Гардемарины, аларм! Морскому корпусу на Васильевском приготовиться к ремонту… или к выселению

 
 
 
 
В Морском корпусе Петра Великого | Источник: Замир Усманов/ТАСС
 
 
 

В Морском корпусе Петра Великого

Источник:

Замир Усманов/ТАСС

Военно-морской институт на Лейтенанта Шмидта, более известный под названием Морской корпус Петра Великого, так и не оправился от серьезного пожара в 2018 году. На пожертвования частных лиц мало-помалу восстанавливают утраченное. Но у благодетелей заканчиваются и силы, и деньги. А у комитета по охране памятников к концу подходит терпение. И на вопрос, не отберут ли у Минобороны историческое здание на фронтпейдже Васильевского острова, отвечают — к концу года начнем думать об этом.


«Морской корпус Петра Великого. Гардемарины 21-го века» — передача с таким названием вышла в марте на принадлежащем Минобороны телеканале «Звезда». Видеокамера профессионально скользнула по фасаду здания на Лейтенанта Шмидта, пробежалась по парадной лестнице, краешком заглянула в галерею героев.

 

 

 

 

За спиной оператора остались уничтоженные пожаром кафедры и факультеты, отслоившаяся и облетевшая штукатурка на стенах и потолке, разрушенный паркет картушки Компасного зала. Сам Компасный зал, с которым связана одна из крепких традиций вуза, в фильме даже не упомянут. А поднятый над училищем дрон показал только выходящую на набережную часть комплекса зданий, чуть зацепив временную кровлю Среднего корпуса.

По картушке компасного зала не дозволялось ходить никому. Считалось дурной приметой | Источник: с сайта club.silver-ring.ru

По картушке компасного зала не дозволялось ходить никому. Считалось дурной приметой

Источник:

с сайта club.silver-ring.ru

На наборный паркет из ценных пород дерева падали ошметки сгоревшей кровли | Источник: архив «Фонтанки»

На наборный паркет из ценных пород дерева падали ошметки сгоревшей кровли

Источник:

архив «Фонтанки»

Морской корпус Петра Великого, он же училище имени Фрунзе берет свое начало от московской Навигацкой школы. В январе 2026 года основоположник военного и профессионального образования в России будет праздновать 325 лет. Здесь учились те самые гардемарины.

Список выпускников можно спутать с Большой советской энциклопедией: адмиралы Ушаков, Нахимов, Корнилов, Колчак, мореплаватели Крузенштерн, Лисянский, Беллинсгаузен, Лазарев, братья Челюскины, Врангель, авиаконструкторы Можайский, Сикорский, художники Верещагин и Боголюбов, составитель «Толкового словаря» Даль, композитор Римский-Корсаков.

На Васильевском острове Морской корпус с 1750-х годов. Изначальное здание сгорело в пожаре, в 1799-м было отстроено заново. Название вуза за три с лишним века менялось 23 раза. Сегодня это филиал Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Кузнецова». В объекты культурного наследия комплекс на Лейтенанта Шмидта, 17 внесен как «Морской кадетский корпус».

 

ПОЖАР

В ночь на 20 января 2018 года в Военно-морском институте снова был пожар. Среднему корпусу серьезно досталось: крыша и четвертый этаж выгорели полностью, а третий и второй были обильно залиты водой. В Компасном зале обрушившиеся обгоревшие остатки кровли и вода погубили отделку и паркет. Помимо этого, были уничтожены или получили катастрофические повреждения: галерея героев, кафедры кораблевождения, морской практики, тактики ВМФ, иностранных языков и другие.

Источник: коллаж «Фонтанки»
Источник: коллаж «Фонтанки»

В феврале того же года 459-й военно-следственный отдел пришел к выводу, что к пожару привела небрежность должностных лиц. Было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность». Комитет по госконтролю и охране памятников заключил, что зданию причинен значительный ущерб, составил протокол по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия» и обратился с иском в суд.

 

 

Источник: коллаж «Фонтанки»
 
Источник:

коллаж «Фонтанки»

По требованию КГИОП была установлена временная кровля над горевшим корпусом. Тогда же Минобороны сумело найти деньги на оценку последствий пожара.

ПОМОЩЬ

Средства на ремонт зала Революции, Голубой гостиной, зала Боголюбова, библиотеки, читального зала, части галереи героев, квартиры Крузенштерна, нескольких учебных аудиторий собирали, что называется — «по миру», выпускники.

