30 ОКТЯБЯ - 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АДМИРАЛА ФЛОТА Г.М. ЕГОРОВА
Георгий Михайлович для Балтийского флота – балтиец. Он с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны воевал с немецко-фашистскими захватчиками на Балтийском флоте, будучи штурманом на «Щ-310» и командиром на «М-90». Для Тихоокеанского флота – он тихоокеанец. Он прошел службу на ТОФе командиром «С-111», командиром «Ленинца» «Б-12», командиром соединения и начальником штаба объединения подводных лодок. Для Северного флота – североморец, командующий флотом, его глубоко уважали и даже больше - любили моряки-североморцы от матросов до адмиралов.
Георгий Михайлович Егоров родился 30 октября 1918 года в деревне Местоново Волосовского района Ленинградской области. Он вырос в трудовой крестьянской семье, где не было выходных и нормированных рабочих дней, родители учили жизни трудом, строгостью, непритязательностью. С 1929 года Георгий Михайлович проживал в Ленинграде, где окончил среднюю школу. В 1934 году поступил в Ленинградский техникум точной механики и оптики, однако со второго курса по комсомольскому призыву был направлен в Высшее Военно-Морское училище им.Фрунзе, которое окончил в 1940 году. С большой теплотой вспоминает Георгий Михайлович своих наставников-педагогов Н.И. Сакеллари, Б.П. Хлюстина и других замечательных преподавателей по штурманской специальности, которые привили курсанту Г.М.Егорову любовь к этой профессии. Но, пожалуй, ещё более значимое влияние на курсанта Георгия Михайловича Егорова оказал преподаватель кафедры тактики капитан 1 ранга А.А.Ждан-Пушкин, который заставил раз и навсегда полюбить нелёгкую, полную опасностей службу на подводных лодках. Он был одним из первых командиров-подводников дореволюционного русского флота. Его лекции были настолько интересными, что приходили курсанты с других учебных дисциплин, чтобы слушать о тактике подводных лодок, о их будущем, о перспективе подводного флота.
После окончания училища Георгий Михайлович получил назначение командиром БЧ-1-4 на подводную лодку «Щ-310» 21-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Балтийского флота. Подводная лодка находилась в ремонте в Кронштадте и это дало возможность ему с тетрадью и карандашом, ползая на животе в трюмах пл, в самых недоступных местах, руками прощупывая системы погружения и всплытия, аварийного продувания, трюмно-балластную, воздуха высокого давления, делать зарисовки, досконально изучить подводную лодку.
Пока «Щ-310» была в ремонте, Георгий Михайлович не упускал возможности выходить в море на других подводных лодках, которые выходили на отработку задач боевой подготовки.
С выходом из ремонта «Щ-310» прошла ходовые испытания, определение маневренных элементов корабля на мерной линии и убыла к месту постоянного базирования в Таллинн во 2-ю бригаду подводных лодок. Это были последние перед войной дни. Боевая подготовка проводилась интенсивно, корабль большую часть времени находился в море. «Щ-310» успешно выполняла практические торпедные стрельбы, одновременно вела наблюдения за передвижением транспортных средств, на флагштоке которых трепыхалось красное полотнище с фашистской свастикой в белом кругу. Было замечено, что на палубе транспорта, следовавшего в Финляндию, установлены зачехлённые танки.
22 июня 1941 года «Щ-310» находилась в море, возвратившись её экипаж был оповещён о начале войны. Командир подводной лодки капитан 3 ранга Д.К.Ярошевич получил приказание готовить корабль к боевому походу. Так началась Великая Отечественная война для штурмана ПЛ «Щ-310» Георгия Михайловича Егорова и, забегая чуть вперёд, она закончится, когда Георгий Михайлович будет командиром ПЛ «М-90» в 7-м боевом походе.
В первом боевом походе, находясь в заданном районе, пл «Щ-310», как и другие подводные лодки 2-й бригады, имела задачу не допустить прорыва вражеских кораблей в Финский залив, к Кронштадту. Подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Дмитрия Климентьевича Ярошевича успешно выполнила боевую задачу и в середине июля возвратилась в Кронштадт, после чего «Щ-310» была поставлена в осенний заводской ремонт в Ленинграде.
Командир БЧ-1 лейтенант Г.М.Егоров с середины июля по 18 сентября временно был откомандирован в комендатуру гарнизона г.Ленинграда командиром взвода пулеметчиков для задержания диверсантов-ракетчиков.
