Профессионал, подводник высшей пробы, испытатель, герой

К 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза Е.Д.Чернова

 

В 75-летней истории подводных сил ВМФ СССР/России вряд ли есть адмирал, которому судьба предоставила так много испытаний: техники, вооружения, оружия, подводных лодок и самой судьбы, как это досталось Герою Советского Союза Евгению Дмитриевичу Чернову. Вице-адмирал, кандидат военных наук, почетный гражданин города Мурманска-150, почетный полярник, профессионал, подводник высшей пробы, испытатель и настоящий герой.
 

Евгений Чернов родился 12 марта 1930 г. в Ленинграде. Отец Евгения Дмитриевича  в Великую Отечественную войну командовал батальоном 2-го полка 3-й стрелковой дивизии народного ополчения на Ленинградском фронте. Был тяжело ранен, в 1946 г. по состоянию здоровья уволен в запас, и скончался после операции по поводу ранения. В годы Великой Отечественной войны семья Черновых жила в блокадном Ленинграде. С 14 лет  Женя работал токарем в мастерской управления связи Краснознаменного Балтийского флота.

После 7 классов средней школы в 1946 г. он поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. После окончания его в 1949 г. переведен в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, полный курс которого окончил в 1953 г.

Офицерская служба началась в г. Полярном в должности командира торпедной группы ПЛ С-80 – дизель-электрической средней подводной лодки пр. 613 Северного флота.  Шесть лет от лейтенанта до капитан-лейтенанта, от командира группы до старшего помощника ПЛ пролетели очень быстро. Подающего надежду  старшего помощника командира ПЛ, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ пр. 613, в 1959 г. направляют на учебу в Высшие специальные офицерские (командирские) классы ВМФ.

Дизельная ПЛ пр. 613

 

Уроки судьбы

В 1960 г. после учебы Евгений Чернов назначен старшим помощником командира  ПЛ С-231, а затем и старшим помощником строящейся атомной ракетной подводной лодки «К-16» пр. 658, которая войдет в состав 1-й Краснознаменной флотилии ПЛА Северного флота. Этим назначением на 26 лет он оказался  накрепко связан с атомными подводными лодками  1-й флотилии ПЛА Северного флота.

Причиной большинства бед в любой сфере человеческой деятельности является непрофессионализм, недопустимый в любом деле, а тем более в подводном. Морская стихия не терпит формализма и непрофессионализма, ее объятия для непрофессионалов, как правило,  трагичны.

Судьба отвела Евгения Чернова от возвращения на С-80 после командирских классов, иначе ему пришлось бы разделить участь с экипажем этой подводной лодки.  ПЛ С-80 погибла в Баренцевом море  в январе 1961 г., унеся с собой 68 жизней подводников. Евгений Дмитриевич всегда помнил об этом и делал всё, чтобы подобное не повторилось в его служебной деятельности от командира ПЛА до командующего флотилией.

В 1961 г. экипаж К-16 после курсов в Учебном центре ВМФ принимает корабль от промышленности и вводит его в боевой состав Северного флота. Экипажу поставлена задача патрулирования в северо-западной части Атлантического океана с неоднократным форсированием покрытого льдом Датского пролива. В этом походе старпом Чернов  проходит отличную школу подготовки.

Первая встреча с Е.Д. Черновым

Губу Малая Лопатка Западной Лицы, где базировались в то время первые атомные лодки, с поселком связывала 6-километровая дорога. За беседой с лейтенантом Козловым по пути в Малую Лопатку мы не заметили и  не поприветствовали идущего навстречу офицера. Среагировали только на обращение: "Товарищи лейтенанты!". Оправдываться было поздно. Небольшого роста, со свернутой набок переносицей, как у боксеров, с черными глазами-буравчиками, в которых прыгали "чертики", нашим очам предстал суровый на вид капитан 3 ранга. Стандартные для таких случаев вопросы: « Кто вы, откуда, зачем? Вам замечание за не отдание чести от старшего помощника К-16. Доложите по команде».

В конце 1962 г. капитан 3 ранга Евгений Чернов, старпом с ракетоносца К-16 назначается на должность командира головной ПЛА второго поколения К-38 (пр. 671) с присвоением очередного воинского звания капитан 2 ранга. С этого момента началась и продолжалась в течение 24 лет служба автора статьи под руководством Е.Д.Чернова.

