СКОРБНАЯ ВЕСТЬ...

Совет Клуба моряков-подводников с прискорбием сообщает о кончине нашего иностранного друга, бывшего президента Ассоциации германских подводников Гюнтера Хартманна.

Информация, полученная от Михаэля Сетцера, президента Ассоциации германских подводников:

Наш бывший президент Ассоциации германских подводников (АГП) Гюнтер Хартманн скончался 26 мая в своем доме в городе Хагнау на берегу озера Констанс. Его смерть стала для нас полной неожиданностью.  Вопреки своему возрасту и состояния здоровья он принимал самое активное участие в деятельности нашего сообщества и его мероприятиях. Нам будет очень не хватать его радостного смеха, его неизменного позитива и его способности завоевывать расположение других людей. Он всегда был вместе с нами, модно одетый, в темно-синем блейзере и практически всегда при галстуке. Таким был наш старый президент. Гюнтер постоянно интересовался вопросами организации работы АГП и неизменно оказывал помощь президиуму своими советами и рекомендациями. Он был всегда готов взяться за перо, если для решения проблемы требовался его огромный опыт, или нужно было написать некролог. Насколько яркой и насыщенной была его жизнь, настолько тихой и незаметной оказалась его смерть. Незадолго до кончины Гюнтера его жена Лотти перенесла инсульт и мало чем могла помочь в вопросах организации похорон и доведения информации об этом печальном событии. В июне из-за пандемии не могли состояться похороны, на которых мы могли бы сказать слова прощания Гюнтеру. В конечном итоге после скромного обряда, состоявшегося в Хагнау, в отсутствие семьи и друзей, прах Гюнтера согласно его воле был предан морю 11 июля в районе Нойштадт Байт, недалеко от Любека. И хотя и в этом случае не было традиционных похорон, и не было возможности сказать слова прощания в достойной обстановке и проводить его в последний путь, мы будем всегда помнить Гюнтера – жизнерадостного, энергичного, активного.

Гюнтер родился 26 июня 1932 года в военно-морском госпитале в городе Фленсбург-Мюрвике. Он был старшим из семи детей. Его отец, Вернер Хартманн, был известным командиром-подводником, удостоившимся позднее самых высоких наград. Вслед за отцом, в ноябре 1940 года,  семья перебралась в Гдинген (Гдыню), куда был направлен отец, занявший должность командира 2-го учебного дивизиона подводных лодок и тактической флотилии подводных лодок. В 1943 году Гюнтер поступил в школу-интернат при Государственном институте политических наук в Штуме, к югу от Мариенбурга, недалеко от Данцига (Гданьска). В то время, когда его отец командовал подводной лодкой и выполнял боевые задачи, в начале в Южной Атлантике и в районе Мадагаскара, а затем, с 1944 года, как командир группы подводных лодок, действующих в Средиземном море, Гюнтер, которому в то время было 13 лет, трудился в тылу. Когда Красная Армия захватила большую часть Восточной Пруссии, за исключением Кенигсберга, и готовилась к наступлению в сторону Данцига (Гданьска), тысячи немецких беженцев хлынули на запад через реку Вистулу и Балтийское море, Гюнтер в феврале 1945 года продолжал строить  противотанковые рвы в районе Дойч Эйлау в Западной Пруссии. Его школа была эвакуирована в Кёслин, а затем в Плён Касл. Когда наконец школа была закрыта в апреле 1945 года, он сумел самостоятельно найти свою бабушку в Хайде. В это время мать с братьями и сестрами Гюнтера в конце января 1945 года бежали из Гдингена (Гдыни), по Балтийскому морю добрались до Киля, а оттуда к родственникам в Вернигероде в горах Гарца. В августе 1945 года, спасаясь от русских, они бежали и оттуда, на этот раз в Дитмаршен. Здесь, в Хойвише, собралась вся семья за исключением находившегося в плену отца, и здесь они нашли для себя новый дом. Жизнь понемногу налаживалась, и дети смогли пойти в школу. Гюнтер был принят в школу-интернат Св. Петра для детей беженцев, здесь, в 1952 году, завершилось его школьное обучение, начатое в Вильгельмсхафене в 1939 году. После этого, Гюнтер матросом начал службу в торговом флоте, и на протяжении четырех лет плавал на разных судах, какое-то время даже на одном судне вместе с младшим братом Волкером. В 1957 году Гюнтер поступил в мореходное училище в Гамбурге, где провел три года, вплоть до 1960-го, и получил диплом матроса-рулевого. После дополнительного обучения в мореходном училище, он вышел из него уже с дипломом капитана. Но в 1962 году, с десятилетним стажем, оставил торговый флот и поступил как новобранец на службу в военном флоте. Начальную военно-морскую подготовку Гюнтер проходил в Глюкштадте, а с января 1963 года прошел обычное для военно-морских офицеров обучение в составе экипажа Х/61. Впоследствии, в апреле 1965 года, Гюнтера по его просьбе перевели для прохождения службы в 1-ю эскадру подводных лодок в Киле. На протяжении последующих 20 лет, вплоть до ухода в отставку, его жизнь была связана с Флотилией подводных лодок.

После прохождения базовой подготовки вахтенных офицеров и инженер-механиков подводных лодок в учебном подразделении в Нойштадте проходил до 1967 года службу вахтенным офицером U-5 и вахтенным инженер-механиком U-6. Следует отметить, что благодаря своим способностям, он сумел в два раза быстрее обычного получить допуск к управлению подводной лодкой, и 18 августа 1967 года, после двух с половиной лет службы на флотилии, был готов вступить в командование подводной лодкой U-1.