Судоремонтный завод вместе с подводниками успешно выполнил ремонтные работы, и 19 сентября пл «Щ-310» прибыла в Кронштадт. Днём и ночью моряки-подводники во главе с командиром Д.К.Ярошевичем грузили боезапас, продовольствие, принимали топливо и пресную воду.
23 сентября 1941г., т.е. через четыре дня после выхода из завода, «Щ-310» вышла во второй боевой поход. Позиция для патрулирования была в 100 милях от Кронштадта, у о.Гогланд. По соседству, на отведённых позициях, выполняли боевые задачи другие подводные лодки Балтийского флота с целью не допущения прорыва грозных вражеских кораблей (линейного корабля «Тирпиц», тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер», лёгких крейсеров «Нюрнберг» и «Кёльн», шести зскадренных миноносцев, к этому списку надо добавить 71 боевой корабль финского флота) в главную базу флота. Штурман «Щ-310» в исключительно трудных условиях плавания (сложная минная обстановка, малые глубины, множество отмелей и банок, выключенными огнями маяков и сигналами радиомаяков, без средств навигационного оборудования) успешно справлялся с возложенными на него обязанностями, он никогда не упускал появившейся возможности определить место и поправку компаса по небесным светилам.
Вражеские боевые корабли не решались на проход к Кронштадту. Однако вахтенные офицеры «Щ-310» через перископ наблюдали, как сухогрузные транспорты проходили под шведским флагом, т.е. шведский нейтралитет был относительным. Некоторые фашистские суда на коммуникациях, связывающих Германию со Швецией, попирая международные нормы и правила, вместо своего флага поднимали шведский. Наши подводники, считая, что перед ними судно нейтральной страны, были не вправе атаковать его. Теперь доподлинно известно, что немецкие военные транспорты ходили через шведские воды. С июля 1941 года до середины сентября 1942 года через шведские нейтральные воды прошло не менее 62 транспортных караванов. В конце октября 1941г подводной лодке «Щ-310» было приказано возвратиться из боевого похода в Кронштадт. Вскоре подводную лодку направили в Ленинград на завод с основной целью заменить дизеля, которые полностью выработали весь моторесурс, а также выполнить много других заводских работ. В исключительно трудных условиях блокадного Ленинграда проводился ремонт. Завод обстреливался врагом, снаряды попадали в ковш, где стояли подводные лодки. Прямые попадания получили «Л-21» и «Щ-311». Подводную лодку «Щ-310» бог миловал. Ремонтные работы на «Щ-310» проводились успешно в основном силами личного состава. Многие заводские специалисты из-за бессилия от голода не могли работать, моряки подводной лодки делились с ними своим пайком. «Ремонт лодки вёлся и ночью. Мы отдавали ему все силы. Однако были иногда и часы отдыха. Запомнилась встреча Нового, сорок второго, года. Около полуночи моряки собрались в носовом отсеке. Холод стоял ужасный, зуб на зуб не попадал. Но настроение у всех было приподнятое. Ещё бы – наши войска громили гитлеровцев под Москвой… Да и праздничный стол по тем временам показался нам шикарным: к дневному рациону командир корабля разрешил добавить каждому по два сухаря из неприкосновенных запасов…» [1]. Ремонт закончился в назначенный срок. Параллельно с ним на корабле проводилась боевая подготовка экипажа. Дмитрий Климентьевич Ярошевич часами отрабатывал боевой расчёт по выходу в торпедную атаку. В расчёт входил и командир БЧ-1 Г.М.Егоров. 19 февраля 1942 года Георгию Михайловичу присвоено воинское звание старший лейтенант. Готовясь к третьему боевому походу, Георгий Михайлович детально изучил навигационную обстановку на театре, тщательно проработал маршруты прорыва в Балтийское море. Он под руководством флагманского штурмана бригады капитана 3 ранга М.С.Солдатова (впоследствии капитан 1 ранга, долгие послевоенные годы занимался научно-педагогической деятельностью в ВВМУ подводного плавания им.Ленинского комсомола) с его деликатной требовательностью выполнил частично определение маневренных элементов корабля, определил поправки штурманских приборов. Эти мероприятия были проведены на небольшом участке Невы между Литейным и Финляндским мостами. Глубина здесь около 20 метров, что позволяло производить даже погружение и проверить правильность расчётной дифферентовки. 16 сентября 1942 года «Щ-310» под командованием Д.К.Ярошевича вышла в третий боевой поход, первый этап которого заключался в преодолении сильнейшего вражеского противодействия по каналу от Ленинграда до Кронштадта. С большим риском, но этап пройден благополучно. 20 сентября подводная лодка вышла из Кронштадта в заданный район, в котором она потопила сухогрузный транспорт «Франц-Рудольф». В этом боевом походе «Щ-310» неоднократно подвергалась атакам со стороны противолодочных кораблей противника и самое страшное - подорвалась на мине и получила тяжёлое повреждение - разошёлся шов прочного корпуса. С возвращением в базу «Щ-310» была поставлена в ремонт, который был завершён в конце июня 1943г. Весь личный состав подводной лодки «Щ-310» был награждён правительственными наградами. Георгию Михайловичу был вручён орден Красного Знамени из рук Николая Герасимовича Кузнецова. Моряки-подводники с глубоким уважением относились к своему штурману, они просто его любили за его высокий уровень знаний и умений как штурмана, так и вахтенного офицера,а также за его нравственные качества. В «Боевой характеристике», которая была написана командиром подводной лодки Д.К.Ярошевичем, написано: «Товарищ Егоров участвовал в трёх боевых походах. В своей работе аккуратен и вдумчив. Прекрасный специалист-кораблеводитель. Высокоавторитетен и любим равными и подчинёнными».