Атомная подводная лодка проекта 671

 

 

В УЦ ВМФ

В 1963-1964 гг. экипаж под руководством Е.Д.Чернова проходит обучение в УЦ ВМФ. Командир  экипажа скрупулезно следил за успехами подчиненных. Учился сам, подавая пример,  и того же требовал от подчиненных, что в подводном деле считается нормой. В противном случае беда.  Пока строился корабль, Е.Д.Чернов заочно окончил Военно-морскую академию. Он  учил нас ценить время, научил работать для достижения поставленной цели. По молодости мы ворчали и только со временем осознали, что непрофессионализм в подводном деле недопустим.

 

Испытатель

Белое море. Головная ПЛА пр. 671. Глубина 100 м, стационарный режим, испытательные партии снимают замеры, а в Центральном – тишина, только повизгивают сельсины и создает легкий всепоглощающий шум корабельная вентиляция.

Волнительные моменты по мере проведения испытаний следуют один  за другим. Это и максимально возможная скорость на мерной миле, когда тысячи тонн металла, содрогаясь и вибрируя, прошивают тихую заводь Белого моря, и суточный бег самым полным ходом, пугающий все живое на десятки миль от мечущегося монстра.

Незабываемые ощущения остались от всевозрастающего крена в период циркуляции на самом полном ходу в подводном положении. Но самым впечатляющим был закритический дифферент подводной лодки на нос.

Великолепно управляемая субмарина на всех возможных скоростях переднего хода усыпила бдительность. ПЛА при движении на передний ход набрала скорость около 20 узлов. По программе испытаний при имитации провала за предельную глубину и отказе ("заклинке") рулей противоаварийная система "Турмалин" автоматически дала реверс для ее одержания, взяв на себя управление, что привело к стремительному нарастанию дифферента на нос. При продолжающемся реверсе он быстро перевалил за сорок пять градусов, и в таком положении лодка на какое-то мгновение зависла.

Корма подводной лодки, приподнимаясь, делала возможным касание грунта носовой частью, чего, к счастью для корабля и экипажа, не произошло. Воздушный пузырь в носовые цистерны главного балласта спас положение. Подводная лодка, как рыбацкий поплавок, гребным винтом кверху вынырнула из пучины и после некоторого покачивания тихо успокоилась. Сердца большинства, кто это прочувствовал не во сне, а наяву, успокоились не так быстро, как субмарина.

После закритического дифферента на нос в 53о и того, что в процессе его нарастания не отказали ни один механизм, ни одно устройство подводной лодки, стало понятно, что получаем в свои руки от конструкторов и кораблестроителей великолепный корабль.

 

Хронология событий

5 ноября 1967 г.  государственная комиссия во главе с вице-адмиралом Г.И.Щедриным подписала акт о завершении испытаний и приеме  ПЛА К-38 в состав ВМФ.  19 декабря 1967 г. атомоход  К-38  прибыл в Западную Лицу и вступил в состав 3-й дивизии.

12 марта 1968 г. в день рождения командира Е.Д.Чернова экипаж сдал  успешно первую курсовую задачу, начал отработку береговых элементов второй курсовой задачи. Для приемки второй курсовой задачи у экипажа головного корабля в море вышел штаб флотилии во главе с командующим вице-адмиралом Анатолием Сорокиным, Героем Советского Союза.

Штабу 3–й дивизии пришлось хорошо поработать с экипажем накануне, дабы «не пасть лицом в грязь» перед штабом флотилии. После проверок  экипажа командование Северного флота и флотилии доверило командиру Евгению Чернову  осенью 1968 г. самостоятельно совершить на  ПЛА «К-38» поход на боевую службу в Норвежское море.

В первом боевом походе экипаж убедился в высоких эксплуатационных, маневренных качествах нового корабля. Той же осенью экипаж завоевал приз главкома ВМФ по торпедным стрельбам. По итогам года корабль был объявлен лучшим в дивизии, командиру присвоено звание капитана 1 ранга.

