Когда заходит разговор о лучших советских подводных лодках с межконтинентальными баллистическими ракетами, то чаще всего различные авторы популярных статей и энциклопедий вспоминают проект 941 «Акула». Эти монструозные подводные крейсеры, чье надводное водоизмещение сравнимо с атомным крейсером Петр Великий, до сих пор поражают своими размерами и мощью: 20 ракет Р-39 с 10 боеголовками.
Можно сказать, что «Акулы» были вершиной возможностей советского подводного кораблестроения. Но одновременно с проектом 941 строилась и другая серия РПКСН, о которой редко вспоминают, говоря о мощи отечественного флота — речь о проекте 667БДРМ «Дельфин».
Эти подводные крейсеры исправно служат уже 40 лет, ощутимо проще и дешевле в эксплуатации, чем 941-е, но при этом несут сопоставимый по боевой мощи ракетный комплекс.
Кроме того, ПЛ проекта 667БДРМ более 30 лет назад установила выдающийся рекорд, не побитый до сих пор: залповый пуск всего боекомплекта из 16 ракет.
Так вышло, что «Дельфины» обычно находились в тени славы гигантских «Акул» и этой статьей хотелось бы немного исправить такую несправедливость.
Истоки
Даже совсем непосвященной в историю ВМФ читатель может по индексу проекта сразу определить, что «Дельфины» появились не на пустом месте, а стали результатом последовательного совершенствования большого семейства подводных лодок нескольких проектов, начиная с пр. 667А «Навага», чей первый представитель вступил в строй в 1967 году (К-137, с 1970 года — «Ленинец»).
Со временем совершенствовались системы подводных крейсеров, а главное, что развивалось вооружение. Ракеты неминуемо становились больше, также росло их число. Подробно о проектах, предшествовавших 667БДРМ рассказывать не буду, но основную информацию можете почерпнуть из подписей под изображениями ниже (листайте галерею). При этом модификаций у той же «Наваги» не одна и не две, на них сегодня останавливаться не стану.
Внешне все РПКСН этого семейства объединяет компоновка, в которой ракетные шахты находятся за ограждением выдвижных устройств (рубкой). При этом со временем из-за увеличения габаритов ракет становился больше и обтекатель ракетных шахт, в итоге превратившийся в своеобразный горб.
«Дельфин»
Проект 667БДРМ «Дельфин» стал вершиной семейства стратегических подводных крейсеров, которое берет свое начало с «Наваги».
По сравнению с предшественниками удалось значительно снизить акустическую заметность, что является критичным показателем для РПКСН, которым необходимо незамеченными выходить в район боевого патрулирования.
«Дельфины» получили новый гидроакустический комплекс, не уступающий по характеристикам иностранным аналогам. При этом впервые в практике отечественного подводного кораблестроения обтекатель ГАК выполнили из стеклопластика.
Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности для ПЛ проекта 667БДРМ разработали боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-БДРМ». Он осуществляет сбор и обработку информации, отвечает за решение задач тактического маневрирования, применение торпедного и ракетного вооружения.
Кстати, о вооружении. Проект 667БДРМ создавался под усовершенствованный ракетный комплекс Д-9РМ, состоящий из 16 трехступенчатых ампулированных жидкостных ракет Р-29РМ с максимальной дальностью пуска в 9300 км и двумя вариантами оснащения: 4 боевых блока по 200 кт или 10 блоков по 100 кт. Позднее, уже в 2000-е и 2010-е годы на вооружение были приняты усовершенствованные ракеты Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер» с новым боевым оснащением и рядом других улучшений.
Комплекс позволяет запустить одним залпом все 16 ракет подряд с глубины до 55 метров. При этом погодные условия не имеют значения. Позже эта возможность будет доказана на деле.
В носовой части лодки размещены четыре 533-мм торпедных аппарата, боезапас — до 18 торпед различных типов. Для ввода данных в торпеды и их малошумной перезарядки предусмотрена используется система управления торпедными аппаратами (СУТА) «Пикша».
Не забыли конструкторы и о комфорте экипажа, который продолжительное время находится на боевом дежурстве в стесненных условиях подводного крейсера. На борту предусмотрены солярий, сауна, спортивный зал.
Лучше «Акул»?
Существует небезосновательное мнение, что по соотношению стоимости производства, эксплуатации и боевого потенциала РПКСН проекта 677БДРМ выигрывают у легендарных гигантов проекта 941 «Акула».
«Дельфины» являлись развитием целого семейства подводных лодок, поэтому не требовали колоссальных затрат на проектирование и подготовку производства. А затраты на 941-й проект были огромные.
Теперь давайте сравним. Для начала посмотрим на размеры.
«Акула» вдвое превышает конкурента по надводному и подводному водоизмещению. При этом разница в длине меньше пяти метров.