3 февраля 1943г. Георгий Михайлович становится помощником, он же и старший помощник командира «Щ-310».Осенью 1943г по приказу командующего флотом он направляется на учёбу в классы командиров подводных лодок. Классы располагались в Махачкале. Провожать на вокзал прибыли половина экипажа подводников (вторая половина не могла прийти), что говорит об исключительном, большом авторитете Георгия Михайловича на подводной лодке. Учёба на командирских классах дала много полезного. Наука применения подводных лодок постигалась с учётом опыта Великой Отечественной войны. Большинство преподавателей прошли стажировку на действующих флотах, а некоторые сами участвовали в боевых действиях, были награждены орденами и обогатили свои знания бесценным практическим опытом. В августе 1944г после окончания классов командиров подводных лодок Георгия Михайловича назначают старшим помощником командира на «Щ-414», которая находилась в заводе, как недостроенная. Георгий Михайлович добился, чтобы его назначили только на плавающую, боевую подводную лодку. Просьба Г.М.Егорова была удовлетворена, и он стал командиром малютки «М-90», на которой он выполнил три боевых похода. В феврале 1945 года ему присвоили воинское звание капитан-лейтенант. День победы подводники «М-90» встретили в очередном боевом походе, в тот день они получили радостную радиограмму: «Война окончена. Возвращайтесь в базу!»
С экипажем подводной лодки «М-90» Георгий Михайлович расстался в начале 1947 года, когда его назначили командиром «Н-26». Это большая трофейная немецкая подводная лодка. Она находилась в ремонте в Хельсинки. Её необходимо было и отремонтировать, и освоить, особенно систему «шнорхель», радиолокацию, связь, торпедное оружие. К началу 1948 года Георгий Михайлович с удовлетворением доложил командиру бригады подводных лодок Герою Советского Союза Н.А.Лунину о том, что личный состав освоил подводную лодку.
В 1948 году Г.М.Егорову присваивается воинское звание капитан 3 ранга.
Летом 1949 года проводилось учение 8 Балтийского флота, на котором Георгий Михайлович показал себя как настоящий мастер-подводник Успешными были учебные торпедные атаки на линкор «Октябрьская революция» и крейсер «Киров», а выпущенная учебная торпеда прошла точно под плавбазой «Иртыш».
В начале 1950 года Георгия Михайловича неожиданно назначают на Тихоокеанский флот как бы с понижением, так как он был командиром большой ПЛ, а получил назначение на среднюю типа «Щ». Московский кадровик объяснил просто: «Вы назначены для укрепления Тихоокеанского флота кадрами, прошедшими войну». Тихоокеанская «щука» находилась в ремонте во Владивостоке, а Георгий Михайлович прибыл с семьёй на Камчатку. Оставив семью, он отправился принимать подводную лодку во Владивосток. Осмотревшись, капитан 3 ранга Г.М. Егоров установил, что ремонт проходит безинициативно со стороны прежнего командира пл и старшего механика. Решительными действиями нового командира завод успел выполнить ремонтные работы на подводной лодке «С-111» до наступления ледовой обстановки. Перед походом к постоянному месту базирования на Камчатку проводилась интенсивная подготовка экипажа корабля, начиная от тренировок на боевых постах и кончая общекорабельными учениями. На переходе разразился жестокий шторм - встретились с тайфуном. Была ураганная сила ветра. Так Георгий Михайлович встретился с Тихим океаном. На походе вахтенные офицеры исполняли чётко свои обязанности. Весь экипаж подводной лодки поверил в своего командира, в его высокий уровень подготовки профессионала-подводника.