 Члены экипажа головной ПЛ К-38 пр. 671 с призом ГК ВМФ по торпедной стрельбе

 

Учение «Океан-70»

С февраля по май  1970 г. ПЛА К-38 приняла  участие в учениях «Океан-70» в Атлантическом океане, где Е.Д.Чернов возглавил руководство тактической группой двух лодочного состава К-38 и К-8 для отработки системы управления вверенными силами.

Автор статьи, в те дни - командир дивизиона живучести БЧ-5 ПЛА К-38. Во время отдыха нас с командиром ПЛА разделяла лишь тонкая переборка между каютами, а в остальное время наше место пребывания – Центральный пост. Мне представилась возможность наблюдать за действиями командира и многому научиться, за что я ему бесконечно благодарен. Находясь рядом с ПЛА К-8 в Бискайском заливе, действуя в составе тактической группы, мы не знали, что на ней 8 апреля разыгралась трагедия с  возникновением пожара одновременно в двух отсеках.  12 апреля ПЛА К-8 потерпела катастрофу, унесла на дно Бискайского залива 52 подводников.

Атомная ПЛ К-8 пр. 627 А. Последние мгновения…

ПЛА К-38 направили в северо-западную часть Атлантики для продолжения учений  с задачей форсировать  Датский пролив, покрытый льдом. Радио с корабля о погружении для форсирования пролива на КП флота оказалось с искажениями, так что когда ПЛА вышла из-  под кромки льдов на Севере ее уже разыскивали  самолеты Северного флота, потребовавшие немедленного всплытия в надводное положение в виду серьезной озабоченности командования ВМФ  о судьбе второй ПЛА тактической группы..

После учений «Океан-70» К-38 введена в боевой состав ВМФ. Командир Е.Д. Чернов за успешное освоение новой боевой техники награжден орденом Ленина. Высокими государственными наградами были награждены и другие члены экипажа (в том числе автор - орденом Трудового Красного Знамени).

Расставание с ПЛА К-38

Осенью 1971 г. экипаж К-38 со старшим на борту Е.Д.Черновым – начальником штаба 3-й дивизии совершили дальний поход в Средиземное море. В этом походе автору не довелось побывать, так как в апреле был назначен командиром БЧ-5 ПЛА К-147  3-й дивизии. После девяти лет службы с командиром Черновым на ПЛА К-38, дистанция  между нами хоть и увеличилась, но в составе дивизии она оставалась на «расстоянии вытянутой руки».

 

Дивизия – родоначальница многоцелевых ПЛА

В 1973 г. Евгений Чернов становится командиром 3-й дивизии.  При интенсивном поступлении кораблей на дивизию в период командования Чернова его  суровость позволила избежать серьезных издержек в воинской подводной службе - никто не сгорел и не утонул. В море с ним было спокойно. Самой высокой оценкой его служебной деятельности  еще в период командования ПЛА «К-38» были отзывы от семей подводников: «раз с Черновым на борту, значит, все будет в порядке».

При Е.Д.Чернове  в дивизии началась освоение головных атомоходов пр. 671рт и пр. 705. Принимая участие в наиболее сложных и ответственных дальних походах, исполняя обязанности старшего на борту, он отлично освоил  многие маршруты плавания ПЛА в Мировом Океане, в том числе, подо льдами Арктики.

В августе 1974 г. командир 3-й дивизии Чернов назначает меня - командира БЧ-5 ПЛА К-147 флагманским механиком походного штаба дивизии для обеспечения перевода ПЛА К-454 пр. 671  подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. Не раз мне хотелось узнать, почему на этот переход он определил именно меня, но всё не решался. А теперь уже поздно… 29 января 2016 г. Евгения Дмитриевича не стало. 1 февраля он нашел вечный приют на Серафимовском кладбище, на котором похоронен и  его сын подводник, тридцати восьми лет от роду.

