"Моя работа с конструкторскими бюро «РУБИН» И «МАЛАХИТ» в 90-е годы", Норман Полмар, США, аналитик и консультант, специализирующийся в области военно-морского флота, авиации и разведки.

 

МОЯ РАБОТА С КОНСТРУКТОРСКИМИ БЮРО «РУБИН» И «МАЛАХИТ» В 90-Е ГОДЫ.

Норман Полмар, США, 24 июля 2013 года. Аналитик и консультант, специализирующийся в области военно-морского флота, авиации и разведки.

В 1991 году Военно-морской институт США опубликовал мою книгу « Подводные лодки российского и советского военно -морского флота 1718–1990 гг.», Написанную в сотрудничестве с Джурриеном Ноотом, офицером Королевского военно-морского флота Нидерландов. Книга стала первым трудом на английском языке, в котором представлена ​​реалистичная история, а также исчерпывающие технические данные о развитии и эксплуатации российско-советских подводных лодок.

Конечно, в декабре того же года Советский Союз распался, и, вкратце, появилась значительная информация о советских подводных лодках.

В следующем году я получил факс от академика Игоря Дмитриевича Спасского, директора и генерального конструктора ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге. Спасский, выпускник Ленинградского высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, после Великой Отечественной войны служил в ВМФ СССР. После получения ученой степени и непродолжительной службы на крейсере он был направлен на работу по проектированию подводных лодок в Центральное конструкторское бюро № 18, ныне «Рубин». В 1955 году его уволили из ВМФ, уволили в запас и продолжили работать в конструкторском бюро, а в 1974 году он стал директором престижной организации.

В факсе Спасского от 22 июня 1992 г. - это было до появления Интернета и электронных писем - он написал: «Мы с большим интересом ознакомились с вашей книгой« Подводные лодки ВМФ России и СССР » и благодарны вам за ваш фундаментальный классический анализ история подводного флота России ».

Он отметил, что: «Если у вас есть намерение издавать новые издания книги. . . мы готовы предложить нашу помощь в предоставлении некоторых более точных данных и дополнений, которые, не умаляя достоинств вашей книги, могли бы повысить доверие к некоторым данным, приведенным в книге ».

Спасский также написал: «Приглашаем вас посетить Санкт-Петербург, посмотреть экспозиции нашего музея и посетить« Народоволец » [русская подводная лодка 1931 года], которую мы отреставрировали в качестве мемориального музея».

Практически одновременно с этим я получил приглашение от адмирала флота В. Н. Чернавина, последнего главкома ВМФ СССР (1985-1991 гг.) И первого главы постсоветского ВМФ (1991-1992 гг.), Посетить его. в Москве. Чернавин стремился создать исчерпывающую, неполитическую историю военно-морского флота, что было невозможно при советской власти. Он хотел, чтобы я помогал в разработке проекта и был редактором англоязычного издания.

Так, в ноябре 1992 года мы с сыном Михаилом прилетели в Москву в гости к адмиралу Чернавину. (Ранее я был в Советском Союзе в 1973 году в качестве гостя Института исследований США и советского военно-морского флота.) Находясь в Москве, мы установили контакт с академиком Спасским, который знал о нашем визите, и он пригласил Майка и меня быть его гости в Санкт-Петербурге (бывший Ленинград).

Предприниматель, а также инженер, дизайнер и ученый, Спасский построил отель «Нептун» на 100 номеров рядом с конструкторским бюро «Рубин». Майк и я приехали в отель рано утром в субботу, 14 ноября, и нам предоставили просторные и удобные апартаменты - гостиную, спальню, ванну.

Умывшись и переодевшись (что необходимо после восьмичасовой поездки на поезде из Москвы), мы прошли два квартала до офисного комплекса «Рубин». Там мы познакомились со Спасским и примерно десятью его руководителями. После того, как мы обменялись подарками (книгами), Спасский подарил мне масштабную модель тогда еще относительно новой подводной лодки «Кило». * Мы посетили помещения музея «Рубин», заполненные памятными вещами и моделями всех подводных лодок его разработки - построенных и не построенных. Последние были особенно интересны!

Среди конструкторов, которых Спасский представил Майку и мне, был Виктор Семенов, который пришел в конструкторское бюро в 1947 году и работал над несколькими новаторскими проектами подводных лодок. Впоследствии он был заместителем академика С. Н. Ковалева, главного конструктора стратегических ракетных подводных лодок «Янки», «Дельта» и «Тайфун» - последнего из крупнейших подводных кораблей из когда-либо построенных. В свои 70 лет Семенов был еще очень подвижным и резким. Он не знал английского языка, но когда Спасский назначил его моим «связным» с Рубиным, мы быстро сдружились с очаровательной Ириной Ворбевой в качестве переводчика.

Перекусив, мы поехали в мемориал-музей « Народоволец» и осмотрели отреставрированную подводную лодку 1930-х годов. Затем возвращаемся в отель на ранний ужин и отправляемся на балет. (Вскоре я стал большим поклонником русского балета.)

Воскресенье было не менее насыщенным. В ходе наших обсуждений мы со Спасским решили, что займемся совместным книжным проектом, в котором будут освещены разработки советских подводных лодок. Так родилась книга « Подводные лодки времен холодной войны» , опубликованная в 2004 году, подписью которой я поделился с американским технологом по подводным лодкам К.Дж. Муром. (По политическим причинам Спасский и Сеймонов не могут быть названы соавторами.)