В январе 1951 года Г.М.Егоров вступил в командование подводной лодкой «Б-12» типа «Ленинец». По тем временам это был мощный корабль с сильным вооружением – торпедным, минным, артиллерийским. На «Б-12» был хорошо подготовленный экипаж, высокая организация службы, хороший порядок, благополучно с воинской дисциплиной. Подводная лодка «Б-12» была с добрыми традициями, которые были заложены её первым командиром В.А.Касатоновым. На «Б-12» Г.М.Егоров летом 1951 года успешно участвовал во флотском учении под руководством командующего флотом адмирала И.И.Байкова, который дал квалифицированно высокую оценку подводной лодке. В этом году Георгий Михайлович получил воинское звание капитан 2 ранга.
В 1952 году «Б-12» совершила дальний океанский поход, в котором были и прекрасные солнечные дни, и ясные звёздные ночи, и жестокие тихоокеанские штормы с силой ветра, вырывавшего вертушку анемометра из рук рулевого-сигнальщика.
Георгий Михайлович полюбил «Б-12» и долгие годы, находясь уже в высоком воинском звании, отслеживал за её судьбой. Командуя подводными лодками «М-90», «Н-26», «С-111» и «Б-12», Георгий Михайлович всегда сверял свои действия со своим первым и любимым командиром «Щ-310» Дмитрием Климентьевичем Ярошевичем. «Я ещё раз с особым уважением взглянул на своего командира. Нравился он мне. Впрочем, не только мне, а всему экипажу… Его поведение, манера выходить в атаки ободряли экипаж. Своей сдержанностью, хладнокровием и рассудительностью вселял в нас уверенность в свои силы»[1].
В начале 1953 года, после восьми лет командования подводными лодками, капитан 2 ранга Г.М.Егоров назначается командиром 92 бригадой 16-й дивизии подводных лодок Камчатской военной флотилии, минуя должности начальника штаба бригады.
В сентябре этого же года Г.М.Егоров назначен командовать 171-й бригадой 40 дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. Бригада базировалась в Находке.
Весной 1954 года Г.М.Егорову присваивают воинское звание капитан 1 ранга и вскоре его назначают начальником штаба 40-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота. В должности начальника штаба 40-й дивизии капитану 1 ранга Г.М.Егорову пришлось держать экзамен в двух инспекциях Главного штаба ВМФ. Первый – в 1954 году, второй – в 1956 году.
В июле 1956 года Г.М.Егоров поступил и в 1959 году окончил Военно-Морскую Академию, после окончания которой был назначен на Северный флот командиром 8-й дивизии подводных лодок, затем командиром 12 эскадры (1961-1963), начальником штаба флота (1963-1967). Подробнее: в августе 1961 года на Северном флоте создаётся новое объединение подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами, 12 эскадра. Место базирования – губа Сайда, бухта Ягельная. Первым командиром 12 эскадры подводных лодок стал контр-адмирал Г.М.Егоров. В это время он часто выходит в море с целью освоения нового вида оружия – баллистических ракет, установленных на подводных лодках эскадры.
У Георгия Михайловича твёрдый волевой характер, и одновременно он доступен, с ним можно было разговаривать и доказывать свою правоту по специальности. Такое было в штурманской рубке. При этом чувствовалась большая его внутренняя сила, хотя внешний его облик был доброжелательный.
Георгий Михайлович принимал участие в испытаниях ракетного комплекса с подводным стартом ракеты Р-21 на ПЛ «К-142» (командир С.И.Бочкин).
12 эскадра подводных лодок Северного флота - первое мощное объединение, которое отняло монополию США на обладание ракетно-ядерным оружием на подводных лодках. Командир эскадры вместе со своим штабом, во главе которого был Г.Л. Неволин, проводил большую работу по освоению ракетного оружия, по вводу подводных лодок в состав сил постоянной боевой готовности и несению боевых служб. Благодаря активной деятельности и высокой требовательности Г.М.Егорова командиры подводных лодок успешно осваивали новое оружие, вырабатывали новые тактические приёмы. «От командира соединения для достижения поставленных целей требовались непреклонная воля и твёрдость в осуществлении главной задачи – обеспечить боеспособность кораблей. Но твёрдость и воля немыслимы без компетентности, без знания материальной части, оружия, тактики и оперативного искусства, а особенно без знания подчинённых, в первую очередь командиров кораблей.» [1].