Я бесконечно благодарен судьбе за предоставленную возможность пройти трансарктическим маршрутом и рассказать об этом во второй книге «Подводный истребитель К-147» трилогии «Лики атомной подводной эпопеи». За образцовое выполнение задания командования экипаж ПЛА К-454 награжден вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

Трансарктические походы

7 сентября 1974 г., Чукотское море, борт атомной подводной лодки К-454, 19-06 по московскому времени - первым в СССР встречаю рассвет. В эту историческую минуту ближе меня к поднимающемуся из-за горизонта солнцу во всем Советском Союзе никого нет. Первые лучи восходящего солнца ослепляют меня, и я, что есть мочи, кричу: "Сегодня я первым в СССР встречаю рассвет!" На доли секунды мне удалось встретить рассвет раньше троицы сослуживцев, находившихся на командирском мостике и жителей поселка Уэлен. 19- 26 начали вход в Берингов пролив. Командир дивизии Евгений Чернов и ЧВС Николай Девятериков поздравили личный состав  ПЛ К-454 с переходом из Северного Ледовитого океана в Тихий.  За спиной  остались Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

 

По проторенному маршруту

В  1975 г. Е.Д. Чернову присвоено звание контр-адмирала. В 1976 г. он награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и назначен первым заместителем командующего 1-й Краснознаменной    флотилией ПЛА Северного флота. В новой должности в апреле 1977 г.  Е.Д. Чернов во второй раз (что также впервые в истории флота) обеспечил перевод ПЛА К-429 пр. 670 подо льдами Арктики на ТОФ. За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу  командиру корабля В.Т. Козлову и старшему на переходе контр-адмиралу Е.Д. Чернову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1978 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1979 г. он в третий раз осуществляет перевод на Камчатку ПЛА К-320 пр. 670 подо льдами Арктики.  Это был рекорд, до этого никто трижды не  форсировал трансарктический маршрут.

Ракетная ПЛА пр. 670

 

Ступени роста

После очередного похода  подо льдами Арктики в 1980 г. Евгений Дмитриевич назначается командующим 1-й Краснознаменной флотилией ПЛА Северного флота. В новом качестве он идет на ПЛА К-513 пр. 671рт к  Северному полюсу со всплытием в данной географической точке  с проломом льда.  В этом же году Е.Д. Чернову было присвоено звание вице-адмирала. Герой Советского Союза Евгений Дмитриевич Чернов, шестой руководитель объединения атомных подводных лодок, командовал им с 1980 г. до 1986 г. Боевой состав флотилии при Чернове достиг более полусотни единиц ПЛА семи проектов и их модификаций  и двух десятков вторых экипажей. В 1981 г. автор статьи получил назначение на должность заместителя начальника ЭМС флотилии и дистанция между нами сократилась до длины коридора третьего этажа штаба.

Практически на всех проектах ПЛА при поступлении их на флотилию после 1981 г. автору статьи приходилось выходить в море в составе походного штаба флотилии в ранге флагманского механика, как правило, их возглавлял командующий.

В эти годы подводный флот Отечества достиг своего апогея. В 1982 г. командующий флотилией вышел на ПЛА К-524 в качестве старшего на борту для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед. За высокую морскую выучку, мужество и отвагу, проявленные личным составом при выполнении ответственного задания во время подледного плавания, экипаж К-524 был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».

Атомная ПЛ К-524 пр. 671 ртм

 

От поколения к поколению

С 1982 г. для флотилии начинается новый этап приема и испытания атомных подводных лодок второго поколения пр. 705 и 671 ртм и четырех проектов третьего поколения. Основная тяжесть при их освоении и испытаниях легла на командование, штаб и электромеханическую службу флотилии.

В 1984 г. командующий с походным штабом флотилии выходит в море на борту головной подводной лодки К-239 («Барракуда») пр. 945. В качестве председателя госкомиссии Евгений Дмитриевич провел ее испытания  в Норвежском море с погружением и плаванием ПЛА на предельной глубине 600 м.

Атомная ПЛ пр. 945 («Барракуда»)

 

Испытания ПЛА третьего поколения

1985 год. Испытание ракетного комплекса тяжелого крейсера «Акула» пр. 941, ныне «Дмитрий Донской».  Звучит сигнал боевой тревоги по выходу в ракетную атаку. Объявляется тридцатиминутная готовность. На дисплеях пульта на левом борту пошли отображения происходящих процессов в ракетном комплексе. Раздался гул, корабль лишь слегка содрогнулся. За выходом первой ракеты через четырнадцать секунд прошел доклад о выходе второй, затем третьей и четвертой ракет, но ничего сверхъестественного с атомоходом не произошло.

