ЛЮБИМЫЙ АВТОМАТ АДМИРАЛА ЕГОРОВА

БАТЯ АТОМНОГО ФЛОТА БЫЛ УДАЧЛИВ В ДЕЛЕ

Об адмирале флота Георгии Михайловиче Егорове можно сказать, что он герой и войны, и мирного времени. Недаром в представлении от 1978 года отмечено, что высшая советская награда присваивается за личное мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной, вклад в строительство ВМФ и освоение сложной боевой техники. В том, что наши атомные субмарины достойно несут свою службу, большая заслуга адмирала флота Егорова.

Он родился 30 октября 1918 года в Петроградской губернии. Окончив в 1936 году Ленинградский техникум точной механики и оптики, поступил в ВВМУ имени Фрунзе, после которого в 1940-м получил назначение командиром штурманской БЧ-1 подводной лодки Щ-310. Великую Отечественную лейтенант Егоров встретил на Балтике в боевом походе. 28 сентября 1942 года в районе банки Штольпе Щ-310 под командованием капитана 3-го ранга Дмитрия Ярошевича обнаружила и потопила транспорт противника «Франц Рудольф». Результативности атаки во многом способствовала отличная работа штурмана Егорова. 9 октября 1942-го при возвращении из боевого похода Щ-310 подорвалась на мине и получила серьезные повреждения. Но благодаря умелым действиям и мужеству экипажа возвратилась в Кронштадт. Аттестуя штурмана, командир писал: «Участвовал в трех боевых походах. В своей работе аккуратен и вдумчив. Прекрасный специалист-кораблеводитель. Высоко авторитетен и любим равными и подчиненными. Смел и отважен до героизма». За проявленное мужество, самоотверженность и высокое боевое мастерство Егоров был награжден первым боевым орденом – Красного Знамени.

“Лодка должна быть не монстром, а осой – подскочила, ужалила и улетела”

В феврале 1943 года штурман назначается помкомандира Щ-310, а в 1944-м после окончания курсов усовершенствования офицерского состава подплава становится командиром ПЛ М-90. 9 мая 1945 года встречает в очередном боевом походе.

После Великой Отечественной войны он командовал лодками С-20, Н-26 и Б-26 на Балтике. Мне посчастливилось служить под началом Егорова с 1959 года, когда он пришел на должность командира 8-й дивизии подводных лодок Северного флота. Это было соединение дизельных субмарин, но там ковались кадры для будущего атомного флота. С тех пор остались самые теплые чувства к нему, командиру и человеку.

Свой жизненный путь адмирал описал в книге «Фарватерами флотской службы», выдержавшей несколько переизданий. Это труд о себе, а больше о друзьях-товарищах, офицерах, адмиралах и рядовых нашего ВМФ. Егоров рассказывает о службе на Балтике с 1944 по 1950 год: «М-90, на борту которой он встретил День Победы, и Н-26, трофейная немецкая ПЛ IХ серии. Вспомнил об этом не случайно. Книга Егорова не только воспоминания, но и рассуждения опытного подводника о флотской службе, где главный не только командир, а и коллектив: «В производстве, например, торпедного залпа участвует весь экипаж лодки. И случись сбой в каком-либо из звеньев длиной цепи – атака сорвется. А чтобы этого не произошло, необходимо неразрывное единство командира и экипажа…»

Вспомнил о двух балтийских лодках, которыми командовал подводник Егоров, потому что мне посчастливилось встретиться с членами их экипажей. В 1962 году на нашу лодку С-345 проекта 613 8-й дивизии СФ прибыл на переподготовку экипаж для практической отработки в море. На выход их провожал командир дивизии капитан 1-го ранга Егоров. Мы тогда поинтересовались у них: почему такая честь? «Так это же наш Батя!» – отвечали они, хотя многие подводники были его ровесниками или старше. В море не было возможности расспросить подробнее, поскольку напряженно работали. Но мне довелось сопровождать этот экипаж до Ленинграда. И тогда в поезде я услышал от этих людей, участвовавших в боевых походах, много добрых слов о Егорове: «Наш Батя был мастером своего дела. Вникал во все, а главное – был всегда справедлив, спокоен и уверен. Был удачлив в деле. Да и сейчас, став большим командиром, не погнушался встретиться с нами, вспомнить былое…»

Есть у меня и личные воспоминания об адмирале. Ничто не характеризует человека, как эпизоды жизни, на первый взгляд неброские, но весьма характерные для понимания человеческой сути. В 1977 году на СФ работала Инспекция МО СССР во главе с Маршалом Советского Союза Кириллом Москаленко, весьма требовательным военачальником. В ходе двусторонних учений флота один из эпизодов как офицер Оперативного управления штаба флота разрабатывал я: должен был ввести в полигон, из которого стрелял РПКСН, многоцелевую ПЛ «синих» для противодействия. Но следовало получить разграничительные глубины между подлодками, работавшими в одном месте, от начальника Управления боевой подготовки флота СФ контр-адмирала Швецова, которые следовало вписать в боевые распоряжения. Время шло, но я так и не добился сведений от Швецова, и встал вопрос: почему лодка «синих» действует вне полигона? Вдруг маршал спросит, где противодействие.

Не имея разграничительных глубин, я проложил маршрут лодки «синих» вокруг полигона. Время старта подходило к часу Ч, и представьте, как меня топтали на КП флота, где в тот момент заправлял начальник УБП, стрельба-то шла по их плану.

В разгар этой «битвы» на КП появился командующий флотом. Егоров, опытный подводник. Выслушав доводы обеих сторон, высказал свое мнение: «Маршал ничего не спросит, а как Кулинченко сделал, так и будет! А вам, адмиралы, негоже пренебрегать мнением офицеров».

В 1963–1967 годах начальник штаба СФ Егоров принимал непосредственное участие в подготовке и обеспечении походов советских субмарин к Северному полюсу и в экваториальную зону, а также подледных трансарктических переходов с Северного на Тихоокеанский флот. С 1973 по 1977 год он командовал краснознаменным Северным флотом, затем до 1981-го был начальником Главного штаба, первым заместителем главкома ВМФ.

Георгий Михайлович активно участвовал в создании и освоении ракетного и атомного флота, его вклад в подготовку и повышение боевой готовности ВМФ страны в годы холодной войны не оценен до настоящего времени. Любимым детищем Егорова была подводная лодка «Лира» проекта 705. Автору этих строк запомнились слова адмирала: «Лодка должна быть не монстром, а осой – подскочила, ужалила и улетела», чему и соответствовал проект, получивший у моряков название «Автомат».

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник

Вернуться к списку новостей