В это время еще не было завершено формирование флотилии. Экипажа проходили подготовку и выходили в море под наблюдением офицеров, имевших опыт Второй мировой войны. Гюнтер относился к первому поколению их преемников, заложивших основы подготовки экипажей подводных лодок в новой военно-политической обстановке. С апреля 1969 по октябрь 1974 года, с небольшим перерывом, связанным с учебой на курсах усовершенствования, он возглавлял только что созданную группу боевой и технической подготовки, где были заложены основы подготовки германских подводников. До настоящего времени в этом подразделении проходят обязательную подготовку и обучение экипажи подводных лодок. После непродолжительного исполнения обязанностей заместителя командира учебной группы подводных лодок, Гюнтер около пяти лет занимался вопросами материально-технического снабжения подводных лодок в штабе ВМС Германии в Вильгельмсхафене в должности системного администратора. К такой работе за канцелярским столом он относился без особого энтузиазма. После очередного повышения в звании, Гюнтер 1 октября 1981 года принял командование над учебной группой подводных лодок, в составе которой помимо тренажеров у него находились во временном подчинении четыре подводных лодки. Как первый офицер послевоенного поколения, занявший эту должность, он внес много важного в процесс подготовки. Так, например, во время его командования группой были модернизированы тренажеры для подготовки экипажей лодок проекта 206 и разработан курс подготовки командиров этик кораблей, что было необычным для ВМС Германии. Многие наши воспоминания о Гюнтере связаны именно с этим периодом его службы. Дополнительно к индивидуальной специальной базовой подготовке в учебной группе частично отрабатывались задачи оперативной подготовки, что значительно укрепило положение учебной группы и ее командира.

Гюнтер занимался своим делом с большим энтузиазмом, отдаваясь ему и сердцем и душой. Многие из тех, кто проходил обучение под его началом в это время, отзываются о нем как об умелом, заботливом руководителе. По словам самого Гюнтера, пять лет, проведенных в Нойштадте, были для него самыми лучшими и напряженными годами службы на флоте. Что могло быть лучшего для него после этого?

Когда для оптимизации службы штабов Бундесвера была разработана программа сокращения кадров, она коснулась и Гюнтера. Ему пришлось выйти в отставку 30 сентября 1986 года. По инициативе командира и экипажа в честь Гюнтера и его жены в кругу самых близких друзей был устроен изысканный прощальный ужин на борту подводной лодки U-23, специально переведенной для этого в Нойштадт. Во время обратного перехода в Экенфьорд у входного буя Гюнтера с женой встретил и принял на борт катер. Все это происходило под звуки любимой песни Гюнтера «Белые скалы Дувра». Таким стал его последний выход в море в качестве боевого офицера.

Но Гюнтер по-прежнему поддерживал тесные связи с подводниками. Он начал работать в конструкторском отделе Габлера в Любеке, в известном проектно-конструкторском бюро (Engineering Kontor Lübeck), в качестве консультанта разрабатывающихся здесь подводных лодок 211 и 212 проектов. Такая насыщенная деятельность была сопряжена с многочисленными зарубежными поездками и контактами. 1 апреля 1992 года, Гюнтер окончательно вышел на пенсию и перебрался в Хагнау на озере Констанс. Конечно же, ему пришлось заниматься обустройством своего нового дома. Наряду с этим, Гюнтер помог в создании и развитии местного яхт-клуба, и даже сумел получить для него списанный морской катер. В дополнении ко всему, Гюнтер добросовестно относился к своим обязанностям христианина, и на протяжении нескольких лет выполнял обязанности церковного старосты в своем протестантском приходе, а иногда выступая в качестве его синодального представителя. Особое внимание уделялось подводникам и подводным лодкам.

На протяжении 10 лет, с 1992 по 2002 год, Гюнтер был президентом Ассоциации германских подводников. Как первый президент послевоенного поколения он вновь активно занимался вопросами реорганизации Ассоциации. Как руководитель, он с большим искусством и дипломатией сумел решить порой очень сложные вопросы укрепления взаимоотношений представителей военного и послевоенного поколений подводников. Я имел возможность не раз видеть, как в ходе горячих дискуссий членов президиума, Гюнтер умело находил компромисс между их непримиримыми представителями в руководстве нашей организации.

Гюнтер был хорошо известен за границей, поскольку представлял Ассоциацию германских подводников на различных международных конгрессах и встречах. Он руководил конгрессом подводников в Германии, на котором впервые присутствовала делегация из России.

Гюнтер был настоящим подводником. Морское братство и любовь к морю имели для него огромное значение. Он был целеустремленным, жизнерадостным человеком и его не могли остановить никакие препятствия. Даже после ампутации нижней части левой ноги, проведенной в апреле 2006 года в Южной Африке, он не отказался от своего страстного увлечения яхтенным спортом, и много лет провел в дальних походах как капитан яхты.

Как я уже говорил, 26 мая он мирно почил в своем доме в Хагнау на озере Констанс. Он прожил долгую, насыщенную самыми разными событиями жизнь. Мы не забудем Гюнтера Хартманна, нашего бывшего президента.

 

Михаэль Сетцер, президент Ассоциации германских подводников

 

Вернуться к списку Аврора