А дело все в двое большей ширине, обусловленной уникальной катамаранной компоновкой прочного корпуса. Если точнее, то прочный корпус состоит из нескольких частей. Между двумя самыми крупными располагается ракетный комплекс с 20 шахтами.
В литературе постоянно встречается утверждение, что ракеты Р-39 были огромными, отсюда и огромные размеры «Акул». Да, ракеты и правда рекордно большие, но разница с Р-29РМ не такая уж большая: 1,2 метра по высоте и 0,5 метра по ширине.
А вот масса... В общем, Р-39 вдвое тяжелее конкурента. Почему так вышло?
В 1970-е было принято решение развивать твердотопливные комплексы вместо жидкостных. Новая ракета должна была превосходить по характеристикам опять же твердотопливный американский комплекс Trident I. В итоге получилось: Р-39, летела на 850 километров дальше (8250 км против 7400 км) и несла на тонну больше боевой нагрузки (2550 кг против 1500 кг), чем заокеанский конкурент.
Вот только заплатить за это пришлось огромной массой в 90 тонн, поскольку химическая промышленность не могла пока предложить ракетчикам достаточно эффективное топливо. Trident I, кстати, весил 32,3 т, то есть почти втрое меньше.
Р-29РМ, в свою очередь была вершиной развития советских жидкостных МБР морского базирования и ничем не уступала Р-39.
Кроме того, благодаря ампулизации ракеты могла долгие годы находиться в исправном состоянии на боевом дежурства. И ведь находятся до сих пор, а все Р-39 утилизированы из-за истечения сроков хранения еще в 1990-е.
Помимо ракет, можно еще порассуждать об акустической заметности. Есть подозрение, что у более компактных 667БДРМ с ней было лучше, чем у исполинских РПКСН проекта 941.
Таким образом, «Дельфины» были реальной «Альтернативой» куда более сложным и дорогим «Акулам». И впоследствии намного пережили их.
Учения «Бегемот-2»
Подводной лодке проекта 667БДРМ К-407 «Новомосковск» принадлежит уникальное достижение — единственный в истории залповый пуск боекомплекта подводной лодки из 16 ракет.
Произошло это 6 августа 1991 года. Это была вторая попытка подобного запуска — впервые отстрелять весь боекомплект планировали в 1989 году с РПКСН К-84 (с 1999 года «Екатеринбург»). Но тогда из-за технической неисправности произошел частичный выброс ракеты и пожар шахте.
Теперь же у экипажа К-407 «Новомосковск» под командованием капитана второго ранга Сергея Егорова все получилось: 16 ракет были успешно выпущены.
Если точнее, то использовали две полноценные Р-29РМ и 14 ракет-аналогов. Информации по ним практически нет. Известно, что по массово-габаритным характеристиками они были идентичны Р-29РМ. На подводном и стартовом участках полета они вели себя точно так же, но полет был ограничен 20 секундами. После выработки топлива они были затоплены в море.
Пуск двух полноценных Р-27РМ прошел успешно их инертные боевые блоки поразили цели на полигоне «Кура».
Испытания продемонстрировали принципиальную возможность залпового пуска полного боекомплекта ракет и подтвердили высокие возможности советского ВМФ.
Отмечу, что американские подводники не запускали за раз более четырех ракет с подлодок типа «Огайо».
Командир К-407 Егоров получил погоны с тремя звездами (капитан 1-го ранга) прямо в центральном посту. На базе подлодку встречали с оркестром и традиционными жаренными поросятами.
Теперь уже каперанга Егорова также представили к званию Героя Советского Союза, его старпомов — к ордену Ленина, а главного механика — к ордену Красного Знамени. Но 19 августа случился путч ГКЧП и в наступившем хаосе представления затерялись.
Серия и современное состояние
Всего с 1984 по 1990 год флот получил семь РПКСН проекта 667 БДРМ:
- К-51 «Верхотурье»
- К-84 «Екатеринбург»
- К-114 «Тула»
- К-117 «Брянск»
- К-18 «Карелия»
- К-407 «Новомосковск»
Согласно открытым данным, К-84 «Екатеринбург» (сдана в 1985 году, вторая в серии) выведена из состава флота и ждет утилизации, а К-64 переделана по проекту 09787 в носитель подводных лодок специального назначения. Ракетный комплекс с нее демонтирован.
Остальные пять подводных лодок находятся либо в эксплуатации, либо на ремонте.
Выводится из состава и списываться «Дельфины» будут по мере постройки и ввода в строй РПКСН нового поколения проекта 955 «Борей». Но какое-то время они еще послужат.
При этом легендарные гиганты проекта 941, в тени славы которых всегда находился проект 667БДРМ, уже давно выведены из состава флота. Половина из шести порезана, еще три ждут утилизации. Из них на ходу до недавнего времени был только «Дмитрий Донской», который использовался для испытаний ракетного комплекса Р-30 «Булава». Вот такая ирония судьбы.