В Военно-морском музее Северного флота открылась выставка «Помни войну». Она посвящена 80-летию победоносной Петсамо-Киркенесской операции. В зале представлены результаты третьего сезона Комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества. Ее цель - поиск и обследование кораблей и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны в морях Северного Ледовитого океана.

На пути караванов

Более 80 лет прошло со времен той войны. Тайн, конечно, стало меньше. Надо отдать должное, поиск кораблей и судов, затонувших в Баренцевом, Белом, Карском морях, велся всегда. Если не в море, то в архивах - исследователи изучали отчеты о боевых походах, доклады о боях и потерях как среди военных кораблей, так и гражданских судов. В том числе работали в архиве Военно-морского флота, расположенном в Гатчине.

На одной из карт, которая размещена на выставке в музее Северного флота, отмечены десятки мест, где, как предполагалось, находятся погибшие суда. Карта середины 80-х годов прошлого века. В основном места кораблекрушений расположены по маршруту следования союзных конвоев, которые поставляли нашей стране помощь в виде вооружения, оборудования и продовольствия. Летом в основном караваны шли в Архангельск, зимой, благодаря незамерзающему Кольскому заливу, выгружались в Мурманске. На всем пути следования их подстерегали фашистские самолеты и подводные лодки.

 

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

 

Координаты многих затонувших судов определены достаточно точно. Но в последние годы в результате комплексной экспедиции Северного флота сделано много уточнений и открытий.

- Нам удалось уточнить координаты мест нахождения 43 судов и кораблей. Мы их знали, но были достаточно большие разбросы - до нескольких миль, - рассказал старший офицер отдела гидрографической службы Северного флота капитан второго ранга Александр Зубарев. - Кроме этого, нам удалось впервые обнаружить еще 48 кораблей и судов - не только наших, но и американских, английских, которые раньше числились без вести пропавшими. То есть было известно, что они погибли, но где именно, известно не было.

 

Александр Зубарев. Фото Льва Федосеева.
Александр Зубарев. Фото Льва Федосеева.

Танки со дна моря

География работ гидрографов Северного флота - в основном Баренцево и Белое моря, но поиск ведется и в Карском. Там в годы войны несли службу тральщики, сторожевые суда, проходили маршруты теплоходов, следовавших в Диксон и далее по трассе Северного морского пути. И в этих достаточно отдаленных от линии фронта точках орудовали немецкие подводные лодки.

Одной из удач моряков-североморцев стало обнаружение судна «Томас Дональдсон» с серьезным грузом - танки, артиллерия, другая военная техника, паровозы и трактора, боеприпасы, предоставленные союзниками. Транспорт подвергся атаке немецких подводных лодок и затонул у западного берега острова Кильдин, практически на входе в Кольский залив. Экипажу удалось спастись. Спустя почти 80 лет было решено обследовать судно и поднять с его борта то, что было можно. Так, успешно завершилась операция по подъему американского танка «Шерман». Его отреставрировали и отправили в музей.

 

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

 

- Мы пытались поднять с борта «Томаса Дональдсона» крыло самолета, но как только оно показалось из воды, сразу стало разваливаться на части. Все-таки большой срок металл пролежал на дне, агрессивная морская среда сделала свое дело, - продолжил Александр Зубарев. - Еще один сухогруз лежит в Кольском заливе между Мурманском и Сафоновом. О нем известно давно. Он стоял на рейде и, по одной из версий, подвергся авианалету, по другой случилась диверсия. Водолазы туда спускались, но все склоняются к тому, что поднять судно невозможно.

Боевые ордена в рыбацком трале

Планов у гидрографической службы Северного флота много, белых пятен на карте морей Ледовитого океана достаточно.

- Например, тральщик ТЩ-37, затонувший в горле Белого моря. Известно, что в 1947-49 годах поисково-спасательные отряды опускались на его борт. Но потом координаты почему-то были потеряны, - посетовал офицер. - Мы пытаемся найти подводную лодку М-122. Она была потоплена севернее полуострова Рыбачий. Причем с Цып-Наволока, с поста наблюдения, видели, как немецкие самолеты ее бомбили и она затонула. Но там глубина больше ста метров, поэтому найти ее до сих пор не удалось. Еще в планах поиск нашей крейсерской подводной лодки К-1, которая ушла на боевую службу в 1943 году и пропала без вести. Предполагаем, что она лежит где-то у берегов на севере Новой Земли.

 

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

 

Кроме информации о работе гидрографов Северного флота посетители выставки могут посмотреть экспозицию. На стендах представлены экспонаты, поднятые с борта затонувших кораблей и просто со дна моря. В их числе есть и уникальные. К примеру, два ордена - Красной Звезды и Отечественной войны второй степени. Эти награды были обнаружены в трале рыбаками траулера СРТМ-1379 в ноябре 1984 года. Каким образом они оказались на дне морском и каким чудом попали в трал - неизвестно.

В числе других экспонатов, представленных на выставке в музее, - личные вещи моряков, служивших на затонувших кораблях, танковые и артиллерийские гильзы, модели советских и немецких подводных лодок и кораблей, подводная мина.

 

https://www.mvestnik.ru/army/tajnami-more-delitsya-s-trudom/