В должности командира 12 эскадры подводных лодок Г.М.Егоров проводил большую работу как старший морской начальник и начальник гарнизона губы Сайда. Он стал отвечать за обустроство подводников и их семей жильём, теплом, продовольствием. В магазинах посёлка Ягельный были и продовольственные и промышленные товары. Не было поликлиники, а был лазарет в финском домике – была построена современная поликлиника, после чего перестали возить рожениц в Полярный или в Североморск (были случаи, когда младенец появлялся на свет на плавсредстве). Не было стационарного причала для погрузки ракет – вскоре он был построен, не было тренажёров для обучения ракетчиков – был создан Учебный центр. Не было спортивного городка – моряки своими силами построили спортивный комплекс.
В это время прошло становление первого поколения командиров ракетных подводных лодок Э.Н.Спиридонова, А.М.Косова, В.К.Коробова, Р.Б.Радушкевича, Н.С.Борисеева, В.А.Антонова, С.И.Бочкина, В.А.Евдокимова, В.В.Зотова, Г.И.Каймака, Б.А.Караваева, К.Б.Курдина, О.А.Матвиевского, В.М.Нечаева, Ф.А.Семашкевича, С.П.Стёпочкина, Л.Н.Шабалина, В.Ф.Шпунтова…
В апреле 1963 года контр-адмирал Г.М.Егоров назначен начальником штаба, заместителем командующего Северным Флотом. В начале 1967 года вице-адмирала Г.М.Егорова назначают заместителем Главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке. На этой ответственной должности Георгий Михайлович прослужил более пяти лет. Он выполнял свои обязанности с большой ответственностью за судьбу Военно-Морского Флота страны, там, где решались вопросы боевой подготовки кораблей и частей ВМФ он придерживался своей твёрдой позиции.
С 3 мая 1972 года адмирал Г.М.Егоров (1971) возглавил Северный флот после переведённого в Москву по болезни адмирала флота С.М.Лобова.
В должности командующего Северным флотом Георгий Михайлович умело руководил процессом бурного развития океанского ракетно-ядерного флота. Обладая большим опытом руководства, строительства и подготовки атомных подводных лодок 1-го и 2-го поколений, Георгий Михайлович стал непосредственным организатором их практического освоения в период бурного развития.
В 1973 году Г.М.Егорову присваивается воинское звание адмирал флота. Он неустанно выходит в море на испытания новых атомных подводных лодок и на новых надводных кораблях. Бывали случаи, когда заводские недоработки корабля таили в себе смертельную опасность для корабля и экипажа в целом. Однако смелые и решительные действия присутствующего на корабле командующего флотом предотвратили опасность.
«Иной раз в море приходилось лично принимать экстремальные решения: предотвращать аварии с оружием и техникой, локализовать возможные тяжёлые последствия в период испытаний. Именно так произошло на испытаниях нового ракетного комплекса, где председателем комиссии был мой давний товарищ контр-адмирал И.И.Жуйко. …27 мая 1972 года. Баренцево море. Атомная подводная лодка «К-145» под флагом командующего Северным флотом адмирала Г.М.Егорова следует в район пуска новой баллистической ракеты. На борту члены государственной комиссии по приёмке нового ракетного комплекса, который прошёл заводские испытания на плавучем стенде. Отработка комплекса с ракетой РСМ-40 производилась с июня 1969 года по декабрь 1971 года. Всего было выполнено 20 успешных пусков. Осталось провести испытания на подводной лодке в реальных условиях. Для этого была переоборудована атомная ракетная подводная лодка проекта 658 «К-145», на которой были размещены шесть ракетных шахт. На «К-145» (командир В.И.Илларионов) была выполнена успешная ракетная стрельба в декабре 1971 г из Белого моря. Осталось немного: подписать акт Государственой комиссии на приёмку ракетного комплекса «Д-9» с ракетой «Р-29» (РСМ-40) межконтинентальной дальностью полёта. Документ очень большой государственной важности. Для этого и пошёл в море Командующий Северным флотом адмирал Г.М.Егоров, чтобы лично удостовериться в новом, межконтинентальном ракетном комплексе Д-9.