Так выглядела Голубая гостиная до пожара | Источник: с сайта club.silver-ring.ru

Так выглядела Голубая гостиная до пожара

Источник:

с сайта club.silver-ring.ru

Картинную галерею с подлинниками Айвазовского и Боголюбова огонь не тронул. Повезло | Источник: с сайта club.silver-ring.ru

Картинную галерею с подлинниками Айвазовского и Боголюбова огонь не тронул. Повезло

Источник:

с сайта club.silver-ring.ru

Чтобы соблюсти юридические формальности и придать благотворительности официальный статус, создали специальный фонд — поддержки Морского корпуса Петра Великого. И это была не прихоть, а необходимость. Сразу после пожара «Фонтанка» писала, что перед руководством вуза Минобороны изначально ставило задачу — своими силами и за свой счет. Вот и ремонтируют, насколько этих сил и средств хватает. По оценкам фонда, на реставрационно-восстановительные работы Морского корпуса требуется 15 млрд рублей. И это минимум, потому что расчеты в ценах на 2023 год.

 

КРОНШТАДТ

Летом 2018-го внезапно была реанимирована идея 2008 года о переводе всех военно-морских вузов из Петербурга в Кронштадт. Это стало аргументом в ответах на многочисленные письма, которые создатели фонда писали, пытаясь найти Морскому корпусу государственное финансирование.

«Основным сдерживающим фактором модернизации академии являются устаревшие и не отвечающие требованиям функционального назначения исторические здания, требующие для своего содержания значительных финансовых затрат», — отвечал, например, тогдашний главком ВМФ Владимир Королев.

Это был период, когда замминистра обороны Тимур Иванов еще не сел, министр Шойгу не освободил свое кресло, а его дочь Ксения только-только приступила к реализации проекта «Остров фортов» в Кронштадте. Об учебно-научной базе ВМФ на острове Котлин говорили громко. Главком Королев обещал, что в освободившемся Морском корпусе будет музей славы, картинная галерея, зал для флотских торжеств и центр движения «Юнармия».

О переезде в Кронштадт перестали говорить также внезапно, как и начали. Весной 2024 года Минобороны уже отвечало так: «Проведение дальнейших ремонтно-восстановительных работ зависит от финансовых возможностей государства, которое в настоящее время, как вам известно, проводит специальную военную операцию».

Мнение юриста: В законодательстве подробно прописаны права органов охраны объектов культурного наследия. В число таких прав входит обращение в суд с требованием сохранить объект культурного наследия. Если же собственник здания, являющегося объектом культурного наследия, ничего не делает для сохранения этого здания, то государственные органы имеют полное право обратиться в суд с требованием изъять объект у нерадивого собственника, отмечает юрист Ксения Брикса. Об этом говорится в подп. 6 п. 6 ст. 11 «Закона об объектах культурного наследия».

— Суды придерживаются позиции, что бездействие собственника по проведению ремонтных или реставрационных работ — это бесспорное основание для удовлетворения иска государства об изъятии, — подчеркивает юрист.

Судя по анализу судебной практики, государственные органы для сохранения объектов культурного наследия, как правило, подают в суд иски «об обязании провести работы». А вот иски об изъятии объекта из собственности — это крайняя мера, таких исков не очень много, отмечает Ксения Брикса. И заканчиваются они не в пользу владельца, подчеркивает юрист:

— Если суд примет решение об изъятии, государство выкупит объект, организует его продажу с публичных торгов и возместит уже бывшему собственнику стоимость выкупленного имущества.

 

УЛЬТИМАТУМ

В комитете по госконтролю, использованию и охране памятников, куда «Фонтанка» обратилась за комментарием, сообщили, что мысли об изъятии Морского корпуса действительно имеются. Однако есть обстоятельства, которые мешают обратиться с соответствующим иском прямо сейчас.

В мае 2024 года арбитражный суд обязал пользователя комплекса зданий на Лейтенанта Шмидта «демонтировать несогласованное с КГИОП дополнительное оборудование, расположенное на территории, а также на фасадах». Речь идет, в частности, о решетках на окнах. Убрать их необходимо в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. То есть отсчет пошел с 8 октября 2024-го, и в случае неисполнения этой осенью с академии будут взыскивать судебную неустойку — 20 тысяч рублей ежемесячно. До этого момента, то есть до истечения срока добровольного исполнения решения суда, говорят в КГИОП, «рассмотрение вопроса о направления искового заявления об изъятии объекта нецелесообразно».

Помимо этого в январе 2025-го вуз сам обратился в КГИОП за заданием на ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования. Такой документ у комитета был, что называется, под рукой. В охранном обязательстве от 2022 года говорится в том числе о необходимости отремонтировать крышу, отреставрировать лицевые фасады, интерьеры, включая предметы декоративно-прикладного искусства. Срок выполнения работ — этот декабрь. То есть к концу года КГИОП намерен провести проверку, и если выяснится, что к ремонту не приступали, то тогда действительно может встать вопрос об изъятии комплекса зданий.


Начальник военно-морского института контр-адмирал Олег Игнасюк говорить с «Фонтанкой» по телефону не захотел. Редакция направила запрос руководству ВУНЦ «Академия им. Кузнецова».

 

 

https://www.fontanka.ru/2025/04/03/75295235/

 

Вернуться к списку новостей