В том же году вице-адмирал Е.Д.Чернов в качестве председателя комиссии и старшего на борту, на другом тяжелом ракетном подводном крейсере проводит испытания баллистических ракет в арктических районах. Ни минуты покоя… В 1985 г.  Чернов - старший на борту с походным штабом участвует в испытаниях головной ПЛА К-525  («Гранит») пр. 949 в Норвежском море с погружением и плаванием на предельной глубине 600 м.

Ракетная ПЛ пр. 941 («Акула»)

Атомная ПЛ пр. 949 («Гранит»)

 

Трагедия глубоководной атомной подводной лодки

После прибытия в состав 1-й флотилии атомной глубоководной подводной лодки К-278 (позже «Комсомолец») Е.Д.Чернов был назначен председателем комиссии по ее опытной эксплуатации. Находясь на ее борту, руководил наиболее ответственными испытаниями в море. В августе 1985 г. в качестве председателя комиссии на борту ПЛА «Комсомолец» осуществил глубоководные испытания с погружением и плаванием на предельной глубине 1000 м.

В феврале 1986 г. очередной  поход на К-278 в Норвежское море для испытания маневра «аварийное всплытие» с глубины 800 м с помощью порохового продувания главного балласта. Широта 73.14.03, долгота 14.00.00. Эти координаты помечены мной карандашом на «Контрольном листе мер безопасности при испытаниях системы аварийного всплытия с глубины восемьсот метров». Чуть ниже метеосводка: «море 1-2 балла, ветер семь метров в секунду». Перечитываю двенадцать пунктов «Контрольного листа», сохранившегося после испытаний. Я готовил его, уточняя подробности у командира подводной лодки и командира БЧ-5, согласовывал с командиром дивизии, утверждал у командующего флотилией вице-адмирала Чернова.

В возглавляемом вице-адмиралом Черновым походном штабе флотилии мне предписана роль флагманского инженера-механика. Это очередной рубеж в моей биографии подводника. А оставшийся на руках «Контрольный лист» – память о том времени, когда глубоководная подводная лодка, единственная во всем мире, завершала опытную эксплуатацию одним из ответственных маневров «аварийное всплытие с рабочей глубины». 800 м.

Срочное погружение – мы уходим на глубину 800 м в назначенную точку старта. Корабль, отрываясь от поверхности, с дифферентом на нос круто идет на глубину. Центральный осуществил погружение на 825 м и начал принимать доклады о готовности к работе. Скорость ПЛ 12 узлов. Доклад штурмана: «До точки старта одна минута. Глубина 800 м». Растущее напряжение в ожидании неизведанного. При продувании балласта только одного борта может возникнуть значительный крен подлодки. Объявляется готовность 10 секунд. Пошел отсчет: «09, 08...02, 01 – Пуск! Продуть балласт аварийно!».

По показаниям секундомера фиксирую, как с интервалом менее двух секунд с пушечным грохотом срабатывают один за другим пороховые газогенераторы. Слышно, как с глухим шипением раскаленные газы вытесняют воду из балластной цистерны, облегчая на десятки-сотни тонн подводную лодку. Сквозь пальбу и шум улавливаю доклад командира дивизиона живучести: «Конец продувания!». По росту дифферента на корму, быстрому движению стрелки глубиномера и нарастанию скорости по лагу ощущаем ускорение стремительного всплытия. Корабль летит к поверхности океана, и не дай Бог в эти мгновения встретить что-либо на его пути. Через 4 минуты 56 секунд, когда лодка, подпрыгнув над водой, плюхнулась обратно и стала медленно покачиваться на океанской зыби, останавливаю секундомер.

Атомная ПЛ пр. 958 («Плавник»)

 

«Работать по-новому»

В 1985 г. на флотилию прибыл адмирал И.М.Капитанец. В Доме офицеров гарнизона собрали руководящий состав флотилии. Поднявшись на сцену, Член Военного совета флота вице-адмирал С.П Варгин заявил, что надо учиться работать «по-новому», правда, не сказал как. По-видимому, это так, как командующий флотом, зачитавший по листку недостатки на флотилии и флоте. Через год в октябре 1986 г. флот потерял ракетоносец К-219 и четырех подводников в Саргассовом море, чего не было на флоте с 1970 г. после катастрофы ПЛА К-8. Еще через два года в апреле 1989 г. произошла катастрофа ПЛА «Комсомолец», унесшая жизни 42 человек. Результат работы «по-новому» оказался трагичным.