«К-145» следует на заданной глубине … метров, с заданной скоростью от …и до …узлов, при волнении моря до …баллов, скорости ветра до …м/сек. В соответствии с утверждённым планом производится автоматическая предстартовая подготовка. Из ракетного отсека командир подводной лодки получил доклад: «Выполнена 30-ти минутная готовность к старту!» И вдруг в одной из систем ракетного комплекса произошёл сбой. Это грозило катастрофическими последствиями. Секунда, вторая и корабль содрогнулся! Заместитель генерального конструктора ракетного комплекса изменился в лице. Он бросился на пост предстартовой подготовки. Промедление грозило тяжелейшими последствиями. Командующий флотом, не теряя ни одной секунды, громогласно приказал: «Всплыть! Отдраить кремальеру шахты! Объявить по кораблю аварийную тревогу!»
Командир и экипаж подводной лодки действовали безукоризненно грамотно и быстро. Мощный атомный ракетоносец, увеличив ход, всплывал с глубины. Кремальера шахты отдраена, крышка шахты открыта, в отсеках все по местам. Командующий флотом приказание отдал своевременно. Со всплытием в шахте, где находилась межконтинентальная баллистическая ракета произошёл сильнейший взрыв, над кораблём поднялся громадный столб пламени, ограждение надстройки «К-145» полыхало огнём. Но своевременно принятые меры позволили обойтись без жертв в людях. В 1977 году Г.М.Егорова назначают начальником Главного штаба - первым заместителем Главкома ВМФ. В этой должности Георгий Михайлович находился пять лет, пять лет многогранной деятельности большой государственной важности.
В 1981-88 гг. адмирал флота Г.М.Егоров исполнял обязанности председателя Центрального комитета ДОСААФ, сменив на этом посту по болезни ушедшего Трижды Героя Советского Союза Главного маршала авиации А.И.Покрышкина. Георгий Михайлович состоял кандидатом в члены ЦК КПСС в 1972-77 гг. и в 1981-85 гг.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР двух созывов, с 1981 г. – член Президиума Верховного Совета СССР. Родина высоко оценила заслуги Георгия Михайловича. За личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в строительство ВМФ и повышение боевой готовности в послевоенный период, освоение сложной боевой техники в октябре 1978 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён двумя орденами Ленина (1963, 1978), орденом Октябрьской Революции (1974), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1953, 1968), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1945, 1985), орденом Красной Звезды (1951), За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3 степени (1988), орденом Монгольской Народной Республики, медалями.
С 1988 г. по 1992 г. состоял в Группе генеральных инспекторов МО.
В мае 1992 г. Георгий Михайлович вышел в отставку.
Он занимался большой творческой работой: написаны и опубликованы военно-исторические труды «Дело всего народа» (1984), «Фарватерами флотской службы» (1985, 1992), «Военно-Морской Флот России на защите Родины» (2000). В его книгах как бы дан отчёт перед флотом и народом за многие годы войны и послевоенной службе.
Георгий Михайлович принимал активное участие в работе общественных организаций: в комитетах «Ветеранов войны», «Мир океанам» - при комитете «Защита Мира». С 2000 года и до своей смерти был Почётным Президентом Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ. Активно участвовал работе Клуба. В мае 2000 года под его руководством прошел 37 Международный Конгресс подводников в Петербурге.
В ноябре 2002 года, по приглашению Лиги подводников США, участвовал Дне ветеранов в Санта-Барбаре (штат Калифорния), где присутствовало более 500 ветеранов ВМС США. Георгий Михайлович выступил там с яркой содержательной речью, в которой сказал об «…историческом значении совместной Победы в мае 1945 года над злейшим врагом человечества – германским фашизмом. То, что в последние годы восстанавливаются дружеские связи между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции – это знамение времени…»[2].
Адмирал флота Г.М.Егоров ушёл из жизни 9 февраля 2008г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Он оставил добрую память о себе, как удивительно обаятельный адмирал с добрым, но волевым характером, завораживающим взглядом, в котором не было наигранного артистизма и высокомерия, показного превосходства и напоминания о соблюдении субординации, которая сама собой соблюдалась.
Источники информации:
1.Г.М.Егоров «Фарватерами флотской службы», М.,Патриот 1992г.
2.Журнал «Морской сборник» № 8-2003г.
БОГОМАЗОВ К.Я.