Гидрографы Северного флота продолжают поиск затонувших кораблей
В Военно-морском музее Северного флота открылась выставка «Помни войну». Она посвящена 80-летию победоносной Петсамо-Киркенесской операции. В зале представлены результаты третьего сезона Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества. Ее цель - поиск и обследование кораблей и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны в морях Северного Ледовитого океана.
На пути караванов
Более 80 лет прошло со времен той войны. Тайн, конечно, стало меньше. Надо отдать должное, поиск кораблей и судов, затонувших в Баренцевом, Белом, Карском морях, велся всегда. Если не в море, то в архивах - исследователи изучали отчеты о боевых походах, доклады о боях и потерях как среди военных кораблей, так и гражданских судов. В том числе работали в архиве Военно-морского флота, расположенном в Гатчине.
На одной из карт, которая размещена на выставке в музее Северного флота, отмечены десятки мест, где, как предполагалось, находятся погибшие суда. Карта середины 80-х годов прошлого века. В основном места кораблекрушений расположены по маршруту следования союзных конвоев, которые поставляли нашей стране помощь в виде вооружения, оборудования и продовольствия. Летом в основном караваны шли в Архангельск, зимой, благодаря незамерзающему Кольскому заливу, выгружались в Мурманске. На всем пути следования их подстерегали фашистские самолеты и подводные лодки.
Координаты многих затонувших судов определены достаточно точно. Но в последние годы в результате комплексной экспедиции Северного флота сделано много уточнений и открытий.
- Нам удалось уточнить координаты мест нахождения 43 судов и кораблей. Мы их знали, но были достаточно большие разбросы - до нескольких миль, - рассказал старший офицер отдела гидрографической службы Северного флота капитан второго ранга Александр Зубарев. - Кроме этого, нам удалось впервые обнаружить еще 48 кораблей и судов - не только наших, но и американских, английских, которые раньше числились без вести пропавшими. То есть было известно, что они погибли, но где именно, известно не было.
Танки со дна моря
География работ гидрографов Северного флота - в основном Баренцево и Белое моря, но поиск ведется и в Карском. Там в годы войны несли службу тральщики, сторожевые суда, проходили маршруты теплоходов, следовавших в Диксон и далее по трассе Северного морского пути. И в этих достаточно отдаленных от линии фронта точках орудовали немецкие подводные лодки.
Одной из удач моряков-североморцев стало обнаружение судна «Томас Дональдсон» с серьезным грузом - танки, артиллерия, другая военная техника, паровозы и трактора, боеприпасы, предоставленные союзниками. Транспорт подвергся атаке немецких подводных лодок и затонул у западного берега острова Кильдин, практически на входе в Кольский залив. Экипажу удалось спастись. Спустя почти 80 лет было решено обследовать судно и поднять с его борта то, что было можно. Так, успешно завершилась операция по подъему американского танка «Шерман». Его отреставрировали и отправили в музей.
- Мы пытались поднять с борта «Томаса Дональдсона» крыло самолета, но как только оно показалось из воды, сразу стало разваливаться на части. Все-таки большой срок металл пролежал на дне, агрессивная морская среда сделала свое дело, - продолжил Александр Зубарев. - Еще один сухогруз лежит в Кольском заливе между Мурманском и Сафоновом. О нем известно давно. Он стоял на рейде и, по одной из версий, подвергся авианалету, по другой случилась диверсия. Водолазы туда спускались, но все склоняются к тому, что поднять судно невозможно.
Боевые ордена в рыбацком трале
Планов у гидрографической службы Северного флота много, белых пятен на карте морей Ледовитого океана достаточно.
- Например, тральщик ТЩ-37, затонувший в горле Белого моря. Известно, что в 1947-49 годах поисково-спасательные отряды опускались на его борт. Но потом координаты почему-то были потеряны, - посетовал офицер. - Мы пытаемся найти подводную лодку М-122. Она была потоплена севернее полуострова Рыбачий. Причем с Цып-Наволока, с поста наблюдения, видели, как немецкие самолеты ее бомбили и она затонула. Но там глубина больше ста метров, поэтому найти ее до сих пор не удалось. Еще в планах поиск нашей крейсерской подводной лодки К-1, которая ушла на боевую службу в 1943 году и пропала без вести. Предполагаем, что она лежит где-то у берегов на севере Новой Земли.
Кроме информации о работе гидрографов Северного флота посетители выставки могут посмотреть экспозицию. На стендах представлены экспонаты, поднятые с борта затонувших кораблей и просто со дна моря. В их числе есть и уникальные. К примеру, два ордена - Красной Звезды и Отечественной войны второй степени. Эти награды были обнаружены в трале рыбаками траулера СРТМ-1379 в ноябре 1984 года. Каким образом они оказались на дне морском и каким чудом попали в трал - неизвестно.
В числе других экспонатов, представленных на выставке в музее, - личные вещи моряков, служивших на затонувших кораблях, танковые и артиллерийские гильзы, модели советских и немецких подводных лодок и кораблей, подводная мина.
https://www.mvestnik.ru/army/tajnami-more-delitsya-s-trudom/