В Военно-морской академии

Командующему флотилии вице-адмиралу Чернову, отдавшему флотилии 25 лет службы, принявшему ее в 1980 г. в период апогея по составу и боевой мощи, сделавшему для этого более чем кто-либо из его предшественников, в 1986 г. в 56 лет от роду предложили должность  заместителя начальника Военно-морской академии - должность, за которой пенсия. В этом же году заслуги командующего флотилией Е.Д. Чернова были отмечены орденом Октябрьской Революции.

В июле 1986 г. флотилии исполнялось 25 лет. Из уважения к командующему, который отдал этой флотилии столько же лет, следовало  бы предоставить возможность провести эти торжества, а затем уже убыть к новому месту службы. Но этого не случилось. Кому-то не нравилась самостоятельность командующего,  видимо, требовался более ручной человек, без особых амбиций. Вновь назначенный командующий после проведения июльских торжеств покомандовал флотилией до октября 1986 г., а затем попал  в госпиталь, из которого уже не вышел. Флотилия перешла под временное управление заместителем, которого затем отправили на ТОФ. А командующим  флотилии был назначен  выпускник Академии Генерального штаба 1987 г., при котором через два года в апреле 1989 г. потерпела катастрофу ПЛА «Комсомолец», чего не случалось на флотилии за все ее годы существования с 1961 г. «Кадры решают все». По-другому в данном случае и не скажешь. Для такого сложного организма, как флотилия, требуется преемственность, а не простая перестановка фигур.

 

Черная полоса

«Критический разбор аварий покажет, что часто истинная причина аварии не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы. Она не в  «неизбежных случайностях на море», а в непонимании основных свойств и качеств корабля, не соблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, не понимании опасности, в которую корабль ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава. Вот здесь-то широкое оповещение и может способствовать превращению этих отрицательных качеств в положительные», - писал академик А.Н.Крылов.

После катастрофы атомной подводной лодки К-278 7.04.1989 г. Е.Д. Чернов возглавил исследование причин и обстоятельств ее гибели в стенах академии. Группа специалистов Военно-морской академии пришла к выводам, не соответствующим официальной версии. Тут-то всё и началось для исследователя -  от увольнения до откровенной травли, которая продолжалась в течение двадцати лет от его 60 до 80 лет безостановочно, с судами,  осуждениям, за то, что он действовал в соответствии с наставлениями академика А.Н. Крылова, которым он следовал на протяжении всей своей беспокойной флотской службы и жизни.  К огорчению, многие его подчиненные и ученики, ставшие большими руководителями, в трудные  для  Евгения Дмитриевича годы  повели себя неоднозначно. Пусть их мучает совесть. 

 

О катастрофе ПЛА «Комсомолец»

7 апреля 1989 г. я вернулся с Северного флота, где по линии ВМУЗ ВМФ возглавлял руководство стажировкой и практикой курсантов морских училищ. Целый день не удалось послушать радио. Случайно услышал разговор о катастрофе подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море. Диктор телевидения зачитал сообщение ТАСС: «7 апреля 1989 г. в 11 час. 41 мин на торпедной подводной лодке с атомной энергетической установкой в 180 милях юго-западнее острова Медвежий в нейтральных водах в одном из отсеков произошел пожар. Несмотря на принятые меры, в 17 час. 15 мин подводная лодка затонула на глубине свыше 1500 м. Личному составу экипажа оказывается помощь надводными кораблями и судами, имеются человеческие жертвы. По заключению специалистов, радиоактивное заражение среды исключается. Для расследования причин аварии назначена Правительственная комиссия». В своих бумагах нахожу сохранившийся «Контрольный лист». То же Норвежское море, широта 73о 43’ 04’’, долгота 13o 08’ 00’’, координаты испытаний и катастрофы почти совпадают. Перед глазами знакомые лица. Злой рок разбросал их в Мировом океане. Рвут душу звуки реквиема по «Комсомольцу», который уже никогда не возвратится в родную базу, как и 42 члена его экипажа.