Во время нескольких последующих посещений Рубина я встречался с группами конструкторов, чтобы обсудить развитие советских подводных лодок. Одним из самых высокопоставленных участников этих дискуссий был Сергей Ковалев. Помимо обсуждения технических аспектов подводной лодки «Тайфун», он упомянул проходившие тогда в ВМС США дебаты о назначении женщин на работу на подводных лодках. Ковалев предложил ВМС США приобрести подводные лодки «Тайфун»: внутри у них было два основных корпуса с тремя соединительными секциями. Таким образом, он объяснил - с присущим ему юмором - что ВМФ может поместить мужчин в один корпус, а женщин - в другой, и внимательно следить за их взаимодействием! (Я написал свое предложение в вопросе августа 1995 года Военно - морской институт Proceedings - «Тайфун Solution»)

Семенов всегда был рядом, делясь со мной своими обширными знаниями о русско-советских подводных лодках. Но мы также путешествовали по местности - посещали музеи, верфи, Эрмитаж и просто гуляли и разговаривали. Я убедил Спасского и Семенова поделиться своими знаниями и фотографиями ранних русских подводных лодок в небольшой англоязычной книге Submarines of the Tasrist Navy (1998), которую я редактировал.

В 1993–1994 годах ВМС США получили финансирование для поддержки обменов с советскими историками и историками Восточного блока. Эта программа способствовала финансированию моего участия в исторической конференции в Москве, где я выступал с докладом об усилиях США по борьбе с подводными лодками во время кубинского ракетного кризиса (1962 г.), и для поездки в Санкт-Петербург.

Финансирование также позволило мне пригласить Спасского в США. Визит Спасского в октябре 1993 года в сопровождении российского военно-морского офицера, занимавшегося историческим проектом Чернавина, и с помощью Джорджа Федероффа, ведущего русского лингвиста ВМС США, увенчался большим успехом. Основные моменты визита включали представление Спасским доклада по истории развития советских подводных лодок (который я читал на английском языке) на конференции Военно-морской академии, а также продолжительное интервью с сотрудниками Военно-морского института. Он разговаривал с другими группами, и у нас была возможность для частных бесед (с переводом Федерофф).

Во время моего визита в Санкт-Петербург и Рубин в мае 1994 года Спасский организовал для меня слайд-презентацию о текущей ситуации с подводными лодками в США в Зале ученых. Присутствовали около 200 офицеров, конструкторов и инженеров-подводников. Когда сессия закончилась, ко мне подошли несколько человек из аудитории, большинство из которых просило меня подписать копии моих книг. Но один джентльмен сказал, что я ему не нравлюсь.

Хорошо… почему? На очень хорошем английском он представился Александром Антоновым из конструкторского бюро подводных лодок «Малахит». Малахит - ранее СКБ СКБ-143 - был крупным конструктором советских подводных лодок. Антонов пригласил меня посетить Малахит, также расположенный в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить подводные программы.

Когда я вернулся в Россию в сентябре-октябре 1994 года, я был и в Рубине, и в Малахите. Заведующий отделением Малахита доктор Кутеников А.В. находился в Финляндии, когда я прибыл в его бюро 3 октября. Антонов поприветствовал меня и познакомил с несколькими старшими дизайнерами; у нас была предварительная дискуссия и обед. Среди конструкторов был заместитель главного конструктора замечательной атомной подводной лодки «Альфа» Радий Александрович Шмаков. Через три дня, шестого числа, я вернулся на Малахит, и меня встретил Кутеников, приветливый, сердечный и очень услужливый. Затем и во время будущих визитов он договаривался со своими дизайнерами и предоставил мне доступ к своим архивам. Антонов был моим связным с бюро и вместе с Шмаковым и другими предоставил значительный материал для подводных лодок времен холодной войны.

В то время я не осознавал жесткую конкуренцию между двумя уцелевшими конструкторскими бюро подводных лодок - «Рубином» и «Малахитом». Спасский не оценил мои новые отношения с Малахитом. Он очень ясно дал это понять, когда пришел на одну из моих сессий с дизайнерами Rubin и, хлопнув кулаком по столу, начал тираду против Малахита.

Я считаю, что наши отношения еще больше ухудшились по мере того, как мы разрабатывали подводные лодки времен холодной войны, и Спасский увидел влияние Малахита на книгу. Пока мы с Семеновым и другими дизайнерами «Рубина» продолжали встречаться и переписываться, мои ценные отношения со Спасским закончились. А спустя короткое время российское правительство прекратило открытые обмены между западными людьми и деятельность, связанную с обороной. Это было недолгое и замечательное «окно возможностей».

* С любезного разрешения дизайнерских бюро и друзей у меня теперь есть масштабные модели подводных лодок «Кило», «Янки», «Папа», «Майк» (« Комсомолец» ) и «Тайфун», сделанные на верфях , причем последние более трех футов в длину.

 
На фото слева направо: Норман Полмар, Майкл Полмар, И. Д. Спасский на ЦКБ "Рубин" в 1992 году. Фото любезно предоставлено ЦКБ "Рубин".
Вернуться к списку новостей