали в Японском море.
Чем были заняты
Перед началом «Океана» прошло множество учений, связанных единым замыслом. Например, проводились учения по экстренному выходу сил Тихоокеанского флота в море с целью вывода кораблей из-под ядерных ударов. Они передислоцировались на подготовленные маневренные временные базы в различных бухтах и заброшенных или законсервированных старых базах. Там уже организованы или возведены защищённые укрытия для штабов и складов.
На первом этапе «Океана» органы военного управления отработали вопросы развёртывания группировок сил в назначенных районах, вывода органов управления в военный режим и работу с защищённых и запасных и подвижных КП. В рамках второго этапа были разыграны боевые действия, в ходе которых поражались стратегически важные объекты и силы условного противника на суше и на море. Активно отрабатывалось взаимодействие с беспилотной авиацией как разведывательными аппаратами малой, средней и большой дальности и массогабаритов, так и с ударными средствами разных типов. Много было посвящено и борьбе с безэкипажными катерами и подводными необитаемыми аппаратами.
Учения носили характер смешанного противоборства как обычными средствами, так и в условиях ядерного применения. Отрабатывалась готовность к возможному использованию противником ядерных стратегических средств. Но и свои стратегические носители также активно «светились»: работали тяжёлые бомбардировщики, среди выходящих в океан подлодок были ракетные подводные крейсера стратегического назначения.
Можно представить, как волновались за океаном, несмотря на то что при всех наших сложных отношениях с США и НАТО о таких вещах их предупредили. Нет способа лучше развернуть свои ударные стратегические средства для внезапного удара, чем под видом учений такого масштаба. Ничего, пусть враги переживают. Это полезно для отрезвления, если оно вообще возможно.
Одной из основных задач «Океана», похоже, было обеспечение развёртывания сил флотов и усиление их на театре, где началась основная фаза противостояния. Так, планировавшийся межфлотский переход к месту службы двух новейших подводных атомных ракетных крейсеров, стратегического «Императора Александра III» и нестратегического «Архангельска» был произведён как боевая операция сил флотов по усилению подводной группировки на Дальнем Востоке. И вообще развёртыванию в океан главной ударной силы – стратегических и нестратегических подводных ракетоносцев – были уделены очень большие усилия сил «Красных», так и противодействию этому со стороны «Синих».
В ходе учений проведены тысячи различных упражнений, включая сотни артиллерийских стрельб, десятки, если не сотни пусков зенитных управляемых ракет, десятки пусков КР и ПКР различных классов. Использовалось вроде бы всё, что есть ударного на вооружении флотов и береговых войск: ПКР «Москит» с ракетных катеров, ПКР «Уран‑У», ПКР «Бирюза» с подводных лодок и надводных кораблей, ПКР «Оникс» с береговых комплексов и надводных кораблей, ПКР «Гранит» и «Вулкан» с подводных лодок и крейсеров, КР «Калибр». Причём выполнялись и перехваты сверхзвуковых ракет. Например, «Москиты» перехватывали и флотские истребители, и истребители ВКС, и корветы, и фрегаты своими ЗРК «Редут»/»Редут-Полимент».
С этим будничным у нас упражнением очень плохо у наших противников. Известен эпизод, когда такая попытка перехвата сверхзвуковой мишени, имитирующей нечто вроде «Москита» или китайскую ракету, созданную на его базе, закончилась дырой в борту новейшего эсминца типа «Арли Бёрк» с ЗРК «Иджис».
Силы флотов активно выставляли минные заграждения, в частности, как кораблями и подлодками, так и авиацией, и активно тралили их. Очевидно, речь идёт о действиях с обеих сторон. Так, противолодочная авиация выставила минные заграждения на пути десантного соединения «противника», двигавшегося в Приморье, что способствовало разгрому десанта.
Зачем всё это сейчас?
Впрочем, некоторые наблюдатели задают вопрос, мол, у нас боевые действия идут, масштабный региональный конфликт высокой интенсивности, зачем нам сейчас такие маневры? Ну и далее, как всегда, – «вот лучше бы на эти деньги что-то на фронт купили» или «пенсионерам раздали». Нет, не лучше. Тем более что СВО финансируется приоритетно. Такие учения нужны для того, чтобы показать союзникам, что мы можем, а противникам, что мы можем... с ними сделать.
И отработка ядерного применения силами флотов и приданных сил, в том числе стратегических, в этом плане тоже очень полезна. А то до НАТО никак не дойдёт, что попытки разозлить медведя, тыкая в него палочкой, не имея при этом ружья, кончаются всегда одинаково.
https://argumenti.ru/society/2024/09/918738