 

Аргументы и факты

За продолжительную службу на атомоходах я повидал многих подводников, которые в ответственные моменты могли сказать «нет», несмотря на угрозу получить строгое взыскание вплоть до отстранения от должности. Таким был Евгений Чернов. Знавал и «щелкунчиков», с блеском в глазах рапортовавших: «Так точно! Есть!», не размышляя особо о возможных последствиях принятых ими решений. Катастрофа ПЛА К-278 подтвердила уровень подготовки экипажа, а своей трагичностью определила оценку не только экипажу, но и вышестоящим начальникам.

Провозглашенная руководством страны перестройка, не снизив существенно напряжения на флоте, начала исподволь расшатывать устоявшиеся десятилетиями каноны воинской службы. О том, что не все ладно в нашем «королевстве», остро просигналила гибель двух ПЛА за короткий промежуток времени.  Несмотря на объявленную гласность, причины катастрофы остались корпоративной тайной, только не для профессионалов. Все было, как и прежде, кроме заявления ТАСС о гибели корабля, чего не случалось ранее.

Работая  в комиссионном составе судебно-технической экспертизы  с 1991 по 1997 г., при повторном  расследовании Главной военной прокуратурой причин трагедии был сделан ряд заключений, которые не совпадали с официально озвученными выводами Правительственной комиссией. Итог - «Дело»  со страху сдали в архив. А для экспертов стало ясно, что  правда и наука заканчиваются там, где начинается круговая порука. Если бы оргвыводы после катастрофы   «Комсомольца» последовали вовремя, возможно, не было бы трагедии «Курска» в 2000 г. и К-159 в 2003 г.  с гибелью 118 и 9 подводников.

 

Эпилог

Вице-адмирал Чернов  служил  на флоте  на протяжении 45 календарных лет, из них:  на дизельных подводных лодках 7 лет, на атомных - 26. В  августе 1990 г. был уволен в запас. Работал  в ЦКБ МТ «Рубин», где пытался продолжить работу по выяснению причин гибели  ПЛА «Комсомолец». Ему было предложено уйти по собственному желанию. С 1992 г. на общественных началах Е.Д.Чернов возглавил правление Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “Комсомолец”». Организация была создана для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах. В переходный для страны период это Общество многим оказало помощь. Память о погибших подводниках увековечена на стене верхней церкви Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге.

 

Наряду с благотворительной деятельностью патриота не на словах, а в поступках,  Евгений Дмитриевич подготовил книгу «Тайны подводных катастроф». Эта книга, рассказывающая о катастрофах атомных подводных лодок, – одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, познакомить флот и общество с не изжитыми и по сей день причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок. В своем повествовании автор опирался на уникальный опыт 1-й флотилии ПЛА Северного флота по поддержанию боеготовности экипажей и кораблей при интенсивной их эксплуатации в период «холодной войны». Этот опыт позволил всесторонне проанализировать предпосылки, обстоятельства и причины катастроф и тяжелых аварий, трагическая череда которых началась в 1980-е гг.  Судьбу автора и его книги отметили четверостишьем его однокашники по училищу.

Темна его дорога.

А книжицу – под нож! –

Ты впредь, дружок, не трогай

Начальственных вельмож.

Жизнь продолжается. Послужной список вице-адмирала Е.Д. Чернова  пример настоящего Героя - подводника, патриота ВМФ и Отечества, без остатка отдававшего себя делу, которому он служил преданно и верно.  Биография заслуженного подводника-профессионала - образец для подражания кадетам, нахимовцам, курсантам, офицерам и адмиралам.

Для автора, сотен и тысяч его сослуживцев-подводников Евгений Дмитриевич Чернов остается командиром-учителем, наставником, испытателем, профессионалом - подводником высшей пробы, настоящим и заслуженным Героем с большой буквы.

 

Н.Я. Щербина, д.т.н., капитан 1 ранга,  ветеран боевых действий, ветеран подразделений особого риска

http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9045
 

Вернуться к списку новостей